Управление образованием, его сущность и функции. Принципы управления педагогическими системами.
Под управлением в образовании понимают взаимодействие субъектов управления системой образования в целях обеспечения стабильного режима её функционирования, перевода в новое качественное состояние и выхода в позицию развития. В структуру управления образованием в Республике Беларусь входят: Совет Министров; Министерство образования; Управления образования облисполкомов, горисполкомов; районные отделы образования; учреждения образования. Отличительной особенностью развития современной системы образования является государственно-общественное управление образованием.
Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления, основными функциями которого являются: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль (педагогический мониторинг), регулирование и корригирование. Субъектами управления в образовательном учреждении выступают его руководители (директор, его заместители), педагоги, учащиеся, родители и другие возможные субъекты учебно-воспитательного процесса. В настоящее время теория управления школой дополняется теорией педагогического менеджмента.
Теория и практика внутришкольного управления основывается на соблюдении ряда принципов. Принцип демократизации и гуманизации управления предполагает развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся, родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров — проявление демократических начал в школьном управлении. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Этому способствуют регулярные отчеты администрации, совета школы перед общешкольным коллективом и общественностью. Управление школой предполагает сотрудничество, соуправление, самоуправление. В каждом управленческом решении необходимо видеть личность учителя и ученика. Гуманизация управления в образовании — это обращенность к личности, уважение достоинства человека и доверие ему.
Принцип системности и целостности в управлении основан на понимании системной природы педагогического процесса. Методология системного подхода в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как о системе (целостность, структура, интегративность, связь с внешней средой). Кроме того, данный принцип предполагает взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности руководителя школы и педагогического коллектива. Реализация принципа исключает односторонность в управлении, приводит к последовательности, логичности управленческой деятельности.
Реализация принципа рационального сочетания централизации и децентрализации во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы.
Реализация принципа единства единоначалия и коллегиальности в управлении способствует преодолению субъективности, авторитарности, администрирования в управлении целостным педагогическим процессом. В управленческой деятельности руководитель опирается на опыт и знания коллег, организует разработку и обсуждение ими решений, сопоставление разных точек зрения, проведение обсуждения и принятие оптимального решения. Коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, единоначалие необходимо прежде всего на этапе реализации принятых решений.
Важность принципа объективности и достоверности информации в управлении образовательными системами обуславливается тем, что эффективность управления в значительной мере определяется наличием необходимой и достоверной информации как совокупности сведений о состоянии педагогической системы и окружающей среды. Для школьного руководителя-менеджера важно знать методы сбора, обработки, хранения и использования внутришкольной информации. В настоящее время усилия школьной администрации должны быть сосредоточены на разработке и внедрении внутришкольной информационной технологии управления, которая повышает научную организацию управленческого труда.
В структуре внутришкольного управления выделяют органы коллегиального управления школой (общешкольная конференция, совет школы и др.); должностные лица школы (директор школы, его заместители по научной, учебной, воспитательной, хозяйственной работе); управленческие органы различных общественных организаций учащихся, учителей, родителей (ученический комитет, профсоюзный комитет, родительский комитет и др.).
Директор школы непосредственно или через своих заместителей руководит всей учебно-воспитательной работой, а также внеклассной, методической, организационной работой; руководит родительским комитетом, советом школы, учкомом; осуществляет финансовую, административно-хозяйственную деятельность; может курировать учебную и внеклассную работу по определённым учебным предметам и т.д.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе отвечает за выполнение учебных планов и программ, качество преподавания, за текущее планирование, расписание, руководит работой методических объединений, курирует преподавание отдельных учебных предметов, наблюдает за внеклассной учебной работой, работой факультативов и т.д.
Заместитель директора по воспитательной работе организует и контролирует внеклассные занятия с учащимися в школе, их общественно полезный труд, организует работу органов ученического самоуправления, оказывает им необходимую помощь, руководит методическим объединением классных руководителей, профориентационной работой школы, а также работой кружков, клубов, других объединений детей и родителей.
Заместитель директора по научной работе устанавливает контакты с учеными, преподавателями вузов, научными центрами для организации научных исследований в школе, привлечению их к педагогической работе в школе и вовлечению учителей в научно-исследовательскую работу.
Классный руководитель организует процесс воспитания в классной (учебной) группе, изучает учащихся, диагностирует уровень их воспитанности, осуществляет постановку целей и задач воспитания учащихся данного класса, планирует и организует разнообразные виды деятельности группы учащихся, педагогическое просвещение родителей, осуществляет работу с учителями-предметниками, ведёт установленную документацию и т.д.
Школьный психолог организует работу по обеспечению психического здоровья и развития учащихся; посредством психопрофилактики, психодиагностики и реабилитации оказывает помощь детям, учителям, родителям в решении личностных, профессиональных, других жизненных проблем; проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению при переходе из одной возрастной категории в другую и т.д.
Социальный педагог организует внеучебную деятельность учащихся, курирует работу различных секций, клубов, трудовых, краеведческих, туристских и других детских объединений; координирует работу педагогического коллектива с «трудными» детьми, семьями, с окружающей микросредой, общественностью микрорайона; руководит подготовкой и составлением плана социальной работы школы и т.д.
Совет школы обсуждает и утверждает план развития школы, планы учебно-воспитательной работы школы, расстановку педагогических и других кадров на новый учебный год; заслушивает отчёты директора, его заместителей, учителей; рассматривает и утверждает планы ремонта, укрепления материально-технической базы школы, осуществляет контроль за сметой расходов школы, за санитарным состоянием школы; оказывает помощь детям из малообеспеченных семей, больным детям и т.д.
Педагогический совет разбирает основные научно-педагогические вопросы учебно-воспитательного процесса, даёт оценку деятельности руководителей школы, учителей; решает организационные вопросы, например, утверждает распределение нагрузки учителей, назначение классных руководителей, перевод учащихся из класса в класс, утверждает результаты аттестации учителей и т.д.
Охарактеризуем функции управления. Основное назначение педагогического анализа состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы. В зависимости от содержания выделяют параметрический, тематический, итоговый виды анализа.
Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе, результатах образовательного процесса, выявления причин его недостатков (изучение текущей успеваемости, состояния дисциплины в классах и в школе за день или неделю, анализ посещаемости уроков и внеклассных мероприятий, санитарного состояния школы и т.п.).
Тематический педагогический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в педагогическом процессе. Его предметом, например, выступает система уроков, система внеклассной работы и т.д. Содержание тематического анализа составляют комплексные проблемы: система работы учителей, классных руководителей по формированию отдельных сторон базовой культуры личности, по повышению уровня педагогической культуры, деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и т.п.
Итоговый анализ проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий достижения этих результатов. Содержание итогового анализа работы школы за учебный год составляют итоги по основным направлениям: качество преподавания; качество знаний, умений и навыков учащихся; уровень воспитанности школьников; состояние и качество методической работы в школе; эффективность работы с родителями и общественностью; состояние здоровья учащихся и педагогов, их санитарно-гигиеническая культура; результативность деятельности совета школы, педагогического совета. Проведение итогового анализа подготавливает работу над планом работы школы на новый учебный год.
Не менее важные функции управления школой — целеполагание и планирование. Выделяют перспективные, годовые, текущие планы работы школы. Перспективный план работы школы составляется обычно на пять лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы. Годовой план охватывает работу школы в течение учебного года, включая летние каникулы. Он может иметь следующую структуру: 1) Вступительная часть (раскрываются особенности микрорайона и условий работы школы; дается краткий анализ итогов работы школы за прошлый учебный год; формулируются основные задачи школы на новый учебный год); 2) Выполнение закона о всеобуче и обеспечение среднего образования; 3) Организация работы с кадрами; 4) Руководство учебно-воспитательным процессом; 5) Педагогический контроль за учебно-воспитательным процессом; 6) Работа с родителями, общественностью; 7) Укрепление материально-технической базы школы и хозяйственная деятельность.
Текущий план составляется на учебную четверть и является конкретизацией общешкольного годового плана. На основе общешкольного плана составляется также календарный план организационной, методической и внеклассной работы: планируются работа педагогического совета, совета школы, заседания методических объединений, совещания при директоре, общешкольные родительские и ученические собрания, заседания родительского и ученического комитетов, работа научных обществ, клубов, общешкольные мероприятия и т.д.
Все виды планов работы школы реализуются через такую функцию управления, как организация работы школы. Организаторская деятельность есть деятельность руководителя школы, других субъектов управления, направленная на выполнение намеченного плана работы, достижение поставленной цели. Функция организации направлена на выполнение принятых решений конкретными людьми.
Внутришкольный контроль представляет собой процедуру получения информации о деятельности управляемой системы любого уровня, ее результатах; установления степени достижения целей и задач педагогического процесса. Основная цель внутришкольного контроля — глубокое изучение состояния учебно-воспитательного процесса, направленное на его совершенствование, оказание своевременной помощи учителям. В основе контроля лежит анализ труда всех субъектов педагогического процесса, прежде всего педагогов и учащихся.
К общим требованиям к организации внутришкольного контроля относятся: систематичность (регулярное проведение контроля; создание в школе системы контроля, позволяющей управлять всем ходом педагогического процесса); объективность (проведение контроля на основе выработанных и согласованных критериев в соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ); действенность (результаты контроля должны привести к устранению выявленных недостатков, к позитивным изменениям); компетентность проверяющего (знание предмета контроля, умение прогнозировать развитие результатов контроля и т.д.).
Содержание внутришкольного контроля составляют:
ü качество и ход выполнения образовательных программ и государственных образовательных стандартов;
ü качество знаний, умений и навыков учащихся;
ü уровень воспитанности учащихся;
ü состояние преподавания учебных дисциплин, реализация в процессе преподавания функций обучения;
ü состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы;
ü работа с педагогическими кадрами;
ü выполнение организационно-педагогических вопросов всеобуча;
ü эффективность совместной деятельности школы, семьи, общественности по воспитанию учащихся;
ü исполнение нормативных документов и принятых решений.
Выделяют различные виды контроля:
1) по цели (М.Л. Портнов) контроль бывает: предварительный (просматриваются планы, материалы к уроку, проводятся беседы с учителем о методах и формах работы на уроке и т.п.); текущий (непосредственное наблюдение за ходом уроков, проверка знаний, умений и навыков; просмотр ученических работ учащихся и т.п.); итоговый (изучаются результаты работы учителей за определенный период, проводятся контрольные работы, опрос учащихся, изучаются классные журналы и т.п.);
2) по содержанию (Т.И. Шамова) различают контроль фронтальный и тематический. В ходе фронтального контроля изучается работа нескольких учителей или всего педагогического коллектива по решению основных задач обучения и воспитания. Тематический контроль предполагает изучение и анализ только одной какой-либо стороны учебно-воспитательного процесса. Оба вида контроля обычно дополняют друг друга.
В практике работы сложились следующие методы проверки деятельности учителей:
- выборочное посещение директором или завучем отдельных уроков учителей;
- тематическое посещение уроков (цикла уроков по теме);
- посещение уроков нескольких учителей, работающих в параллельных классах (коллеги могут присутствовать на уроках друг у друга);
- комплексное изучение отдельных классов (проверяющий присутствует целый учебный день в одном классе и делает выводы, например, о том, почему у одного учителя ученики работают активно и добросовестно, а у другого — нет; как выполняются единые требования к учащимся, как распределяется их учебная нагрузка и домашнее задание и т.п.);
- целевое посещение уроков с приглашением специалистов-учителей;
- проверка и просмотр различной документации;
- проведение бесед с учителями (например, по вопросам выполнения учебной программы, успеваемости и посещаемости учащихся, по методическим проблемам, по вопросам повышения квалификации и др.).
Сроки и формы контроля известны учителям из плана-графика внутришкольного контроля. Методами контроля уровня знаний и умений учащихся являются такие способы проверки, как проведение устного опроса учащихся проверяющим или учителем по заранее предложенным вопросам; проведение письменных контрольных работ в отдельных классах или в параллельных классах по определенным предметам по текстам директора иди завуча (работы проверяются учителем или комиссией, иногда администрацией школы); изучение результатов деятельности учащихся, например, ученических тетрадей; проверка умений и навыков учащихся в проведении практических или лабораторных работ, трудовых умений и навыков и др.; метод хронометрирования.
Все вышеназванные методы применяются в процессе педагогического мониторинга, который рассматривается как способ постоянного изучения (диагностики) результатов учебно-воспитательного процесса, их анализа и оценки на основе сравнения с базовыми и нормативными показателями. Методом повторных замеров накапливается, а затем анализируется информация в динамике. За сравнением реальных результатов с эталонами и нормами следует содержательная оценка и коррекция.