Степень сформированности профессионально-этической культуры педагога

В ситуациях, когда обстоятельства жизни не дают возможности для выбора «чистых» средств, моральным регулятивом могут выступать так называемые правила наибольшего добра и наименьшего зла.
Оценка как механизм этического контроля за деятельностью педагога должна подкрепляться не столько извне (через достаточно жесткий контроль со стороны руководства, систему поощрения и наказания, аттестацию), но, в первую очередь, благодаря наличию внутреннего регулирующего и контролирующего механизма поведения. Таковыми выступают деонтологические феномены – развитое чувство долга, ответственности и совести.

24. Этические требования к профессионально-значимым качествам педагога.

Выделим 6 основных групп, которые определяют успех профессиональной деятельности педагога. 1 группа – интеллектуальные качества, характеризующие качества ума, интеллекта: эрудиция, аналитичность, пластичность, гибкость ума, сообразительность. 2 группа – моральные качества (добродетели), характеризующие качества характера:

а) качества, направленные на достижение блага – доброта, благородство б) качества, в которых проявляется отношение к долгу – обязательность, ответственность в) качества совести – честность, совестливость

3 группа – коммуникативные качества, которые включают: коммуникабельность, открытость

4 группа – перцептивные качества, характеризующие способность восприятия, понимания и оценки педагогами своих учеников, других людей, самих себя: наблюдательность, интуиция, воображение

5 группа – эмоционально-волевые качества, которые характеризуют переживания педагога и способность управлять своими эмоциями: эмпатия, эмоциональная стрессоустойчивость, сила воли.

6 группа – организаторские качества, характеризующие способность соединять знания предмета с оригинальными подходами к его применению в сочетании с упреждающей настойчивостью: активность, энергичность, инициативность, уверенность, целеустремленность, работоспособность, самостоятельность, предприимчивость, рискованность.

Таким образом, самые главные профессионально-значимые личностные качества учителя есть, прежде всего, его общечеловеческие качества. Основная задача педагогического образования – оказание помощи будущему учителю в том, чтобы раскрыть его положительный личностный потенциал. К профессионально недопустимым качествам педагога следует отнести: равнодушие, грубость, раздражительность, несдержанность, конфликтогенность, безответственность, непорядочность, агрессивность, жестокость, злость, высокомерие, цинизм.


25. Структура профессионального морального сознания педагога.

Содержательно профессионально-нравственный блок индивидуального сознания педагога характеризуется тремя группами представлений, которые проявляются в сознании педагогической общности в целом. Это представления о месте и роли педагогической работы в обществе, представления о ее функционально-инструментально-процессуальных особенностях и представления о желаемых и нежелаемых проявлениях личности в ходе работы.

Первой формой профессионально-нравственных представлений в индивидуальном сознании, наиболее рационализированной и умозрительной, можно считать взгляды. Это те осознаваемые, поддающиеся словесному выражению результаты освоения знаний, норм и ценностей, которые прошли личностный отбор в контексте предшествующего жизненного и профессионального опыта. Второй формой личностного проявления профессионально-нравственного сознания педагога служат убеждения – рациональные воззрения, прошедшие проверку практикой, ставшие итогом вторичного личностного отбора на основе собственного непосредственного опыта.Третья форма – это чувства, представляющие собой стойкое эмоциональное отношение к тем или иным сторонам педагогической деятельности. Как и в сознании любого другого профессионала, в индивидуальном сознании педагога профессионально-нравственные представления формируются по мере того, как он «вживается» в профессию и осознает свою связь с трудовой группой и сферой деятельности, осваивает свое новое место в обществе. Фактически его профессионально-нравственное развитие является одной из сторон его профессионального становления. Как правило, такое становление начинается за порогом отрочества, когда в человеке уже отчетливо проявилась индивидуальность и определился уровень его моральности. Если содержание этических представлений у претендента на профессию педагога расходится с нравственным законом, то – профессионально-нравственные отношения с самого начала складываются для него конфликтно. Возникает либо внутриличностный, либо производственный конфликт, что нередко приводит к необходимости сменить профессию.

Однако и при достаточно высоком моральном уровне личности освоение профессиональной морали далеко не всегда проходит гладко. Причины этого известны: стандарты поведения, на которые ориентирует профессиональная мораль, могут быть трудно достижимы, скажем из-за недостаточной коммуникабельности человека, или неблагоприятной атмосферы в коллективе. Тогда-то и возникает проблема адаптации, приспособления индивидуальных свойств личности к тем или иным профессионально-нравственным условиям.

26. Пути формирования профессионального мороального сознания педагогаФормирование и развитие специалиста – это сложный и непрерывный процесс «проектирования» личности.

Основными детерминантами,оказывающими влияние на данный процесс, являются:

1)среда(социальная и профессиональная), которая в начале профессиональной деятельности выступает как результат предшествующей деятельности общества и профессиональной группы и одновременно как субъект воздействия на личность педагога;
2)воспитание и образованиеличности как единый процесс целенаправленного, и системного воздействия общества и профессиональной группы на индивида с целью формирования у него определенных профессионально значимых качеств, мировоззрения, уровня физического, интеллектуального и иного развития;
3)самосовершенствованиеличности специалиста, которое является результатом относительно автономной интеллектуальной познавательной и аналитической деятельности самого специалиста.

Профессиональная пригодность – это вероятностная характеристика, которая отражает возможности человека в овладении профессиональной педагогической деятельностью.

Профессиональный отбор – это научно обоснованный допуск людей к определенному виду профессионального обучения и деятельности.
Движение педагога к вершинам профессионализма включает пять стадий:
1) «оптация» (лат. optatio – желание, избрание) – форми­рование личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;

2) «профессиональная подготовка» – формирование профес­сиональной направленности и системы профессиональных зна­ний, компетенций, профессиональных качеств, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;

3) «профессиональная адаптация» – вхождение в профес­сию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;

4) «профессионализация» – формирование профессиональ­ной позиции, интеграция личностных и профессионально важ­ных качеств и умений в относительно устойчивые профессио­нально значимые образования, квалифицированное выполне­ние профессиональной деятельности;

5) «профессиональное мастерство» – полная реализация, са­моосуществление педагога в профессиональной деятельности (творчески-креативный принцип) на основе подвижных интегральных психологических новообразований.

Наши рекомендации