Самовоспитание: сущность, источники, методы, этапы.

Самовоспитание- сознательный процесс самосовершенствования личности. Стимулом для начала является расхождение я реального и идеального. Псих условия для начала С явл уровень развития сомонаблюдения, самосознания, самооценка. Этапы: диагностика проверка себя какие качества у него есть, постановка цели в соответствии с диагностикой, планирование работы по самовоспитанию, осущ процесса, подведение итогов. Для побуждения к самовоспитанию большое значение имеет формирова­ние у учащихся общественных идеалов. В стимулировании к самовоспитанию существенное значение имеют притязания личности на признание своего достойного места в коллективе.Важным фактором побуждения учащихся к самовоспитанию является внесение в их работу, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы соревновательности.Действенным фактором, самовоспитания являются, положительные примеры, которые подают учителя и сверстники в нравственной, об­щественной и художественно-эстетической сферах. Много стимулов, побуждающих подростков и старших школьников к самовоспитанию, содержат в себе здоровые дискуссии на моральные темы и критика в ученическом коллективе, принципиальная оценка недостатков в поведении и характере отдельных школьников.Вот почему, когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходи­мость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки. Одновременно с этим нужно составить детальную программу само­воспитания и определить то, чего конкретно необходимо достичь. Намечая программу самовоспитания, необходимо также определить ее методы. Важнейшими из них являются следующие: а) самоубежде­ние, б) самообязательство, в) самокритика, г) мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия, от греч. empatea – со­переживание), д) самопринуждение (самоприказ), ж) самонаказа­ние и др. В чем же заключается сущность каждого из этих методов?Метод самоубеждения. Сущность его состоит в том, что ученик, выявив свои недостатки, например неумение держать свое слово, убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток, при этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, т.е. несколько раз проговаривать: «Нехорошо давать слово и не держать его», «Надо постараться всегда держать свое слово» и т.д.Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что чело­век сам стремится воздействовать на собственную психику и чувст­ва, сам, как правило, вслух внушает себе, как он будет вести себя или каких действий не будет делать. Например, ученик, который решил покончить со сквернословием, внушает себе, проговаривая вслух: «Я никогда не употреблю плохих слов», «Я не допускаю скверносло­вия», «Скверные слова позорят того, кто их употребляет», и т.д. Такое самовнушение нужно осуществлять до того времени, пока не будет преодолен этот недостаток. Воздействие самовнушения обу­словливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах учени­ка, оно определяет его поведение.Самообязательство. Этот метод по своей сущности близок к ме­тоду самоубеждения. Суть его состоит в том, что учащийся, задав­шись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выра­ботать какое-то положительное качество, например аккуратное выполнение домашних заданий по математике и языкам, берет на себя обязательство не проявлять поспешности, хорошо обдумы­вать порядок выполнения заданных учителем упражнений, чтобы не допускать ошибок и поправок. Метод самокритики. Сущность его в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизо­вать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению. Напри­мер, школьник, обративший внимание на свою небрежность в отно­шении к учебникам и тетрадям, а также к своему внешнему виду, начинает упрекать себя в этом: «Какой я небрежный! Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод весьма хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. Она за­ключается в том, что в процессе самовоспитания школьник выраба­тывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чув­ствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию. Самопринуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся оп­ределил те или иные правила поведения, например вставать утром ровно в 7 часов, но не проявляет достаточной силы воли в соблюде­нии данного правила. Метод самонаказания. Как следует из его названия, он применя­ется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Об­наружив такие отступления, нужно обязательно использовать опре­деленные санкции по отношению к самому себе и применить то или иное наказание.

39.Сущность и принципы семейного воспитания.

СВ – создание условий для гармоничного развития личности ребенка в семье.

Принципы семейного воспитания:1. атмосфера любви и взаимного уважения. При этом он считает что слепая неразумная материнская любовь забивает ребенка хуже чем розги.2. наличие такого воспитателя кот учит ребенка размышлять быть правдивым что бы слово не расходилось с делом.3. труд родителей в присутствии детей. 4. исключение прибавочныхраздражителейиз жизни ребенка, роскош, лакомства, азартных игр. 5. гармоничное развитие всех способностей ребенка. 6. соблюдение принципа постепенности и последовательности. 7. ограничение от общения с безнравственными людьми.

40.Типы семей по отношению к детям.

Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются*, что их беспокоит, уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь, развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении.
Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться.
Материально-ориентированные семьи. Главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но с единственной целью - чтобы поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Дети рано взрослеют, но это нельзя назвать социализацией в полном смысле этого слова.
Враждебные семьи. Детям здесь плохо. Дети в таких семьях растут скрытыми, недружелюбными, они плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Механизм отношений здесь такой: поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты. Эти ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда они еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи.
Антисоциальные семьи. Родители ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное. В 30% случаев ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей берутся под опеку государства. Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей (нервозность, вспыльчивость, нетерпимость к иному мнению). Особенно болезненно реагируют дети на вредные привычки родителей (пристрастие к водке).

41. Тактики воспитания детей в семье.

1.Диктат (авторитарный стиль) Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение - главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.
В авторитарном типе отношений родителей к ребенку АС. Макаренко выделял 2 разновидности: авторитет подавления (основные черты - жестокость и террор; главный принцип деспотических отношений - всегда держать детей в страхе; неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мстительных и нередко самодурствующих и авторитет расстояния и чванства (родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей - «чтобы они лучше слушались»; из-за редких контактов родителей с детьми воспитание поручается бабушкам и дедушкам; начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость).
2. опека.( Либеральный стиль) предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником его является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения АС Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его в потакании ребенку путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это социально опасный способ отношений с детьми.

3. не вмешательство. Признают целесообразность независимого существования взрослых и детей. Такая тактика объясняется необходимостью воспитывать самостоятельность, независимость. Родители пассивны в воспитании, уклоняются от влияния в судьбу ребенка в рез-те могут получить индивидуалиста, равнодушие со стороны ребенка.

4. сотрудничество (Демократический стиль) характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими являются сами.

42.Истинные и ложные авторитеты в семейном воспитании.

Авторитет подавления.Макаренко выделяет несколько видов так называемого ложного авторитета. Другими словами, вместо того, чтобы показать, как нужно себя вести, педагог указал на ошибки родителей по отношению к ребенку, определив неправильные типы семейного воспитания. Итак, какие же это типы? Первым в списке идет авторитет подавления, когда один из родителей наказывает своего ребенка за проступок. Как считает Макаренко, наказание не просто порождает жестокость, но это и есть сама жестокость, основанная на трусости. Такое поведение родителей может привести только к рождению, укоренению в ребенка зла.Авторитет расстояния.Следующие типы семейного воспитания, обрисованные Макаренко, это авторитет расстоянии и авторитет чванства. Авторитет расстояния можно трактовать как положительно, так и отрицательно. Общение с ребенком строится по принципу того, что отец или мать – это не указ и не закон для ребенка. Но в тоже время, родители считают, что правильным будет для ребенка вообще ограничить общение с ним. Другими словами, такие родители не то, что не советуют своим детям, как поступить в сложной жизненной ситуации, но стараются, именно, стараются не разговаривать с ними. И при этом вовсе не ощущают чувство вины.Авторитет чванства.Авторитет чванства сводится к тому, что родитель представляет себя этаким великим, всемилостивым государем, который когда пожелает, простит, когда пожелает, уделит свое время и внимание ребенку. Как правило, такие родители слишком заняты собой и у них не то, что не возникает желания обратиться к ребенку, но даже в мыслях такого нет. Следующие типы семейного воспитания – это авторитет педантизма и авторитет резонерства. Первый предполагает тот факт, что мать или отец уделяют максимальное внимание своему ребенку. На первый взгляд такое отношение кажется правильным, но это заблуждение.Авторитет педантизма и резонерства.Авторитет педантизма – это своего рода предъявление претензий к ребенку, когда мать говорит, почему сделал не так, как было сказано. Внимание к ребенку всегда сопровождается распорядительным тоном. Если ребенок что-то не так сказал или ответил, тогда незамедлительно следует наказание. Ошибки не просто не желательно допускать, но ошибки недопустимы. Авторитет резонерства представляет собой постоянные советы родителей, как надо жить, дружить. Это наседание на ребенка, которое строится на саморассуждении. Это не общение с ребенком, а как выразился Макаренко, просто болтовня.Авторитет любви и авторитет подкупа.И в заключении приводятся еще два ложных авторитета, к которым относятся авторитет любви и доброты и авторитет подкупа. Принцип действия авторитета любви и доброты сводится к слишком сладкому отношению к ребенку. Речь даже не о чрезмерной опеке, а о поощрении недобрых проявлений в ребенке. Такое общение родителей с ребенком строится на мягкости, уступчивости, податливости, когда роли в семье меняются и ребенок становится командиром. Такое воспитание ведет только к развитию таких черт характера, как самолюбие и эгоизм. Авторитет подкупа в каком-то смысле схож с авторитетом расстояния. Воспитание представляет собой сделку между ребенком и старшими. Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа или мама выступают перед ребёнком в образе доброго ангела. Они всё разрешают, им ничего не жаль, они не скупые, они замечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы всё было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями, родительское непротивление открывает самый широкий простор для детских желаний, капризов, требований. Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно, в семье уже образовался вредный опыт.Авторитет дружбы. Довольно часто ещё и дети не родились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями. В общем это, конечно, хорошо. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но всё же родители остаются старшими членами семейного коллектива, и дети всё же остаются воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается, или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. Такие семьи приходится иногда наблюдать среди интеллигенции. В этих семьях дети называют родителей Петькой или Маруськой, потешаются над ними, грубо обрывают, поучают на каждом шагу, ни о каком послушании не может быть и речи. Но здесь нет и дружбы, так как никакая дружба невозможна без взаимного уважения. А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи — важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания. Авторитеты 1примера, 2знание, 3помощи (не должна быть навязчивоц, иногда сам.) 4ответственности (родители сказали сделали, заботятся о нем).

43.Понятие системы образования. Основные факторы развития системы образования.

На разви­тие системы образования оказывает влияние целый ряд факторов. Рассмотрим основные из них. а) Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ. Эта объективная потребность обусловливает необходимость создания и развития школьной системы и ее постоянного совершенствования. Вот почему в более развитых в техническом отношении странах быстрее развивается сеть различных школ, раньше возникают и создаются новые типы учебно-воспитательных заведений. В настоящее время под влиянием науч­но-технического прогресса во всех странах мира значительно повы­шается роль среднего специального и высшего, особенно универси­тетского, образования, интенсивно развивается сеть профессио­нально-технических учебных заведений для подготовки рабочих массовых профессий. б) Политика общества и интересы различных его сословий. Развитие образовательно-воспитательных учреждений и системы образова­ния вообще в той или иной стране происходит под влиянием поли­тики общества. В обществе, где существуют различные по своему имущественному и политическому положению классы или сосло­вия, система образования так или иначе носит двойственный харак­тер, т.е. одни образовательно-воспитательные учреждения предна­значены для представителей более зажиточной прослойки общест­ва, другие же обслуживают низшие классы. в) Исторический опыт и национальные особенности в области народ­ного образования. Система образования каждой страны складывается также под влиянием исторического опыта и национальных тради­ций в области просвещения. Это находит свое выражение, напри­мер, в практике раздельного или совместного обучения мальчиков и девочек в некоторых мусульманских государствах, в различной ступенчатости средней школы и т.д. Так, в ряде стран начальное обучение охватывает шесть классов, а в других – пять или четыре класса. Во всех этих отличиях существенную роль играют традици­онные особенности в образовании. г) Педагогические факторы. Многообразным является влияние пе­дагогических факторов на развитие системы образования. Напри­мер, открытие детских яслей и детских садов вначале обусловлива­лось необходимостью высвобождения времени женщин-матерей Для работы на производстве. Потом большое воздействие стал ока­зывать и чисто педагогический фактор, т.е. необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучшения их подготовки кшкольному обучению. Педагогический фактор играет существен­ную роль и при создании различных типов школ и других учебных заведений. В частности, с педагогической точки зрения профессио­нальное образование целесообразно осуществлять в специальных учебных заведениях, однако на базе соответствующей общеобразо­вательной подготовки. Поэтому в различных странах мира стала развертываться сеть профессиональных учебных заведений, но она развивается на базе той или иной ступени общеобразовательной школы.Влияние этих факторов на развитие системы образования в раз­личных странах мира проявляется по-разному. Но постепенно скла­дывались и некоторые общие тенденции, которые характеризуют ее I развитие и совершенствование.

44. Понятие о непрерывности образования и воспитания. Звенья системы непрерывного образования и воспитания в РБ.

к) Преемственность образовательно-воспитательных учреждений и не­прерывность образования. Эта тенденция все более пробивает себе дорогу. Она обусловлена тем, что быстрое развитие науки и техни­ки, коренные усовершенствования технологии и компьютериза­ции производства, появление его новых отраслей требуют от производителей более глубоких знаний, овладения новыми науч­ными достижениями и непрерывного повышения своей профес­сиональной квалификации. Вот почему во всех странах мира при­нимаются меры к укреплению преемственных связей между раз­личными типами образовательно-воспитательных учреждений, обеспечивая свободный переход от низших к высшим ступеням обучения, создаются колледжи и институты повышения квалифи­кации для работников различных профессий и категорий, а также расширяется система кратковременной курсовой переподго­товки специалистов.Принципы государственной политики в области образования. преемственность и непрерывность; Единство и непрерывность системы образования обеспечиваются согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных заведений, объединяющих разные виды образования. Образование делится на основное и дополнительное (внешкольное повышение квалификации). Основное образование включает: дошкольное образование, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование.

45. Я.А.Коменский как основоположник научной педагогики.

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке , а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» , подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам», написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа». Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1650 Коменский был приглашен для организации школ в Венгрии, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа».

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра». В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» , в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

46.Педагогическая деятельность Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Пестолоцци.

Жан Жак Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершен­ства детей. А поскольку это так, то воспитание, по его мнению, не должно мешать развитию этого совершенства и предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке теории «свободного воспита­ния» и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым вос­питание исключительно должно следовать за интересами и желания­ми детей и способствовать их развитию. Хотя в научном отношении эти мысли были не совсем обоснованными, но в них находила свое отражение борьба Руссо против жестокости и физических наказа­ний детей, процветавших в воспитании в его время.Генрих Песталоцци одним из первых в педагогике сочетал тео­ретическую деятельность с практической воспитательной работой в детских воспитательных учреждениях. В своем сочинении «Лингард и Гертруда» он развивал идеи о гуманном характере воспита­ния, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувст­вия и сострадательности к людям как основы их нравственного раз­вития. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сооб­щества, получившего впоследствии название воспитательного кол­лектива, для нравственного формирования своих питомцев.

47. Вклад Ф.Скорины, Л.Зизания в развитие педагогической мысли.

ФС.Краков бакалавр. Стремился сделать лит=ру достоянием народных масс. Вывести образование из монополии духовенства, рекоменд изучать широкий курс предметов история география право этика, философия, логика, в книгах выражал патриотические идеи, выступали за развитие родного языка, культуры.

Весьма Зизаний (Зизаний-тустановский) Лаврентий Иванович. Преподавал в братских школах Львова (до 1591), Бреста (1592—94), Вильно (1595—97), а затем — домашний учитель. С 1619 редактор и переводчик в типографии Киево-Печерской лавры, преподаватель лаврской школы.

В 1596 в Вильно была напечатана «Азбука» 3. с рисунками в тексте (использованы клише из изданий Ф. Скорины). В «Азбуке» дан алфавит, а затем отд. буквы не по порядку, а вразбивку для того, чтобы добиться осмысленного усвоения букв в противовес зазубриванию. В конце «Азбуки» помещался «Лексис» — словарь (1061 слово), своеобразная энциклопедия, содержащая сведения по истории, географии, естествознанию, а также по вопросам воспитания и обучения. Он оказал влияние на мн. словари более позднего времени, особенно на «Лексикон» Памбо Берынды (1627). «Грамматика словенская» (1596) изложена в виде катехизиса и делилась на разделы (грамматика, орфография, этимология и т. д.). При её составлении 3. использовал грамматику «Адельфотес», изд. Львовским братством в 1591. Грамматика 3. широко применялась в белорус., укр. и рус. школах, была известна в Польше, Чехии, Болгарии, Сербии. Последним крупным соч. 3. был «Катехизис Великий» (1627).

Брат Лаврентия — Стефан (ок. 1570- ок. 1621) известен как церк. деятель, просветитель; преподавал во Львовской и Виленской братских школах.

48. Вклад С.Будного, С.Полоцкого в развитие педагогической мысли.

СБ. выступал за образование всех детей нужно давать всесторонне образование, не жалеть денег на народное образование, строить больше школ и училищ, не будучи атеистом, выступал против церковно-монастырской системы образования хотел что бы образования стало денег всего общества а не только церкви.

Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики выходца из Белоруссии Симеона Полоцкого (1629-1680). В 1664 г. им была открыта при Спасском монастыре в Москве славяно-греко-латинская школа. В 1667 г. он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царев-ну Софью. Под его наблюдением воспитывался Петр I. С. Полоцкий составил проект Славянотреко-латинской академии, которая была открыта в 1687 г. уже после его смерти и значительно расширила высшее образование в российском государстве. С. Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окру-жающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека. Будный Симон. Образование получил в Ягеллонском (Краковском) ун-те, учился также в Италии, Швейцарии. С 1558 учитель протестантской школы в Вильнюсе, с 1560 кальвинистский проповедник в Клецке и др. городах Белоруссии. В 1562 вместе с М. Кавечинским и Л. Крышковским основал в Несвиже типографию. Издал кальвинистский «Катихисю» — первый печатный учебник для школы на терр. Белоруссии. Перевёл Библию на польск. яз. (1570; издана в Несвиже, 1572).Б. выступал за предоставление права на образование для всех сословий, за разностороннее развитие человека, основой воспитания считая труд. Сыграл значит, роль в совершенствовании деятельности школ, созданных социнианами. По рекомендации Б. директор Ивьевской школы Я. Л. Намысловский разработал новый уч. план и создал уч. пособия. Под влиянием Б. в школах использовались наглядные уч. пособия, применялись прогрессивные методы обучения: беседы, диспуты, лекции, демонстрации, самостоят, и практич. работы учащихся. Осуждён как еретик (1582). В последние годы жизни вёл острую полемику с иезуитами.

49. Братские и иезуитские школы в Беларуси: цели, содержание, методы обучения.

Конфессиональная борьба отразилась на системе образования в беларуссии. Каждая конфессия открывала свое уо. (иезуитские школы, братские). Иезуитские (задачи, воспитание глубокой религиозности, преданность католицизму, детей прилучали слепо покоряться старшим и начальству, воспитывали в детях представление о том что для достижения цели все средства хороши – технократический подход. УО иезуитов: низшие(коллегиумы), высшие(академии). Обучение в академиях филологическое(латынь, греческ, произвед древности, риторики(привлечь в свои ряды). Во главе школ ректоры, должность учителя трудно. Академ имели философ уклон 3 филос фака на богословном 4. Братские школы. Открывались при правосл церквях манастырях, участвовали в культпросвет деят которую организ братства. Обучение на церковнославянском, и бел.язе. Соц состав дети ремесленников, торговцев, православ духовентсво. Преподаватели светские или дух сана. Во главе ректор, на собрании братства выбирали контроль за работой школы. Организация обучения. Действование на основе устава, строгое отношение учителя к детям, но с любовью, между школой и семьей договор прописывающий обязанности школы и родителей по воспитанию ребенка, склад классно-урочные система предметов (греч, бел, матам, польск, арифметика, риторика, богословие)

50. К.Д.Ушинский – основоположник научной педагогики в России.

К.Д.Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему.Как отмечали современники Ушинского, "его труды произвели совершенный переворот в русской педагогике", а его самого называли отцом этой науки. Ушинский универсален как педагог, как педагог перспективного видения. Прежде всего, он выступает как педагог-философ, отчетливо понимая, что педагогика может базироваться только на прочном философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народности воспитания, отражающих развитие этой науки и специфику национальной культуры и воспитания. Таким образом, Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке, поднял педагогику на качественно новый уровень. Всякого развития страны, преобразования системы просвещения.Еще одним основанием педагогики как науки Ушинский считает единство теории и практики. Истинная наука педагогика может развиваться только на основе связи теории и практики, всестороннем обобщении педагогического опыта - "теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли". Ушинский обращает внимание не только на теоретическое, но и большое практическое назначение педагогики. Эта приложимость законов педагогической науки и практической деятельности позволила ему назвать педагогику "искусством воспитания". В педагогической деятельности, которая строиться на научной основе нельзя отрицать индивидуальное мастерство и творчество педагога, что обогащает саму. Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» и «Родное слово», фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Ушинский универсален как педагог, как педагог перспективного видения. Прежде всего, он выступает как педагог-философ, отчетливо понимая, что педагогика может базироваться только на прочном философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народности воспитания, отражающих развитие этой науки и специфику национальной культуры и воспитания. Ушинский - теоретик воспитания, его отличает глубина проникновения в сущность педагогических явлений, стремление выявить закономерности воспитания как средства управления развитием человека. Ушинский как методист разрабатывал вопросы содержания образования, сущность процесса обучения, принципы, частные методики обучения, создал замечательные учебники "Родное слово" и "Детский мир", которые, по словам исследователя Белявского, составили эпоху в детской педагогической литературе.В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», -- писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании». Ушинский подошел к разработке теории педагогики как широко образованный мыслитель, вооруженный глубокими научными знаниями о человеке как предмете воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Ему хорошо была знакома педагогика его времени. Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям , искренние , доброжелательное и справедливое отношение к ним .Отмечая положительные черты этических взглядов Ушинского и его теории нравственного воспитания , мы должны вместе с тем иметь в виду, что нравственность у него соединяется с религией. Однако его взгляды на религию менялись.Цель воспитания -подготовка деятельного ,проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества .Средствами нравственного воспитания , по Ушинскому, являются :1.Обучение (книги в которых умело сочетаются развитие речи , сообщение знаний и нравственное воспитание учащихся) ;2.Личный пример учителя( по его образному выражению)3.Убеждение, которому он придавал очень большое значение ;4.Умелое обращение с учащимися(педагогический такт);5.Меры предубеждения;6.Поощрения и взыскания.К.Д.Ушинский - представитель буржуазно-демократического направления общественно-педагогического движения 60-х гг.XIX в.Он выступал за освобождение крестьян от крепостного права ,понимая ,что происходят существенные изменения в общественном строе России ,разрушаются отношения патриархальной нравственности .На смену ей должна прийти гражданская нравственность, новые отношения между государством , обществом. Каждый человек от природы стремится к свободе , к самореализации личностного потенциала , своих возможностей , своей воли , желаний.Задачу педагогики Ушинский видел в «изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания». Практическое же значение педагогики заключается в том, чтобы «открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты».

Наши рекомендации