Самостоятельная деятельность

Сюжетно-ролевые игры, обыгрывание, дидактические игры. Практическая деятельность

Формы взаимодействия с семьями воспитанников
1. Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие). 2. Анкетирование, тестирование родителей, выпуск газеты, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьёй. 3. Проведение консультаций с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетенции в вопросах воспитания. 4. Распространение инновационных подходов к воспитанию детей через рекомендованную психолого-педагогическую литературу, периодические издания. 5. Привлечение родителей к совместным мероприятиям по благоустройству и созданию условий в группе и на участке. 6. Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий по поселку и его окрестностям, создание тематических альбомов. 7. Изучение и анализ детско-родительских отношений с целью оказания помощи детям. 8. Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их любят и о них заботятся в семье. 9. Выработка единой системы гуманистических требований в ДОО и семье. 10. Повышение правовой культуры родителей. 11. Консультативные часы для родителей по вопросам предупреждения использования методов, унижающих достоинство ребёнка. 12. Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Моё настроение» «Социально-коммуникативное развитие» с учетом НРК Совершенствование знаний о традициях и обычаях своего народа. Формирование представлений о том, что в Татарстане живут люди разных национальностей в мире и дружбе. Ознакомление с традициями, обычаями, обрядами русского, марийского, удмуртского и мордовского народа. Воспитание у детей организованности, дисциплинированности, уважения к старшим, заботливого отношения к малышам; умения и желания самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать поступки сверстников. На основе расширения знаний о Республиках Поволжья воспитание патриотических чувств к родному краю и толерантного отношения к народам других национальностей. Обеспечение осознанного и самостоятельного выполнения процессов самообслуживания, самостоятельного контроля качества результата. Привлечение к выполнению сезонных видов работ в природе (на участке детского сада). Поощрение желания работать в коллективе. Формирование знаний о соблюдении правил безопасности в разнообразных видах трудовой деятельности, активных форм общения с детьми и взрослыми в процессе трудовой деятельности. Расширение и систематизирование представлений о различных видах труда народов Поволжья, удовлетворяющих потребностей общества и государства. Поддерживание положительного отношения ребенка к собственному труду, его результату, труду взрослых и его результатам как к ценности. Ознакомление с реками РТ, правилами безопасного поведения на водоёмах. Формирование элементарных представлений о работе ГИБДД. Совершенствование осмотрительного отношения к опасным для человека и окружающего мира ситуациям. Образовательная область «Познавательное развитие» Цель:развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие. Задачи: 1) Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. 2) Формирование познавательных действий, становление сознания. 3) Развитие воображения и творческой активности. 4) Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). 5) Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках. 6) Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов. Формы работы с детьми в образовательной области «Познавательное развитие»   Коррекции и уточнения детских представлений • Повторение. • Наблюдение. • Экспериментирование • Создание проблемных ситуаций. • Беседа Формирование элементарных математических представлений • количество и счет • величина • форма • ориентировка в пространстве • ориентировка во времени Совместная деятельность: Интегрированные занятия, проблемно-поисковые ситуации упражнения, игры (дидактические, подвижные), рассматривание, наблюдение, досуг, КВН. Режимные моменты: Игровые упражнения Объяснение Рассматривание Наблюдение Самостоятельная деятельность:Игры (дидактические, развивающие, подвижные). Детское экспериментирование Совместная деятельность:Обучение в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среде, игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования, игровые упражнения, игры (дидактические, подвижные),показ, игры экспериментирования, простейшие опыты Режимные моменты:Игровые упражнения Напоминание, объяснение, обследование, наблюдение на прогулке, развивающие игры Самостоятельная деятельность:Игры (дидактические, развивающие, подвижные) Игры-экспериментирования, игры с использованием дидактических материалов наблюдение, интегрированная детская деятельность (включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую) Формирование целостной картины мира, расширение кругозора • предметное и социальное окружение • ознакомление с природой Совместная деятельность Сюжетно-ролевая игра, игровые обучающие ситуации, наблюдение, рассматривание, просмотр фильмов, слайдов, труд в уголке природе, огороде, цветнике, целевые прогулки, экологические акции, экспериментирование, опыты, моделирование, исследовательская деятельность, комплексные, интегрированные занятия, Конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, музейных экспозиций, проектная деятельность ,проблемные ситуации, досуги, праздники, развлечения Режимные моменты: Сюжетно-ролевая игра, игровые обучающие ситуации, наблюдение, труд в уголке природе, огороде, цветнике , подкормка птиц, выращивание растений, Экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций ,проектная деятельность ,проблемные Самостоятельная деятельность:Сюжетно-ролевая игра, игры с правилами, рассматривание, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование развивающие игры, моделирование, самостоятельная художественно-речевая деятельность, деятельность в уголке природы. Формы взаимодействия с семьями воспитанников 1. Информирование родителей о содержании и жизнедеятельности детей в ДОО, их достижениях и интересах: • Чему мы научимся (Чему научились), • Наши достижения, • Выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т.п.. 2. Собеседование с ребёнком в присутствии родителей. Проводится с целью определения познавательного развития дошкольника и является тактичным способом налаживания общения с родителями, демонстрации возможностей ребёнка. Опосредованно предостерегает родителей от авторитарного управления развитием ребёнка и жёсткой установки на результат. 3. Совместные досуги и мероприятия на основе сотрудничества деятельности родителей и педагогов. 4. Ознакомление родителей с деятельностью детей (видеозапись). Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется интеллектуальная активность ребёнка, его работоспособность, развитие речи, умение общаться со сверстниками. Выявление причин негативных тенденций и совместный с родителями поиск путей их преодоления. 5. Открытые мероприятия с детьми для родителей. 6. Совместные досуги, праздники, музыкальные и литературные вечера на основе взаимодействия родителей и детей. 7. Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «Родной край», «Профессии наших родителей», «Транспорт» «Мой дедушка-солдат» и др. с целью расширения кругозора дошкольников. 8. Совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Дневничок-здоровячок», «Я живу в поселке Балтаси», «Как мы отдыхаем» и др. 9. Совместная работа родителей, ребёнка и педагога по созданию альбома «Мои интересы и достижения» и др.; по подготовке тематических бесед «Мои любимые игрушки», «На пороге Новый год» и т.п. «Познавательное развитие» с учетом НРК Региональный компонент Основной цельюработы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края. Принципы работы: · Системность и непрерывность. · Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых. · Свобода индивидуального личностного развития. · Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка. · Принцип регионализации (учет специфики региона) В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др. Формы организации работы I. Организованная образовательная деятельность: 1) Родина моя – Татарстан 2) Мой родной город – Нижнекамск II. Недели татарской культуры 1) День татарского языка (культуры) 2) День международного языка III. Выставки рисунков по произведениям татарских писателей и поэтов. IV. Проводить праздники народов Татарстана: Сөмбелә, Нәүрүз, Масленица, Сабантуй V. Проведение конкурса чтецов татарских, русских, чувашских, марийских произведений VI. Создание предметно-развивающей среды для упражнений детей VII. Индивидуальные работа с детьми, имеющими низкий уровень развития. VIII. Привлечение родителей к организации обучения родного языка IX. Создание языковой среды в ДОУ   Образовательная область «Речевое развитие» Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Задачи речевого развития: - овладение русской и татарской речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Принципы развития речи: Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития; Принцип развития языкового чутья; Принцип формирования элементарного осознания явлений языка; Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; Принцип обогащения мотивации речевой деятельности; Принцип обеспечения активной языковой практики Средства развития речи: Общение взрослых и детей Культурная языковая среда Обучение родной речи на занятиях Художественная литература Изобразительное искусство, музыка, театр Занятия по другим разделам программы   Владение речью как средством общения - побуждать детей употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и социальной ситуацией, связывать их по смыслу; - вводить в речь детей новые слова и понятия, используя информацию из прочитанных произведений художественной литературы.   Обогащение активного словаря - расширять, уточнять и активизировать словарь в процессе чтения произведений художественной литературы, показывая детям красоту, образность, богатство татарского языка; - обогащать словарь детей на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности; - побуждать использовать в своей речи обобщающие и родовые понятия;. - расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные); - активизировать словарь прилагательных и глаголов через синонимы и антонимы; - поощрять стремление детей подбирать слова-синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной окраски высказывания; - объяснять и использовать переносное значение слов и побуждать использовать в своей речи для более точного и образного выражения мысли; - знакомить с многозначными словами и словами-омонимами и с фразеологическими оборотами   Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи - побуждать детей употреблять в речи имена существительные во множественном числе, образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных; - побуждать детей согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе), использовать глаголы в повелительном наклонении и неопределенной форме; - упражнять в употреблении притяжательного местоимения «мой» и в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед и др.); - упражнять в словообразовании при помощи суффиксов и приставок; - поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения; - обучать составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых; - способствовать появлению в речи детей предложений сложных конструкций; - начать знакомить с видами простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Развитие связной диалогической и монологической речи - вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками; - приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; задавать вопросы и строить ответ; - способствовать освоению ребенком речевого этикета (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание и пр.); - побуждать детей к описанию различными средствами отдельных объектов и построению связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов; - упражнять детей в восстановлении последовательности в знакомых сказках, вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему и структуру повествования: зачин, средняя часть, концовка. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха - развивать речевое дыхание и речевое внимания; - формировать правильное звукопроизношение; - побуждать проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя); - познакомить с понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие гласные звуки». - развивать речевой слух (фонематического и фонетического восприятия); - познакомить со слоговой структурой слова; - учить определять количество слогов в словах; - развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса); - упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного словопроизношения в правильном постановке ударения при произнесении слов.   Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте -упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова); - упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах); - упражнять в умении проводить слого-звуковой анализ слов. Упражнять в умении определять последовательность звуков в словах; - познакомить с ударением; - упражнять в умении производить анализ и синтез предложений по слова.   Формы работы с детьми по образовательной области «Речевое развитие» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми (3-5 лет) Совместная деятельность - эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками), обучающие игры с использованием предметов и игрушек. - коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные), сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация, работа в книжном уголке, чтение, рассматривание иллюстраций, сценарии активизирующего общения, речевое стимулирование(повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него, хороводные игры, пальчиковые игры. Режимные моменты - речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, уточнение напоминание, беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него). - хороводные игры, пальчиковые игры, образцы коммуникативных кодов взрослого тематические досуги.   Самостоятельная деятельность - содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек), совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог). - игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.), игры в парах и совместные игры (коллективный монолог)   Развитие свободного общения со взрослыми и детьми (5-7 лет) Совместная деятельность: - имитативные упражнения, пластические этюды, сценарии активизирующего общения. - чтение, рассматривание иллюстраций (беседа.), коммуникативные тренинги, совместная продуктивная деятельность, работа в книжном уголке, экскурсии, проектная деятельность Режимные моменты: - поддержание социального контакта (фатическая беседа, эвристическая беседа). - образцы коммуникативных кодов взрослого, коммуникативные тренинги, тематические досуги, гимнастики (мимическая, логоритмическая). Самостоятельная деятельность: - самостоятельная художественно-речевая деятельность детей, сюжетно-ролевая игра, игра- импровизация по мотивам сказок, театрализованные игры, игры с правилами, игры парами (настольно-печатные) совместная продуктивная деятельность детей   Развитие всех компонентов устной речи (3 -5 лет) Совместная деятельность: - артикуляционная гимнастика, дид. игры, настольно-печатные игры, продуктивная деятельность, разучивание стихотворений, пересказ, работа в книжном уголке, разучивание скороговорок, чистоговорок ,обучению пересказу по серии сюжетных картинок, по картине Режимные моменты: - называние, повторение, слушание, речевые дидактические игры. - наблюдения, работа в книжном уголке, чтение, беседа, разучивание стихов Самостоятельная деятельность: - совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Развитие всех компонентов устной речи (5-7 лет) Совместная деятельность: - сценарии активизирующего общения, дидактические игры, игры-драматизации, экспериментирование с природным материалом, разучивание, пересказ - речевые задания и упражнения, разучивание скороговорок, чистоговорок, артикуляционная гимнастика, проектная деятельность, обучению пересказу литературного произведения Режимные моменты: -дидактические игры, чтение, разучивание, беседа, досуги, разучивание стихов Самостоятельная деятельность: - совместная продуктивная и игровая деятельность детей. - самостоятельная художественно-речевая деятельность Практическое овладение нормами речи (речевой этикет 3 -5 лет) Совместная деятельность: - сюжетно-ролевые игры ,чтение художественной литературы. - досуги Режимные моменты: - образцы коммуникативных кодов взрослого, освоение формул речевого этикета (пассивное) Самостоятельная деятельность: - совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Практическое овладение нормами речи (речевой этикет 5-7 лет) Совместная деятельность: - интегрированные ООД, тематические досуги, чтение художественной литературы, моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций Режимные моменты: - образцы коммуникативных кодов взрослого, использование в повседневной жизни формул речевого этикета, беседы Самостоятельная деятельность: - самостоятельная художественно-речевая деятельность - совместная продуктивная и игровая деятельность детей, сюжетно- ролевые игры Формирование интереса и потребности в чтении (3-5 лет) Совместная деятельность: - подбор иллюстраций, чтение литературы, подвижные игры, физкультурные досуги, заучивание, рассказ, обучение, экскурсии, объяснения Режимные моменты: - физкультминутки, прогулка, прием пищи, беседа, рассказ - чтение, Д/и, настольно-печатные игры, игры-драматизации, Самостоятельная деятельность: - игры, дид. игры, театр, рассматривание иллюстраций игры, продуктивная деятельность, настольно-печатные игры, беседы, театр Формирование интереса и потребности в чтении (5-7лет) Совместная деятельность: - чтение художественной и познавательной литературы, творческие задания, пересказ, литературные праздники, досуги, презентации проектов - ситуативное общение, творческие игры, театр, чтение литературы, подбор загадок, пословиц, поговорок Режимные моменты: - физкультминутки, прогулка, работа в театральном уголке, досуги, кукольные спектакли организованные формы работы с детьми, тематические досуги - самостоятельная детская деятельность, драматизация, праздники, литературные викторины Самостоятельная деятельность: - пересказ, драматизация, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность, игры
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
1. Информирование родителей о содержании деятельности ДОО по развитию речи, их достижениях и интересах: -Чему мы научимся (Чему научились), -Наши достижения, -Речевые мини-центры для взаимодействия родителей с детьми в условиях ДОУ, -Аудиозаписи детской речи (описательные, творческие рассказы, интересные высказывания и т.п.) 2. Собеседование с ребёнком в присутствии родителей. Проводится с целью определения речевого развития дошкольника и является тактичным способом налаживания общения с родителями, демонстрации возможностей ребёнка. Опосредованно предостерегает родителей от авторитарного управления развитием ребёнка и жёсткой установки на результат. 3. Ознакомление родителей с деятельностью детей (видеозапись). Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется речевое развитие ребёнка, умение общаться со сверстниками. Выявление причин негативных тенденций и совместный с родителями поиск путей их преодоления. 4. Совместные досуги, праздники, на основе взаимодействия родителей и детей («Встреча с поэтессой Резеда Валиевой», «И туган тел и матур тел» литературный вечер посвященный творчеству Г.Тукая, «Путешествие в сказку», «День рождения М.Джалиля», и т.п.). 5. Совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы. Помощь родителей ребёнку в подготовке рассказа по наглядным материалам . 6. Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «Родной край», «Любимые сказки Г.Тукая», «Профессии наших родителей», «Транспорт» «Нижнекамск - мой родной город» и др. целью расширения кругозора и обогащению словаря дошкольников. 7. Совместная работа родителей, ребёнка и педагога по созданию альбома «Мои интересы и достижения» детских рисунков « По сказкам Г.Тукая» и др.; по подготовке тематических бесед «Мои любимые игрушки», «На пороге Новый год» и т.п. 8.Совместное формирование библиотеки для детей (познавательно-художественная литература, энциклопедии).

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении

Задачи:

-Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений

искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

-Становление эстетического отношения к окружающему миру.

-Формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

-Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

-Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Задачи художественно-эстетического развития в младшем дошкольном возрасте:

-Эстетическое восприятие мира природы:

-Побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать красоту природы.

-Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия красоты природы.

-Воспитывать эмоциональный отклик на окружающую природу.

-Воспитывать любовь ко всему живому, умение любоваться, видеть красоту вокруг себя.

Эстетическое восприятие социального мира:

-Дать детям представление о том, что все люди трудятся.

-Воспитывать интерес, уважение к труду, людям труда.

-Воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру.

-Формировать интерес к окружающим предметам.

-Уметь обследовать их, осуществлять простейший сенсорный анализ, выделять ярко выраженные свойства, качества предмета.

-Различать эмоциональное состояние людей. Воспитывать чувство симпатии к другим детям.

Художественное восприятие произведений искусства:

-Развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка.

-Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства.

-Учить замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства.

-Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства.

-Дать элементарные представления об архитектуре.

-Учить делиться своими впечатлениями со взрослыми, сверстниками.

-Формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к народной культуре.

Художественно-изобразительная деятельность:

-Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувствованного.

-Формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки, настроение.

-Учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен.

-Учить гармонично располагать предметы на плоскости листа.

-Развивать воображение, творческие способности.

-Учить видеть средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем).

-Знакомить с разнообразием изобразительных материалов.

Наши рекомендации