Особенности педагогической деятельности в условиях производства
Организация процесса производственного обучения в условиях реального производства (т.е. на рабочем месте) один из старейших видов профессионального образования. Существуют следующие формы организации процесса профессионального обучения в условиях производства:1. Урочная – применяется при обучении рабочих на учебно-производственном участке (цехе) предприятия, либо учебно-курсовом комбинате при предприятии. Учебно-курсовой комбинат (УКК) — учебное подразделение предприятия, фирмы, отрасли, реализующее образовательные программы дополнительного образования, а также программы профессиональной подготовки различного уровня в зависимости от производственно-экономических потребностей, конкретных работодателей и спроса на рынке труда. УКК создаются и функционируют на предприятиях, объединениях, учреждениях по отраслевому, межрегиональному, территориальному признакам. УКК является наиболее гибким видом обучения, позволяющим оперативно удовлетворять запросы современной динамично развивающейся технологии, а также проводить опережающее профессиональное обучение занятого и высвобождаемого населения в связи со структурными изменениями в экономике. Обучающимися в УКК в основном являются взрослые люди. Это — рабочие, служащие, специалисты, руководители различных подразделений своего предприятия (учреждения), а также выпускники профессиональных учебных заведений различного уровня и др. В отличие от стационарных учебных заведений обучение в УКК носит кратковременный, интенсивный характер: срок обучения составляет от одного до шести месяцев (в редких случаях до одного года).
2. Профессиональное обучение в составе ученических бригад – имеет место при организации обучения рабочих на «самостоятельных» объектах. При этом обеспечивается высокий уровень ответственности обучающихся за результаты работы, разнообразие учебно-производственных работ в соответствии с требованиями учебных программ, прочность формируемых умений и навыков. В то же время возрастает ответственность и нагрузка на мастера, т.к. часть обучающих функций в значительной степени доверены квалифицированным рабочим, включаемым в состав ученических бригад или наиболее подготовленным учащимся – бригадирам.
3. Профессиональное обучение в составе бригад квалифицированных рабочих– наиболее распространенная форма обучения. Обучающиеся полностью включены в «производственную атмосферу» жизни предприятия, повышаются возможности освоения современной техники и технологии, передового опыта квалифицированных рабочих. Методика профессионального обучения основана на методе демонстрационного показа, а затем повторения учеником трудовых приемов и операций, выполняемых квалифицированным рабочим. Особенностью данной формы обучения является наличие нескольких учителей, каждый из которых одинаково отвечает за подготовку ученика.
4. Индивидуальное прикрепление обучающихся к квалифицированным рабочим – применяется в основном при подготовке рабочих обслуживающего труда (сантехник, наладчик, оператор, машинист. Методика предусматривает индивидуальное консультирование по выполнению того или иного вида работы, показ собственного примера квалифицированного рабочего по выполнению данного вида работ, а затем повторение того же учеником. Данная методика предусматривает выступление ученика на первых этапах обучения в качестве помощника мастера, усваивающего образцы работ, а затем выполняющего данные работы под контролем квалифицированного рабочего.
Одной из важных особенностей производственного обучения в условиях реального производства является ступенчатая система подготовки и повышения квалификации рабочих. Ступенчатое обучение включает, во-первых, получение разных уровней квалификации (тарифных разрядов, классов, категорий) на каждой ступени, во-вторых, разных уровней профессионального образования (начального, среднего, высшего), в-третьих, различных знаний, обеспечивающих дополнительное образование. Учебный процесс ступенчатой системы обучения организуется практически по двум схемам: последовательной и последовательно-параллельной. При последовательной схеме первыйэтап обучения заканчивается присвоением рабочего разряда по определенной профессии. На втором этапе обучения, куда попадают только лучшие рабочие, на основе профессионального мастерства, осуществляется подготовка рабочих кадров с повышенным разрядом или по дополнительной специальности. На третьем этапе ведется подготовка специалистов со средним профессиональным образованием (по заочной форме обучения, без отрыва от производства) – техников. На четвертом этапе обучение нацелено на повышение квалификационного уровня техника, получение квалификации младший инженер или высококвалифицированный техник. Преимущества этой схемы подготовки заключается в том, что рабочий лучше социально защищен, т.к. имеет хорошую профессиональную подготовку на уровне рабочего и соответствующий документ о начальном профессиональном образовании, а впоследствии документ о среднем профессиональном образовании и соответствующую подготовку техника. А так как обучение происходит без отрыва от производства, то ученик является не иждивенцем государства, а реальной производительной силой, приносящий обществу пользу. В этом смысле ступенчатая подготовка является экономически эффективной, так как ведет к повышению квалификационного уровня работника, соответственно, и производительности его труда без потери времени на обучение, последующую адаптацию на производстве.
При последовательно-параллельной схеме организации учебного процесса освоение более высокого уровня техника может происходит параллельно с освоением более высокой квалификации рабочего на производстве. В этом случае процесс повышения квалификационного уровня происходит более быстрыми темпами.