ЗАНЯТИЕ 2. Психологические аспекты игровой деятельности
СОДЕРЖАНИЕ
Сведение……………………………………………………………….………4
Система условных обозначений……………………………………….…….5
Раздел 1. Тематика и содержание практических занятий…………………6
Раздел 2. Материалы для чтения ……………………………………………30
Раздел 3. Фрагмент рабочей программы по дисциплине «Методика организации игры»………………………………………………………..……..239
Раздел 4. Ценные указания студентам……….……………………………248
Библиография……………………………………………….………………274
Введение
Игра — это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной.
© Януш Корчак
Чтобы понимать друг друга, собеседникам необходимо разговаривать на одном языке. Язык детства — это, без сомнения, игра. Вот почему повзрослевшему педагогу, который сам когда-то (давным-давно или ещё вчера) был ребенком, ни в коем случае нельзя забывать волшебство игры.
На первый взгляд, кажущаяся чем-то несерьезным, развлекательным, игра решает важнейшие задачи развития и социализации личности. Однако, умело используя игровую деятельность как средство образования, диагностики и развития, ни в коем случае нельзя лишать игру непосредственности и веселья. Именно поэтому учебные занятия содержат шуточные элементы, а язык изложения заданий иногда на секунду перестает быть научно-публицистическим. Тем не менее, автор надеется, что данное обстоятельство не позволит студентам — будущим игротехникам с большой буквы — усомниться в профессиональной значимости тем, затронутых при изучении дисциплины «Методика организации игры».
В ходе освоения курса студентам предлагается попробовать себя в новой роли — игротехника, а в перспективе — игромастера. Безусловно, каждый из нас хоть раз в жизни становился организатором игры — будь то казаки-разбойники во дворе или игра в волейбол с одноклассниками. Однако отличие настоящего игротехника состоит в осознании важности игровой деятельности в нашей жизни, в знании принципов и правил организации игры, в умении создавать и проводить любую игру таким образом, чтобы все её участники смогли раскрыть свои творческие способности, поверить в свои силы, получить не просто удовольствие и радость, но что-то большее.
Во время аудиторной и внеаудиторной работы участникам курса будут предложены самые разные формы деятельности. Для успешного выполнения заданий учебное пособие сопровождается подробными методическими рекомендациями, а также содержит материалы для чтения. Кроме того, освоение курса происходит в сети Интернет, где осуществляется работа тематической группы «Игры и не только», созданной в социальной сети «Вконтакте».
Однако никакое разнообразие заданий и творческий запал преподавателя не будут иметь успеха без соответствующего настроя учащихся. Активность и креативный подход к освоению этого предмета не просто приветствуется, они жизненно необходимы! Студенты, как полноправные участники образовательного процесса, могут самостоятельно выбирать творческие задания, корректировать процесс выполнения работы и совместно с преподавателем продумывать содержание занятий.
Успехов, творчества и интересных игр! :)
Система условных обозначений:
Данные обозначения встретятся читателям в разделе «Тематика и содержание практических занятий»
![]() |
Цели и задачи занятия.Указанные цели и задачи в дальнейшем отражаются в выборе содержания и методов освоения темы.
Ключевые понятия. Определения ключевых понятий должны быть представлены в справочнике игромастера, который ведется по ходу освоения дисциплины. При отсутствии установленных дефиниций студенту предлагается разработать собственное определение, которое впоследствии уточняется преподавателем.
![]() |
Вопросы для обсуждения. При подготовке необходимо найти нужную информацию, которая позволит участнику занятия полноценно участвовать в групповом обсуждении
![]() |
Проблемные вопросы. Данные задания требуют выработки личного взгляда на ту или иную проблему, а также аргументацию выбранной позиции.
Задания для самостоятельной работы, как правило, оформляются в письменном или печатном виде и демонстрируются преподавателю в ходе текущего контроля.
![]() |
Творческие задания предназначены для развития креативного взгляда на изучаемый материал, для организации рефлексии и закрепления изученной темы в нестандартной форме.
![]() |
Материалы для формирования портфолиопредставляются в ходе рубежного контроля и на итоговой аттестации.
Источники информации. В данном разделе указаны источники информации, дополняющие материалы для чтения, представленные в учебном пособии.
Используемые сокращения:
М/Ч — Материалы для чтения;
ЦУ — Ценные указания студентам (Методические рекомендации по организации самостоятельной).
РАЗДЕЛ 1
Тематика и содержание
практических занятий
![]() |
ЗАНЯТИЕ 1. Игра как междисциплинарный феномен
«Игра» — как много в этом звуке…Отчетливо выделяются интонации веселья и радости, доносятся отголоски праздника. Слышите? © Ю. Гурин
Цели и задачи занятия:раскрыть основные научные подходы к изучению феномена игры, рассмотреть сущностные характеристики игры, выработать собственные цели освоения учебной дисциплины.
Ключевые понятия: игра, игровая деятельность, игровое состояние.
На занятии:
1. Познакомьтесь с понятием Карта памяти (ЦУ№ 4.3.). Создайте карту памяти и в ходе просмотра видео-лекции обозначьте ключевые признаки игры и всё, что покажется вам важным по данной теме.
2. Прочитайте материалы, посвященные особенностям игровой деятельности, и дополните свою карту памяти. Запишите одно из определений игры или придумайте собственное (М/Ч №2.1. — 2.5.).
3. В группе обсудите возможные функции, которые выполняет игровая деятельность в нашей жизни. Сопоставьте результаты обсуждения с материалами для чтения (М/Ч№ 2.6.).
4. Заполните таблицу по классификации игр в ходе просмотра видео-фрагмента и чтения текста «Игры хорошие и разные» (М/Ч № 2.7.).
*Paidea, Ludus, Agon, Аlea, Ilinx, Mimicry — виды игр, выделенные Р. Кайуа
Задания для внеаудиторной работы:
1.Дополните свою таблицу классификаций игр, основываясь на тексте «Классификация игр» (М/Ч № 2.8.).
2.Начните работу по подготовке портфолио по курсу «Методика организации игры» (Требования к портфолио — ЦУ № 4.21.).
3.Зарегистрируйтесь в группе «Игры и не только» в соц.сети «ВКонтакте».
Время творить!
По итогам вводного занятия и выполнения самостоятельной работы напишите эссе по одной из следующих тем:
a) Представьте, что вы оказались на необитаемом острове после кораблекрушения. Чтобы выжить вам и вашим друзьям приходится много трудиться (строить укрытие, искать пропитание и т.д.). На ваши предложения уделить какое-то время играм — они отвечают, что в подобной ситуации это безответственно. Постарайтесь переубедить своих друзей, опираясь на материал о функциях и особенностях игровой деятельности.
b) Познакомьтесь с картиной П.Брейгеля «Детские игры», а также с выдержками из книги С.А. Шмакова, посвященными ей (М/Ч № 2.11.). Согласны ли вы с размышлениями ученого о данном произведении искусства? Что еще вам удалось заметить, изучая картину? Какие особенности «мира игры» попытался отразить художник?
c) С чем только не сравнивали игру мыслители и творцы разных эпох. Игра — это свобода. Игра — это основа культуры. Игра — это жизнь или бегство от реальности. А как бы вы продолжили фразу «Игра — это…» Аргументируйте свой выбор.
* Критерии оценки и рекомендации к написанию эссе ищите в разделе «Методические указания для студентов».
* Приложите аккуратно оформленную творческую работу к портфолио.
1. Группа «ВКонтакте» Игры и не только. Режим доступа: http://vk.com/games_etc;
2. Игра: мыслители прошлого и настоящего о ее природе и педагогическом потенциале6 Хрестоматия /Авт.-сост. Е.А. Репринцева. — М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. — 600с.
3. «Игра как способ жить» видео-лекция. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=GotccDYan5c;
4. Игра со всех сторон: Современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее / Пер. с англ. М.: «Прагматикакультуры», 2003. -431 с.
5. Кайуа P. Игры и люди; Статьи и эссе по социологии культуры / Роже Кайуа; Сост., пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. — М.:ОГИ, 2007.— 504 С.
6. Новиков А.М. Методология игровой деятельности. — М.: Издательство «Эгвес», 2006. — 48 с.
7. Ретюнских Л.Т. Игра как она есть или онтология игры / Л.Т. Ретюнских.- М.- Липецк, 1997. 150 с.
8. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры / С.А. Шмаков. - М.: Новая Москва, 1994. — 240 с.
9. Куликова, И.В. Игра как способ освоения мира человеком Текст.: дис. канд. философ, наук: /Куликова И.В. М., 2000. — 155с.
ЗАНЯТИЕ 2. Психологические аспекты игровой деятельности
Игра — практика развития. © С.Л. Рубинштейн
Цели и задачи занятия:Рассмотреть психологические теории игры, уточнить структуру игровой деятельности; определить роль игры в развитии личности ребенка. Разработать сборник тезисов.
Ключевые понятия:игровое общение; произвольность, социализация;
1. Составьте краткий конспект по тексту «Общение и социализация ребенка в игре» (М/Ч №2.12., ЦУ № 4.5.)
2. В парах или группах подготовьте презентации по следующим темам:
· Роль игры в развитии эмоциональной сферы
· Развитие произвольности в игре
· Развитие мотивов и потребностей в игровой деятельности
· Роль игровой деятельности в развитии мышления
· Развитие в игре воображения и творчества
Ваша задача — ознакомиться с информацией по выбранной теме и представить её коллегам. Найденный материал необходимо критически осмыслить и составить тезисы (ЦУ № 4.9.), которые вы сможете представить аудитории. Свои тезисы необходимо оформить на одном слайде презентации Power Point.Используя научные термины, будьте готовы их пояснить, чтобы избежать непонимания аудитории темы. При возникновении проблем в поиске материала, можно обратиться за помощью к преподавателю.
Критерии оценки выступления группы (ЦУ № 4.2.):
· Четкость и ясность изложения (запрещается читать текст по распечаткам!).
· Конкретика и полезность для слушателей (поясняйте сказанное, приводите примеры, апеллируйте к опыту слушателей).
· Вклад каждого участника в работу группы. (Подумайте над выступлением, чтобы это не выглядело как поочередное чтение абзацев с одного листа а-ля «один читает — остальные скучают, смотря по сторонам»)
· Творческий подход к представлению результатов.
· Качество наглядного и раздаточного материала.
· NB! Регламент выступления: 5-7 минут