Методические рекомендации. По основным разделам техники речи

По основным разделам техники речи

(первый год обучения)

Дикция

Артикуляция. Известно, что произнесение каждого гласного и согласного звука связано с определенной позицией речевого ап­парата, для освоения которой можно предложить студентам «артикуляционную гимнастику». Она поможет разработать мышцы речевого аппарата, а именно: язык (кончик языка, сере­дина языка, корень языка), губы, мягкое нёбо, нижнюю челюсть.

Важна как внешняя, так и внутренняя артикуляция, при этом необходимо обращать особое внимание на то, чтобы каждая из частей речевого аппарата в процессе артикуляционной разминки работала по отдельности. Например, в упражнениях для активи­зации губ язык и челюсти должны быть в покое, иначе мышцы не несут на себе желаемой нагрузки, и упражнение не имеет смысла.

На начальном этапе занятий необходимо добиваться мед­ленной, осмысленной работы каждой из частей речевого аппа­рата. Следующий этап работы - постепенное наращивание тем­па, при этом важно сохранить точность выполнения каждого упражнения. Результатом занятий должна стать активизация всего речевого аппарата и подготовка его к произнесению зву­ков русского языка.

Артикуляционную гимнастику можно соединять с дыха­тельными упражнениями, со словесным действием (что я делаю - хвалю, укоряю, переубеждаю и другие глаголы, выражающие активное действие), с удержанием и изменением разнообразных ритмов и темпов, с использованием музыки, с движением и т.д

Стр. 38

Начиная заниматься установкой гласных и согласных звуков русского языка, определим их основное отличие. Гласные звуки дают речи звучность и широту, на их основе строится мелодика и интонация русской речи, при произнесении гласного звука струя выдыхаемого воздуха выходит легко и беспрепятственно. Попробуйте произнести гласный звук «А» или «У», и вы почув­ствуете, как свободно летит голос. Согласные звуки отвечают за чёткость, внятность речи, они определяют каркас слова. Произ­несение согласных связано с преодолением (воздушной струёй) препятствия в виде губ, языка и т. д. Например, в момент произ­несения звука «П» стремящийся вперёд поток воздуха должен преодолеть препятствие - губы.

Начинать занятия по дикции логично с гласных звуков. По­сле объяснения позиций речевого аппарата для каждого звука рекомендуется предложить студентам использовать таблицы гласных звуков:

И-Э-А-О-У-Ы

Е (JЭ)-Я (JA) -Ё (JO)-Ю (JУ)

Произносить их можно в разных вариантах - с паузами, стаккато, напевно, плавно переходя из звука в звук и т.д. Также предлагается на основе данных таблиц заниматься начальными упражнениями по интонированию.

Например, отрабатывать интонацию «вопрос - ответ»:

ИЭА? ИЭА. ЭАО? ЭАО.

Коротко и ясно произносить звуки таблицы, соединив это с выполнением словесного действия (дать указание, укорить и др.). Студенты могут наладить диалог, используя приведенные таблицы или тройки гласных звуков.

В дальнейшем работа над гласными звуками будет продол­жаться. Приобретённые навыки будут использоваться при отра­ботке согласных звуков (открытые и закрытые слоги и др.), при выполнении орфоэпических рекомендаций (точность редукции безударных гласных и др.), а также при постановке голоса.

Стр. 39

Начиная работу с согласными звуками, удобно объединять их в блоки (свистящие, шипящие, губные и т.д.) и распределять в определенном порядке. Последовательность работы с соглас­ными звуками может быть различной, она зависит от целевых установок педагога, от подбора идентичных ошибок в группе и т.п.

Предлагаем один из возможных вариантов:

П, Б, В, Ф

К,Г,Х

С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц

ть, дь, т, д

Л, Р, М, Н

ч, ш, ж, щ

Таким образом, проработав на групповых и индивидуальных занятиях звуки одной группы, преподаватель может приступать к следующей и т. д. В данном варианте начинать работу предлагается с губных звуков (П, Б, В, Ф), так как чёткое и точное их произнесение активизирует общую внятность речи. Дальнейшее расположение групп звуков связано с местом положения кончика языка. Проходя поочерёдно все предложенные блоки, кончик языка из нижнего, глубокого положения (К, Г, X - воздушная струя преодолевает препятствие, образующееся между задней частью языка и мягким нёбом) перемещается к основанию нижних зубов (С, 3, ТЬ, ДЬ), затем упирается в основание верхних зубов (Т, д, Ц), а далее постепенно углубляется по твёрдому нёбу (Ч, Ш, Ж). Сонорные звуки М, н, Р помогают в работе над постановкой голоса. Звуки М и Н - развивают носоглоточный резонатор; 3 и Ж - твёрдые части ротовой полости; Л - твёрдое нёбо.

Порядок работы с согласными звуками русского языка мо­жет быть и другой. Однако каждый вариант последовательности требует точной и подробной аргументации. Педагог должен полностью отдавать себе отчёт, почему он действует именно таким образом. Какова его педагогическая задача и перспектива

Стр. 40.

Последовательность работы с согласными звуками может видоизменяться на разных этапах, особое внимание педагог об­ращает на отличие групповых и индивидуальных разминок.

Работа над исправлением согласных звуков делится на не­сколько этапов. Рассмотрим для примера постановку звука «С», принадлежащего к группе так называемых «свистящих» звуков. Вначале необходимо объяснить и показать учащимся требуе­мую позицию речевого аппарата на групповом занятии, затем проверить её с каждым из них на индивидуальном занятии.

Звук «С» произносится следующим образом: тонкий кончик языка слегка касается основания нижних зубов, края языка ка­саются верхних коренных зубов, спинка языка выгнута, нёбная занавеска приподнята. На индивидуальном занятии педагог мо­жет столкнуться с такими типичными ошибками, как неточное расположение кончика языка, следствием которого становится, как правило, характерный свист, с излишним напряжением язы­ка, когда язык упирается в нижние зубы и можно услышать «тупой» звук, или «перебором» дыхания. Необходимо объяс­нить студенту, в чём его ошибка (в идеале преподаватель опре­деляет причину ошибки на слух), и добиться правильного про­изношения.

На следующем этапе отрабатываемый звук соединяется с гласными звуками и проверяется в разных звукосочетаниях.

Например:

СИ -СЭ-СА- СО-СУ -СЫ

ИС – ЭС – АС – ОС – УС - ЫС

СИС - СЭС - С АС - СОС - СУС - СЫС

ПСИ-ПСЭ-ПСА-ПСО-ПСУ-ПСЫ И др.

Педагог должен объяснить студентам, что каждое из этих многочисленных звукосочетаний является подходом к правиль­ному произнесению слов, в которых они встречаются.

СИ - ситуация, симуляция, система;

АС - ассимиляция, астероид, астма;

СУС - суслик, сусло, уксус и т.д.

Стр. 41

Следующий этап отработки звука - слово. Студенты само­стоятельно (по заданию преподавателя) подбирают три группы слов. В первой группе «больной» звук находится в начале слова, во второй - в середине слова, в третьей - в конце слова. Например:

Наши рекомендации