Социальная значимость педагога. 7 страница

В дальнейшем идея всесторонне развитой личности была сформулирована К. Марксом в «Коммунистическом мани­фесте» как цель, которая может стать реальностью в ком­мунистическом обществе по отношению к каждому его чле­ну, если только это общество сможет создать необходимые условия для развития.

Таким образом, всесторонне развитая гармоничная лич­ность - вот та цель, тот желаемый результат, который с тех пор, как человечество стало задумываться над воспитани­ем подрастающего поколения, над своим будущим, высту­пал в качестве ведущей идеи, идеала, к которому стоило стремиться и ради которого стоило жить.

Но история развития человеческого общества, изучение закономерностей развития индивида показали, что, во-пер­вых, в одном человеке реально не могут быть развиты с должной полнотой все стороны его личности (у каждого своя наследственность, своя предрасположенность к вос­приятию окружающего мира и т. д.), а во-вторых, социаль­но-политические условия каждого общества, хотя и влия­ют на создание благоприятных или неблагоприятных ус­ловий для развития, но даже в идеальном обществе, если такое возможно, личность, развитая в одинаковой степе­ни, всесторонне воспитаться не может.

История знает личности, феноменально развитые в ка­кой-то одной области: П. Чайковский - в музыке, И. Репин - в живописи, А. Эйнштейн - в математике, И. Курчатов - в физике и т.д. Можно привести примеры, когда в одной личности сочетаются почти равные достижения в несколь­ких направлениях - Леонардо да Винчи - художник, мате­матик, механик, М. Ломоносов - физик, литератор, химик, А. Грибоедов - писатель, композитор, дипломат. И тем не менее даже такие яркие личности не были развиты всесто­ронне в одинаковой степени.

Значит, цель - «воспитание всесторонне развитой лич­ности» - является по сути своей идеальной, нереальной це­лью воспитания. Так какую же тогда она выполняет функ­цию, нужна ли она?

Нужна. Она является ориентиром на возможности че­ловека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. В ней за­ложено сильное гуманное начало - вера в возможности человека.

В воспитании детей дошкольного возраста ориентиро­ваться на идеальную цель особенно необходимо. Наука се­годня еще не дает ответа на вопрос, с каким «даром» при­шел человек на Землю, в какой области он будет наиболее выразителен и удачлив. И чтобы не допустить ошибки, сдер­живая одно и развивая другое (выбранное взрослым), не­обходимо создавать условия, в которых бы ребенок мог пробовать себя в разных направлениях. Задача взрослого внимательно наблюдая за развитием ребенка, не пропус­тить ростки того, что характерно и ценно именно для это­го малыша, что может стать стержнем, вокруг которого будет выстраиваться гармония его личности.

Если существует идеальная цель воспитания, то, вероят­но, должна существовать и реальная цель, т. е. такая цель, Реальные цели котоРая может быть осуществлена, реали- воспитания зована в конкретном обществе и по отно­шению к конкретным людям. Иначе воп­рос о воспитании подрастающего поколения не мог бы быть поставлен.

Реальные цели воспитания в отличие от идеальных не являются раз и навсегда заданными. Они изменяются в за­висимости от целого ряда условий.

Реальные цели воспитания имеют исторический харак­тер. Это значит, что в разные исторические периоды, на разных этапах развития человеческого общества ставились разные цели в зависимости от политики государства, от господствующей идеологии. Так, цель воспитания в фео­дальном обществе отличалась от цели воспитания в рабов­ладельческом обществе, цель воспитания в Афинах отли­чалась от цели воспитания в Спарте и т. д.

Цели воспитания направлены на удовлетворение потреб­ности общества в тех или иных качествах человека, в каче­ствах, которые могут служить укреплению ценностных ори- ентаций общества.

Сформулированная обществом реальная цель воспита­ния носит объективный характер. Это значит, что она от- Объективный ражает принятые обществом ценности и и субъективный напРавлена на воспитание необходимых характер цели обществу людей. Кроме того, при разра- воспитания ботке реальной цели воспитания учиты­ваются объективные закономерности раз­вития человека, особенности культуры, быта, традиций, даже географическое расположение и климатические усло­вия страны.

Цели воспитания могут носить и субъективный харак­тер. Как правило, это происходит в том случае, когда конк­ретная семья формулирует для себя, каким они хотят выра­стить своего ребенка. Такая цель может совпадать с реаль­ной объективной целью, а может и вступать с нею в противоречие. Если противоречия острые, трудно разреши­мые, это может оказаться пагубным для развивающейся личности. Но субъективные цели позитивны тем, что при их формулировании и реализации родители учитывают осо­бенности индивидуального развития своего ребенка, созда­ют условия для осуществления цели. Конечно, бывает и так, что родители не столько учитывают возможности своего малыша, сколько руководствуются своими желаниями (ре­бенок не проявляет особой склонности к музыке, а родите­ли решили сделать из него музыканта).

Государственные образовательные учреждения не обла­дают правом формулировать такую цель воспитания детей, которая бы не совпадала с реальной объективной целью, заданной государством, даже если они с ней не согласны. Частные же образовательные учреждения могут принимать субъективные цели, но и они не должны вступать в проти­воречие с государственными целями, иначе дети, воспиты­вающиеся и обучающиеся в таких учреждениях, в дальней­шем попадут в «тупиковую» ситуацию.

И все же, несмотря на видимость жесткой детерминиро­ванности цели воспитания социальными, политическими и экономическими условиями, прогресс в развитии личнос­ти был бы невозможен, если бы на цель воспитания не ока­зывали влияние и сама личность, и общечеловеческие, вне- исторические идеалы. Во все века, при всех общественных формациях ценились такие человеческие качества, как доб­рота, гуманность, милосердие, бескорыстие, способность жертвовать собой ради других людей, умение со-чувство- вать, со-действовать. Возникает противоречие: обществу в определенный период его развития, например нашему об­ществу, требуются люди деловые, уверенные в себе, с яр­кой индивидуальностью, независимые. А все перечислен­ные ранее качества для развития и прогресса общества, для благополучия людей сегодня как бы и не очень нужны. Со­гласно логике социальной детерминированности цели вос­питания, все силы сегодня должны быть направлены на вос­питание деловых людей. И действительно, появилось мно­го таких людей, возникли учебные заведения, формирующие подобную модель современного человека. Но в обществе назревает своего рода социальный взрыв из-за «дефицита нравственности» у отдельных личностей и во взаимоотно­шениях между людьми... И общество как государственная структура вынуждено вносить коррективы в идеалы и цели воспитания. Таким образом, личность, личности не только следуют за обществом и предлагаемыми им целями, но и сами ведут его и корректируют цели воспитания. При этом субъективная цель выходит на уровень объективной ее фор­мулировки и характеристики.

Таким образом, цель воспитания является основополага­ющей категорией педагогики. От нее зависят задачи, содер­жание, методы воспитания. Конечно, реальная цель воспи­тания конкретизируется применительно к объекту воспита­ния: она едина для всех, но применительно к людям разных возрастных категорий наполняется тем содержанием, кото­рое реально выполнимо (может ли быть единой цель воспи­тания дошкольников, школьников, взрослых людей?).

Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разно­сторонне развитого счастливого ребенка.

Каждая цель подкрепляется и аргументируется опре­деленной концепцией. Причем у одной цели может быть Концепции несколько концепций, объясняющих ве- воспитания ДУВДий путь ее достижения, а у каждой дошкольников концепции - множество конкретных про­грамм.

Рассмотрим на примере одного исторического периода, как менялись концепции воспитания детей при единой цели. Очень показателен в этом отношении период 1917- 1998 гг. в нашей стране. Мы взяли данный отрезок време­ни потому, что именно в это время наблюдалось активное развитие системы общественного дошкольного воспита­ния и происходили социальные, общественно-политичес­кие изменения. Все это не могло не привести к коррекции реальной цели и концепций воспитания подрастающего поколения.

После революции 1917 г., изменившей общественный строй страны, была сформулирована цель воспитания - обществу нужен человек с твердыми идейными убеждения­ми, готовый отстаивать и развивать коммунистические иде­алы. Подчеркивалось, что строящееся общество способно создать все условия для всестороннего гармоничного раз­вития личности. Для реализации сформулированной цели воспитания разрабатывались разные концепции.

В 20-е - начале 30-х гг. ведущей была концепция Н.К.Крупской. Концепция определила основные направ­ления реализации поставленной цели: воспитание в детях (дошкольниках в том числе) идейной направленности, кол­лективизма. Признавалась необходимость учета индивиду­альных и возрастных особенностей ребенка. Концепция конкретизировалась не в программе (ее еще не было в то время), а в «Методических письмах».

В 30-е гг. в этой концепции происходят изменения, кор­ректировка на цель: остаются «три кита», на которых пред­лагается выстраивать воспитание детей, - идейность, кол­лективизм, трудолюбие. Требование учета и ориентира на индивидуальное развитие постепенно уходит из концепции. Появляются первые программные документы - «Програм­ма работ дошкольных учреждений» (проект, 1932) и «Про­грамма и внутренний распорядок детского сада» (1934).

Признание педологии лженаукой (1936) резко сместило акценты с индивидуального воспитания на .коллективное. В конце 30-х гг. к указанным выше положениям в концеп­цию вводится требование патриотического и интернацио­нального воспитания (правда, содержание интернациональ­ного воспитания было связано больше с национальностями бывшего СССР). Выходят новые программные документы (1938, 1945).

50-е гг. характеризуются вниманием к умственному раз­витию подрастающего поколения. В концепцию воспитания вносятся соответствующие коррективы. В эти годы в до­школьных учреждениях было введено обязательное обуче­ние детей (Программа 1953-1954 г.) (А.П.Усова, Е.И.Ра- дина, Р.И.Жуковская, В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова и др.).

Постановление 1959 г. об объединении яслей и детского сада в единое дошкольное учреждение вызвало к жизни «Программу воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях нового типа» (1962). В дальнейшем эта Про­грамма переиздавалась с некоторыми дополнениями и уточ­нениями вплоть до 1979 г.

Все названные выше концепции и программы так или иначе были подчинены одной идеальной цели - воспита­нию всесторонне развитой, гармоничной личности, а дей­ствовавшая в тот или иной отрезок времени Программа всегда была единственной и обязательной для всей систе­мы дошкольного воспитания.

Общественно-политические события конца 80-х гг. по­требовали разработки новой концепции воспитания под­растающего поколения начиная с дошкольного возраста. Появляется концепция личностно-ориентированной моде­ли воспитания (1989). Ведущей идеей становится идея вос­питания, направленного на развитие индивидуальности, са­мобытности личности. В новой концепции отсутствовали требования воспитания идейности, патриотизма, коллекти­визма, трудолюбия. На первый план выдвигается развитие творчества, интеллекта, индивидуальной неповторимости.

Важным событием явился факт принятия народами мира (и наконец, и нашей страной) Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. Попытки составить документ, защищающий и определяющий права ребенка, предпринима­лись в разные периоды развития человечества (укажем лишь некоторые: теория Я. А.Коменского - XVII в.; Женевская декларация прав ребенка - 1924 г.; Декларация прав ребен­ка Н. К. Вентцеля - 1914 г.). Генеральная Ассамблея ООН в 1959 г. приняла этот важнейший документ. В нем говорится, что ребенок обладает важными правами: правом на защиту, на социальное обеспечение, на получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение к его личности и др.

Конечно, принятие документа еще не означает, что все его положения активно реализуются в нашей стране. Нуж­ны не только новые концепции и программные документы - требуется изменить педагогическое мировоззрение всего на­селения, и педагогов прежде всего. А для этого необходимо время. Но тем не менее уже в Концепции воспитания 1989 г. прослеживаются новые подходы, большая ориентация на развитие личности и уважение к ней. За последние годы в стране появились новые вариативные программы, предла­гающие свое решение концепции личностно-ориентирован- ного воспитания детей. Это программы «Радуга» (сост. Т. Н. Доронова. - М., 1996 и другие издания), «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, JI. М. Гурвич. - СПб., 1996), «Развитие» (подготовлена к публикации О. М. Дьячен­ко, Н. С. Варенцовой. - М., 1994), «Истоки» (М.,1997) и др.

Цель и концепции дают возможность сформулировать задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Если ориентироваться на идеальную цель, то задачи от­ражают стороны воспитания: нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое. Конкретные задачи мы рассмотрим ниже, когда приступим к изучению содержа­ния и методики педагогической работы с детьми по каждо­му аспекту воспитания. Здесь же важно уяснить, что, не­смотря на то что каждый аспект имеет свою специфику, в процессе формирования целостной личности они тесно вза­имосвязаны и оказывают существенное влияние друг на дру­га. Нравственное воспитание нельзя осуществить без реше­ния задач эстетического, умственного и даже физического воспитания. Задачи умственного воспитания теряют свою значимость для личности, если они искусственно отделены (если это возможно) от задач нравственного воспитания.

Одной из качественных характеристик любой науки яв­ляется нахождение закономерностей развития объекта иссле­дования. В частности, педагогика выясняет закономерности в области воспитания и обучения детей раннего и дошколь­ного возраста. Что же такое закономерности воспитания?

Закономерности воспитания - это связи между компонен­тами системы, которые обеспечивают определенный резуль- г» тат воспитания. Закономерности отража-

^ ют сущностную характеристику процесса

и и принципы развития Закономерности конкретизиру- воспитания де-

м ются в принципах воспитания; принципы - геи раннего и ' '

F в технологии; технология - в средствах, ме-

ДОШКОЛЬНОГО Г

£ тодах; методы - в приемах. Если такая це-

а почка имеет единый смысловой стер­

жень - результат в воспитании в значительной мере обеща­ет быть положительным.

Рассмотрим данную цепочку на конкретных примерах.

Воспитание индивида становится возможным, если сам ребенок активен в данном процессе. Это объек­тивная, проверенная наукой и практикой закономерность. На основе данной закономерности педагогика формулиру­ет принцип воспитания - поддерживать и направ­лять потребность ребенка в активности, учитывать соотношение между мерой ак­тивности малыша и его возможностями.Для реализации этого принципа технология выстраивается так, чтобы ребенок имел возможность проявлять свою актив­ность в деятельности. Это значит, что педагогический про­цесс представляет собой логическое сочетание разных ви­дов деятельности, включаясь в которые ребенок не может оставаться пассивным. Для усиления активизирующей роли педагогического процесса подбираются методы и приемы, направленные на повышение познавательной, эмоциональ­ной, двигательной и другой активности. Если же педагог понимает закономерность воспитания, соглашается с ней, но в педагогическом процессе опирается только на репро­дуктивные методы, которые не требуют от ребенка «обрат­ной связи», педагогическая работа не может считаться со­ответствующей данной закономерности.

Потребность ребенка в любви - зако­номерность. Малыш благополучно развивается и воспиты­вается в атмосфере любви и доброжелательности. Такая атмосфера создает благоприятные условия, для того что­бы ребенок реализовывал свои возможности как развива­ющаяся личность.

Принципом воспитания, который выстраивается на ос­нове данной закономерности, с учетом ее, являются терпи­мость, умение прощать, поддерживать ребенка, проявлять к нему свою любовь.

Технология включает обращенность педагога к ребен­ку, ситуации, которые дают малышу возможность почув­ствовать, что его любят, верят в его силы. Педагогический процесс обогащается совместной деятельностью детей и взрослых, «мажорными» ситуациями, обучением способам выражения любви.

Методы и приемы для конкретизации такой технологии должны быть личностно-ориентированы, т.е. показывать ребенку, что его уважают и любят. В этой связи особое зна­чение придается педагогической оценке и личностному об­щению.

Личность эффективно развивается лишь в ситуации успеха - закономерность. Маленькому че­ловеку на пути вхождения в мир людей важно постоянно ощу­щать, что он на правильном пути. Такое ощущение закреп­ляет нужные формы взаимодействия с социальным миром.

Конкретизирующий эту закономерность принцип - ува­жение ребенка и соблюдение его прав, отказ в воспитании от «обученной беспомощности».

Этот принцип ложится в основу технологии, методов, приемов воспитания. Мы часто «обучаем детей беспомощ­ности»: «Ты этого еще не умеешь», «Не берись не за свое дело», «Я так и знала, что ты разольешь воду» и т. п. По­добными оценками и характеристиками мы приучаем ре­бенка к тому, что он начинает бояться ошибиться, пред­восхищает ошибку, еще не начав что-то делать, и поэтому ограждает себя от отрицательной оценки взрослого, отка­зываясь от попытки действовать. В результате у него выра­батывается осторожно-пассивный тип поведения. Если же взрослые (воспитатель, родители) выстраивают воспитание в соответствии с обсуждаемыми закономерностью и прин­ципом, то в основе педагогической технологии будет фор­мирование у детей умения не бояться ошибок, а исправлять их. Поломал игрушку - нужно вместе подумать, как ее по­чинить. И в соответствии с первой закономерностью про­цесс будет организован так, чтобы ребенок сам искал спо­соб ремонта и применял его. Не стоит говорить малышу с укором: «Вот, сам поломал - сам и ремонтируй». Это по­хоже на наказание трудом, что недопустимо. Лучше выра­зить сожаление и сказать: «Жаль, конечно, что поломалась. Но давай попробуем исправить. Подумай, как ты ее отре­монтируешь, а я немножко помогу, если тебе будет очень трудно». Постоянно ругая малыша за погрешности, мы вос­питаем человека неуверенного и, что особенно плохо, склон­ного ко лжи и апатии, а иногда и к агрессии. Страх никогда не был хорошим воспитателем свободной личности.

Множество ошибок совершается воспитателями и роди­телями именно из-за незнания и непонимания закономерно­стей воспитания и логики организации его процесса. Из-за этого к детям предъявляются неадекватные их возрасту тре­бования, не используются оптимальные формы организации деятельности и т.д. При анализе недостатков воспитания прежде всего следует установить, в какой системе взаимо­связей происходило формирование личности ребенка, какие законы его развития были нарушены.

Задания

1. Объясните и докажите на конкретных примерах положение о не­обходимости целостного подхода к формированию личности ребенка.

2. Определите противоречия, которые могут возникать между иде­альной и реальной, субъективной и объективной целями воспитания. Предложите выход из противоречия.

3. Найдите в программах воспитания и обучения детей в детском саду подтверждения их принадлежности к определенной концепции.

4. Подберите русские народные пословицы, поговорки, которые отражают идеал человека, сложившийся в народной педагогике.

5. На примере одной из закономерностей воспитания разработай­те соответствующую стратегию воспитания ребенка.

Глава VII ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Одной из сторон развития личности является физичес­кое развитие, которое самым непосредственным образом

связано со здоровьем человека. Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.

Охрана здоровья детей, его укрепление составляют пред­мет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здо­ровье. Взрослые создают благоприятную материальную сре­ду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п.

Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического вос­питания, что при определенных условиях обеспечивает ма­лышу физическое развитие.

Понимая общую цель физического воспитания как со­хранение и укрепление здоровья ребенка, разные авторы Задачи физичес- Формулируют задачи физического вос- кого воспитания питания немного по-разному, дошкольников Анализ представленных ниже задач фи­зического воспитания дает возможность увидеть их сходство по существу, но различие по логике группировки. Наиболее четким представляется третий под­ход. Он и принят в дошкольной педагогике. Выделение трех групп задач позволяет более целенаправленно выстраивать работу по физическому воспитанию дошкольников.

Все указанные ниже группы задач решаются в каждой воз­растной группе, но их конкретное содержание меняется в зависимости от психофизиологических возможностей детей.

Задачи первой группы (оздоровительные) имеют жиз­необеспечивающий смысл. От их успешного решения зави- Методы, средства сит здовье' а зачастую и жизнь чело- и формы физичес- века' Известно, что ребенок раннего

кого воспитания возРаста нуждается в особом уходе, на­правленном именно на сохранение его здоровья. Смертность детей в этом возрасте во многих слу­чаях связана именно с отсутствием заботы об их здоровье или с тем, что она недостаточна.

Забота о здоровье не теряет своей актуальности в отно­шении детей более старшего возраста. На сегодняшний день данные о здоровье дошкольников в нашей стране являются тревожными: практически здоровыми признано лишь 14% детей, 50% имеют отклонения в состоянии здоровья.

Средствами реализации задач этой группы являются гигиенические и социально-бытовые факторы, полноцен­ное питание, оздоровительные силы природы, рациональ­ный режим жизни, физические упражнения.

Педагогическая работа, направленная на решение дан­ной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений. Эта сфера физического воспитания детей требует от воспитателя постоянных контактов с ме­дицинскими работниками, учета их рекомендаций, инди­видуального подхода к детям, бесед с родителями.

ЗАДАЧИ


 


Ю.К.Бабанский

1.Укрепление здо­ровья и закаливание, содействие правиль­ному физическому развитию и повыше­нию работоспособ­ности

2.Формирование двигательных навы­ков и умений

3.Развитие основ­ных двигательных качеств

4.Привитие гигие­нических навыков, сообщение знаний по гигиене

5.Воспитание воли, смелости, дисципли­ны

6.Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физически­ми упражнениями

7.Привитие органи­заторских навыков

В.И.Логинова

1. Охрана и укрепле­ние здоровья

2. Обеспечение свое­временного и полно­ценного развития всех органов и функ­ций организма

3. Формирование ос­новных движений и двигательных навы­ков, ловкости, гибко­сти, смелости

Г.В.Хухлаева и др.

1.Группа

оздоровитель­ных задач: охрана и укрепле­ние здоровья, зака­ливание, развитие движений

2.Группа

воспитатель­ных задач:

- формирование нравственно-физи­ческих навыков,

- формирование по­требности в физиче­ском совершенстве,

- воспитание куль- турно-гигиениче- ских качеств

3. Группа

образователь­ных задач:

- формирование представлений

о своем организме, о здоровье,

- формирование на­выков выполнения основных движений,

- формирование представлений о ре­жиме, об активности и отдыхе

Обратимся, например, к вопросу о питании детей. Ко­нечно, чем кормить ребенка в дошкольном учреждении, как обеспечить ему сбалансированное питание - забота не вос­питателя, а заведующего. Но только воспитатель может и должен знать, что любит малыш, а что не любит и надо ли его заставлять есть или же лучше не настаивать. Питание - важный фактор здоровья. Однако пища должна доставлять ребенку удовольствие, надо, чтобы он ел с аппетитом. Вред­ны и недоедание, и переедание. Полнота, как известно, еще не означает здоровья. Врачи советуют помнить, что суще­ствуют по меньшей мере два регулятора аппетита - физи­ческая активность и окончание приема пищи раньше, чем наступит ощущение полной сытости. А известный врач Н.М.Амосов дает родителям несколько общих советов, которые могут быть применены и к питанию: «Во-первых, не доводить удовлетворение любого желания до полного насыщения, чтобы не притупить саму потребность. Это ка­сается всего. Во-вторых, нужно создавать трудности, тре-, бующие преодоления, поскольку это тренировка характе­ра. Но нужно строго дозировать, чтобы трудности были преодолимы и чтобы ребенку это удавалось в значитель­ном проценте - от 50% до 70%. Но не 100». Ученый рас­сматривает физическое здоровье в тесной взаимосвязи с нрав­ственным здоровьем. Знаменательна его фраза: «Чтобы быть здоровым - очень важно быть счастливым». Так вот, после­днее во многом зависит от воспитателя. Необходимо созда­вать во время кормления такую обстановку, чтобы ребенку хотелось есть без принуждения. Этому способствуют и вне­шний вид столов, их сервировка, и то, как сидят дети - «спи­на к спине» или могут видеть друг друга, улыбнуться друг другу и воспитателю. Не стоит запрещать детям разговари­вать во время еды, это противоестественно. Нужно учить их разговаривать спокойно и не забывать о еде. А то ведь и сре­ди взрослых можно встретить людей, которые или говорят, или едят, а совмещать эти два дела не могут.

Существуют разные подходы к организации питания, к пониманию механизма закаливания, физической нагрузки и др. Очень часто современные родители склонны прини­мать любую «новую» систему оздоровления и смело экспе­риментируют на собственных детях. Иногда подобной «сме­лостью» отличаются и дошкольные учреждения, вводя в систему своей работы какую-нибудь инновационную про­грамму, не познакомившись предварительно с доказатель­ствами ее полезности для детей. Это недопустимо, так как речь идет о здоровье детей и неосторожное обращение с ним может иметь необратимые последствия.

Главные условия успешного решения первой группы за­дач физического воспитания следующие: знание особенно­стей функционирования детского организма, профессио­нально грамотный подход к оборудованию материальной среды, внимательное отношение к выбору программы оз­доровления, постоянство и систематичность в работе по охране и укреплению здоровья детей.

Важным фактором здоровья является физическая актив­ность. Двигательная активность обеспечивает человеку вы­живание. В каждом возрасте она наполняется разным содер­жанием, но должна быть всегда. Маленькому ребенку полез­ны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, лазанье по деревьям, всяческое напряжение сил. К сожалению, и воспитатели, и родители сдерживают активность малышей, не позволяют им свободно двигаться и тем наносят вред их здоровью. Для режима дошкольного учреждения обязатель­ны утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные раз­влечения. Хорошо, если есть бассейн, если организуется обу­чение езде на велосипеде, катанию на лыжах, коньках и т.д. Организуя двигательную активность детей, воспитатель уде­ляет внимание смене разных видов деятельности, регулиру­ет активность и отдых, но помнит при этом, что движения должны быть энергичными и продолжительными.

Задачи второй группы - воспитательные - направ­лены на развитие качеств личности и потребности в физи­ческом совершенстве. Конечно, эти задачи тесно связаны с оздоровительными задачами, поскольку при их решении также формируются личностные качества ребенка.

Средствами реализации этой группы задач являются де­ятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, про­изведения музыкального и изобразительного искусства).

Работа проходит в разных формах: физкультурно-оздо­ровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), са­мостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья).

Методы - упражнения, беседа, игра, создание проблем­ных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.

Данная группа задач предполагает воспитание таких качеств, как ловкость, смелость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, к победе, чувства товарищества, взаимопомощи. Исследователи (Т.И.Осокина, Е.Н.Ва­вилова, Э. Г. Степаненкова и др.) установили, что физичес­кое развитие благоприятно сказывается на всестороннем воспитании ребенка. Для формирования личностных ка­честв используются подвижные игры и упражнения, специ­альное обучение на занятиях физической культурой.

Наши рекомендации