Дневник (альбом наблюдений)
Использование моделей и моделирования
В эколого-педагогической работе с детьми
Модели – это заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.
Значение
Помогает лучше, чем другие средства наглядности абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения.
Помогает полнее осознавать явления
Успешней осуществлять обобщение и систематизацию знаний детей о природе.
Виды моделей
Предметные модели – воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений
Предметно-схематические модели
В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов
(например, при ознакомлении детей с защитными функциями окраски гусеницы используют зеленый и черный листы бумаги)
Графическая модель (графики, схемы) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений.
(например, календари природы)
Методика использования моделей
Используются во всех возрастных группах.
Модель не первична. Сначала необходимо наблюдение, рассматривание, а только потом использование абстрагирования с помощью модели.
Использование модели – это часть занятия
Последовательность введения модели
1. Введение модели на занятиях по рассматриванию объектов живой и неживой природы
2. Рассматривание модели, сенсорных признаков (5 органов чувств)
3. Использование моделей для описания нового объекта
4. Сравнение, нахождение признаков и сходства моделей
5. Абстрагирование существенных признаков, значимых для деятельности.
(Деятельность: удаление пыли с листьев комнатных растений – важно, какая поверхность у листьев и их размер)
6. Модели для обобщений и систематизации знаний
Например, рыбы:
- живут в воде (символ воды)
- имеют обтекаемую форму (силуэт рыбы)
- есть чешуя (символ чешуи)
- дышат жабрами (рисунок тела рыбы с жабрами)
- способ передвижения – плавание (рисунок тела рыбы с плавниками)
Птицы
- обитают в воздушно-наземной среде
- форма птиц
- способ передвижения
- способ приема пищи
- чем покрыто тело птицы
- способ размножения птиц
Использование готовых моделей
Графические модели
Модели описания
1. Модели описания овощей, фруктов
Цвет | Форма | Размер |
На вкус | Где растет | Как едят |
2. Модель описания времени года
Состояние солнца | Состояние неба | Состояние почвы | Состояние растительности |
Как одеваются люди | Состояние животного мира | Как ведут себя птицы | Что делают дети (занятия детей) |
Календари погоды
Младшая группа
1. Иллюстрации с изображением времени года и занятий детей в это время года
2. Иллюстрации с состоянием погоды (снег, солнечно, облачно, ветрено, пасмурно, дождь)
3. Иллюстрация времени года + иллюстрации состояния погоды
(«Дети, какая у нас погода сегодня? Что мы увидели на прогулке?»)
4. Дидактическая игра «Оденем куклу Машу на прогулку»
Средняя группа
7. Календари 1,2,3 с добавлением условных обозначений
8. Календарь-фланелеграф\
Иллюстрация времени года | Солнечно | Облачно | Ветрено | Дождь | Снег | Туман | Наши рисунки |
Радуга | Град | Холод | Тепло | Жарко | Пасмурно | ||
Карман для обитателей |
9. Старшая группа
Иллюстрация на данный месяц | Октябрь | Рисунки детей + условные обосзначения | ||
ЧТ | ПТ | |||
ПН | ВТ | СР | ЧТ | 9 ПТ |
ПН | 13 ВТ | 14 СР | 15 ЧТ | 16 ПТ |
ПН | 20 ВТ | 21 СР | 22 ЧТ | 23 ПТ |
ПН | 25 ВТ | 26 СР | 27 ЧТ | 28 ПТ |
Дети зарисовывают состояние погоды каждый день.
По итогам ведения календаря за сезон проводится итоговая беседа об осени. Подсчитывается количество дней с осадками, солнечных дней и др.
Подготовительная группа
ПОНЕДЕЛЬНИК | |
ВТОРНИК | |
СРЕДА | |
ЧЕТВЕРГ | |
ПЯТНИЦА |
Термометр (может быть в виде елочки и т.п.)
Календари природы
Календари природы – это усложненный вариант календаря погоды.
В нем отражаются сведения о погоде + представлены иллюстрации, рисунки, фотографии, справочные материалы, характерные особенности сезона.
Сезонные календари сохраняются в течение года и используются на обобщающих занятиях.
Дневник (альбом наблюдений)
Служит для регистрации единичных явлений, а так же динамики изменений какого-либо объекта.
Например, результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными, объектами неживой природы.
Фиксация производится на нескольких стадиях развития.
Календарь Николаевой С.Н.
Неделя месяца | Погода | Название и иллюстрация месяца | ||
Фиолетовый | ||||
Синий | ||||
Голубой | ||||
Зеленый | ||||
Желтый | ||||
Оранжевый | ||||
красный |
А 3й неделе месяца видны изменения сезона.
Методика использования
5. Наблюдения за сезонными изменениями проводятся во всех возрастных группах.
6. В зависимости от возраста фиксация наблюдений осуществляется либо готовой картинкой, либо значками (пиктограммами) или рисунками.
7. В течение недели вне зависимости от плохой погоды, подготовки к праздникам проводится цикл наблюдений за погодой
8. По результатам заполнения за сезон проводится обобщающее занятие
План занятия «Как заполнять календарь природы»
ПОНЕДЕЛЬНИК
1 часть
- чтение стихов, загадок, слушание музыки
- знакомство с календарем
- рассказ воспитателя о том, как им пользоваться
2 часть
- ознакомление со значками
- проводится дидактическая игра «я загадал день недели/птицу/температуру…»
3 часть
- дети упражняются в рисовании по календарю
- наблюдение на прогулке за погодой (рассматривают небо, дают определение погоды (пасмурно), определяют ветреность, температуру (обращают внимание на одежду людей), подводят итог)
- в группе все собираются и отмечают погоду в календаре
ВТОРНИК
- сравнение погоды
- определение погоды
- итог: дается общее определение погоды.
- заполнение календаря в группе
- сравнение по значкам
СРЕДА
Игровой прем с другом группы (его берут с собой на прогулку)
ЧЕТВЕРГ
- во время прогулки проводится наблюдение за растительностью (дерево)
- отыскивают признаки осени
- эстетическое восприятие красоты осени
- рассказ воспитателя о дереве, которое ему нравится
- рассматривание растительного покрова земли, отметка ее состояния
- в группе проводится занятие по изо-деятельности по результатам наблюдения – эти рисунки помещаются в календаре
ПЯТНИЦА
- выяснить, какие насекомые, птицы в этот период видны
- 3-4 человека наблюдают погоду
- делаем вывод за неделю
- воспитатель предлагает детям понаблюдать в выходные дни за погодой