Автоматизация звуков л и ль

Занятие Л — 1.

1. Выполнить упражнения артикуляционной гимнастики:

"Блин", "Иголочка", "Орешек", "Маляр", "Чьи зубки чище" "Покусай кончик языка".

2. Упражнение "Самолет летит и гудит: л — л — л".

Произносить звук А (или Ы), прикусив кончик языка. Повторрть до 5 раз.

3. Произнести четко медленно:

Ал — ал —: ал — мел на пол упал.

Ол — ол — ол — я люблю футбол.

Ул — ул — ул — сильный гул.

Ыл — ыл — ыл — пол я помыл.

4. Подбери картинки, приклей в тетрадь, назови их. Упал, подул, махнул, мыл.

Занятие Л — 2.

1. Упражнение "Самолет летит: л — л — л".

2. Повтори медленно и четко:

Ла — ла — ла, ла — ла — ла — Мила в лодочке плыла.

Ло — ло — ло, ло — ло — ло — у нас в комнате тепло.

Лу — лу — лу, лу — лу — лу — сидит кукла на полу.

Лы — лы — лы, лы — лы — лы — Чисто вымыты полы.

3. Подбери и приклей картинки в тетрадь (или нарисуй), назови:

Лак лом лук лыко
Лампа лось лунка полы
Лавка лодка лупа вилы
Булавка пилотка колун бокалы
3. Придума й предложения из двух слов со словами:
Лампа, лодка , лук, луна,   палатка. лось,
4. Определи позицию звука "л" в словах:
Лак, мал, пол , лом, палка.    

Занятие Л — 3.

1. Четко произнеси:

Ла — ло — лу — лэ:— ла

Ло — лу — лэ — лы — ла

Лу —- лэ — лы — ла — ло

Лэ — лы — ла — ло — лу

Лы — ла — ло — лу — лэ

Кла — кло Гла — гло Бла — бло Фла — фло Вла — вло

2. Повтори медленно и четко:

Пла — пло плу — плэ — плы

клу — клэ — клы глу — глэ — глы блу — блэ — блы флу — флэ — флы

ВЛА---- или ВЛУ----ВЛЭ----ВЛЫ

3. Повтори слова по 3 раза (шепотом, вполголоса, громко).

Платок, плот, плуг, плыть, класть, клоун, клумба, гладкий, глобус, флот, глубина, глыба, блузка, флаги.

Занятие Л —-4.

1. Четко произнеси поговорки. Определи позицию звука "л" в

словах:

Без дела жить — только небо коптить. Не спеши языком, а спеши делом. Словами туда-сюда, а делом никуда.

2. Перескажи рассказ. Ответь на вопросы.

Мила.

Вот Мила. У Милы собака Полкан и кот Малыш. Мила готовила салат. Мила взяла лук, колбасу, яйца и сметану. Мила дала Полкану кусок колбасы, а Малышу — белую сметану. Малыш лакает сметану из плошки.

Приклей (или нарисуй) картинки: Мила, Полкан, Малыш, салат,

лук, колбаса, плошка.

Кто это? Кто у Милы? Что делала Мила? Что взяла Мила? Что Мила дала Полкану и что — Малышу? Откуда Малыш лакает сметану?

Занятие Л — 5.

1. Перескажи рассказ с опорой на картинки.

Плот.

Плот плывет по волнам. На плоту Володя и Мила. Володя умеет плавать, он ловкий и смелый. А Мила мала. Мила плавает плохо.

Картинки: плот, волны, Володя, Мила, мальчик плывет, малень­кая девочка.

2. Подбери к рассказу картинки, повтори по картинкам.

Лола.

Вот Лола. Лола надела белое платье. На голове у Лолы платок. Около дома клумба. Это Лола посадила голубые фиалки и белые гла­диолусы. А весной у Лолы на клумбе были белые ландыши.

Картинки: Лола, платье, платок, дом, клумба, фиалки, гладиолу­сы, ландыши.

Занятие Ль — 1.

1. Подбери картинки, составь по ним рассказ.

В лесу.

Лиля и Лена идут по лесу. В лесу зеленые ели. Лиля и Лена уви­дели клен, липу и калину. У клена семена — легкие самолетики, лис­точки — кленовые. У липы листья зеленые, а семена — мелкие, мел­кие. У калины ягоды — кислые, кислые.

2. Составь рассказ по опорным картинкам.

Лиля.

Это Лиля. Лиля поливает клумбу из лейки. На клумбе тюльпаны и лютики.

На поляне.

Лена и Лева были в лесу. В лесу зеленая поляна. На поляне зем­ляника. Лена и Лева ели сладкую землянику.

Автоматизация звуков Р и Рь

Занятие Р — 1.

1. Заведи мотор (тихо, громко): р — р — р.

2. Повтори медленно и четко:

Ра — pa — pa, pa — ра — ра — вот высокая гора. Ро — ро — ро, ро — ро — ро — это полное ведро. Ру — ру — ру, ру — ру — ру — я с доски сотру. Ры — ры — ры, ры — ры — ры — вот летят комары.

3. Подбери и приклей картинки, определи позицию звука "р" в слове:

Радуга, парад, дорога, ворота, ведро, руки, руль, комары, топор.

4. Придумай предложения с сочетанием слов:

Полное ведро, высокая гора, злые комары, разноцветные шары.

Занятие Р — 2.

1. Повтори слоги, длительно произноси звук Р.

Кра — гра пра — бра тра — дра Кро — гро про — бро тро — дро Кру — гру пру — бру тру — дру Кры — гры пры — бры тры — дры Крэ -— грэ прэ — брэ трэ — дрэ

2. Подбери и приклей (или нарисуй) картинки, повтори, объ­ясни значение незнакомых слов.

Краб, кран, град, градусник, крот, грозы, круг, грунт, крылья, тигры, праздник, брат, провода, брод, прутья, брусья, брынза, трава, драка, трос, дрова, труба, друг, театры.

3. Придумай предложения со словами:

Краб, трос, градусник.

4. Запомни пословицу:

Петь хорошо вместе, а говорить — врозь.

Занятие Р — 3.

1. Перескажи рассказ. Ответь на вопросы.

а) Рыбак.

Рыбак жил у красивого озера. Там водились рыбы и раки, летали комары. Рыбак ловил рыбу и раков. Но ему мешали злые комары. Они отвлекали его от рыбалки. Рыба уплывала и скрывалась в зарослях водорослей. Раки зарывались в песчаные норки. Каждый раз рыбак уходил домой без рыбы и без раков.

Где жил рыбак?

Кого ловил рыбак?

Кто мешал рыбаку?

Что делала рыба?

Куда зарывались раки?

Картинки: рыбак, озеро, рыбы, раки, комары, водоросли, норки.

б) Рома и Рая.

Рома и Рая читали. Рома читал о пароходе, трамвае, троллейбусе и грузовике. Рома читал о транспорте. Рая читала рассказ про тигра, про зубра, про зебру и про крокодила. Рая читала книгу о жизни жи­вотных жарких стран в зоопарке.

Что делали Рома и Рая?

О чем читал Рома?

О ком читала Рая?

Занятие Рь — 1.

1. Медленно и четко произноси звук Рь — "Тигренок рычит".

2. Повтори слоги:

ря — ре — рю — ри ре — рю — ри — ря рю — ри — ря — ре ри — ря — ре — рю

3. Повтори слова со звуком Рь: Рита, грядки, репа, редька, редиска.

Рисуют, Ренат, варежки, стрекоза, кастрюля, тарелка, ирисы, электричка.

Пришли, орешник, береза, орехи, сережки.

4. Составь с любыми двумя словами предложения. Слова под­бери из упражнения 3.

Занятие Рь — 2.

1. Составь рассказ с опорой на картинки.

Рома, Рая и Роберт. Рома, Рая и Роберт рисуют. Рома нарисовал сковородку и сахарни­цу. Рая нарисовала чернику и смородину. Роберт нарисовал картошку и морковь. Рома рисовал посуду, Рая — ягоды, а Роберт — овощи.

2. Послушай и повтори рассказ. (По сюжетной картинке).

На огороде.

Рита и Рома идут на огород. Там грядки. На грядках растут огур­цы, репа, редиска, редька, картофель, помидоры и укроп. Рита и Рома несут в корзине картофель. Дети собрали хороший урожай овощей!

Занятие Рь — 3.

1. Составь рассказ по опорным картинкам.

Рита, Ренат и Рима.

Рита, Ренат и Рима рисуют. Рита рисует кастрюлю и тарелку. Ре­нат рисует электричку и корабль. Рима рисует ирисы и розы. Рита нарисовала посуду, Ренат — транспорт, а Рима — цветы.

2. Послушай и повтори рассказ.

В лесу.

Рита, Ренат, Рома и Дружок пришли в лес. Там растут дубы, орешники и березы. На дубе прыгает белка — рыжуха. На орешнике растут орехи, на березах — сережки. Хорошо в лесу!

Наши рекомендации