Й раздел. Формирование грамматического строя речи 2 страница

3. Прохлопывание, отстукивание слогов в словах с определенной звуко-слоговой структурой (ротик, лимон, собака, саночки).

4-й раздел. Формирование и совершенствование лексического состава языка

Март

Лексические темы

1-я неделя — «Мамин праздник»;

2-я неделя — «Домашние животные»;

3—4-я недели — «Дикие птицы».

Апрель

1—2-я недели — «Дикие животные»;

—4-я недели — «Транспорт».

Май

1-я неделя —весенние каникулы, проводится только инди­видуальная работа;

2-я неделя — «Лето. Цветы»;

3-я неделя — «Лето. Насекомые»;

4-я неделя — «Лето. Игры с водой».

Развитие импрессивной речи

Продолжение работы по расширению пассивного словаря. Повторение и за­менив пройденного: закрепление и дифференциация единственного и множе­нного числа имен существительных; закрепление и дифференциация единственногои множественного числа глаголов.

Различение глаголов, противоположных по значению (сними — надень, завяжи- развяжи).

Различение возвратных и невозвратных глаголов (одевается — одевают). обучение пониманию действий, изображенных на сюжетных картинках.

Различение глаголов прошедшего времени по родам (вымыл — вымыла ,надел — надела).

Обучение пониманию падежных окончаний существительных.

Обучение пониманию пространственных отношений предметов, выраженных :,предлогами на, в, под, из, около, от, за (по демонстрации действий).

Обучение пониманию предлогов с, без.

Закрепление обобщающих понятий.

Различение противоположных по значению прилагательных (большой — маленький).

Обучение пониманию наречий, выражающих пространственные отношения впередu—сзади, вверху—внизу, далеко—близко, справа—слева).

Развитие экспрессивной речи

Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение. Формирование глагольного словаря, активное усвоение инфинитива и повелительного наклонения глаголов.

Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов. Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождения предметов (там, тут, вот, здесь), сравнение (больше, меньше), количество много,мало), оценку действий (хорошо, плохо), ощущения (тепло, холодно,вкусно).

5-й раздел. Формирование грамматического строя речи

1. Обучение образованию и использованию в речи существительных в дательном падеже (маме, киске), творительном падеже (карандашом, топором), родитель­ном падеже с предлогом у (у киски).

2. Обучение образованию и использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (зайчик, сырок, носочки, котята, котенок).

3. Закрепление умения использования глаголов в инфинитиве, повелительном и изъявительном наклоненииях настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа {сидеть, сиди, сидит, сидят).

4. Обучение образованию глаголов изъявительного наклонения от повелитель­ного путем «наращивания» звука [т] (сиди, сидит).

5. Обучение образованию и дифференциации глаголов 3-го лица единственного и множественного чисел изъявительного наклонения по демонстрации действий и по сюжетным картинкам, а также различению вопросов к этим глаголам. (Что делает? — Поет. Что делают? — Поют.)

6. Обучение детей употреблению возвратной формы глагола 2-го лица единст­венного числа настоящего времени по демонстрации действия и по картинке (умы­вается, одевается).

7. Обучение согласованию подлежащего со сказуемым. (Он идёт. Дети спят.)

8. Согласование прилагательных, обозначающих признаки предметов, с существи­тельными мужского и женского рода в именительном падеже единственного числа.

9. Согласование местоимений с существительными. (Моя книжка. Мой мяч.)

10. Правильное употребление местоимений меня, мне в родительном и дательном падежах.

11. Различение рода и числа глаголов прошедшего времени (упал, упала, упали).

6-й раздел. Развитие речевого общения, связной речи

1. Обучение ответам на поставленные вопросы по простым сюжетным картин­кам: кто это? что он делает? что это?

2. Подбор существительных к глаголам. (Сидит кто? — Девочка, собака, кошка.)

3. Развитие умения составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом. (Дети спят. Мама варит суп.)

4. Развитие умения использовать инфинитив глаголов в словосочетаниях. (Хочу есть. Можно поиграть?)

5. Совершенствование умения договаривать словосочетания в разучиваемых сти­хотворениях, при пересказе знакомых сказок и небольших рассказов.

6. Заучивание небольших песенок, потешек, стишков со зрительной опорой на картинки.

Развитие умения передавать содержание знакомой сказки по серии картин с помощью логопеда.

-й раздел. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений

1. Дальнейшее развитие ориентировки на плоскости, в пространстве и во времени.

2. Сравнение различных и одинаковых по длине, ширине, высоте, толщине, объему предметов с использованием приемов наложения, приложения, сопоставления.

3. Обучение детей умению выяснять, в какой из групп предметов больше, мень­ше, поровну.

4. Обучение навыкам счета до 3.

5. Обучение воспроизведению заданного количества звуков и движений (в пре­делах трех).

8-й раздел. Развитие мелкой моторики,

конструктивного праксиса. Художественно-творческая деятельность

1. Совершенствование умения сооружать несложные постройки по образцу и представлению и воссоздавать знакомые предметы в вертикальной и горизонталь­ной плоскостях.

2. Обучение составлению узоров и фигур из палочек, мозаики, геометрических фигур по образцу.

3. Закрепление навыков работы с разрезными картинками из 3—4 частей со всеми видами разрезов.

4. Продолжение работы с кубиками, пирамидками, столбиками, матрешками.

5. Развитие мелкой моторики в дидактических играх, игровых упражнениях. пальчиковых гимнастиках.

6. Закрепление навыка работы ведущей рукой в направлении слева направо.

7. Совершенствование приемов лепки: умения скатывать пластилин круговыми дви­жениями; оттягивать пальцами отдельные детали; вдавливать шар пальцами внутрь для получения полой формы; лепить предметы, состоящие из нескольких частей.

8. Развитие умения пользоваться ножницами, дальнейшее освоение всех видов пря­мых разрезов, косого разреза. Продолжение знакомства с правилами наклеивания: узора из готовых фигур; узора с чередованием элементов по размеру, форме, цвету.

9. Развитие умения держать кисть и карандаш правильно. Совершенствование уме­ния закрашивать готовое изображение карандашом. Освоение способов изображения простейших предметов и явлений с использованием прямых, округлых, наклонных, длинных и коротких линий. Закрепление умения подбирать основные цвета.

10. Накопление впечатлений о произведениях народно-прикладного искусства.

9-й раздел. Физическое развитие

1. Развитие умения действовать в играх сообща.

2. Формирование навыков разнообразных движений, развитие ориентировки в пространстве, координации движений.

3. Освоение выполнения движений не только по демонстрации, но и но устному указанию.

4. Обучение ходьбе и бегу на носках, в колонне по одному, с изменением направ­ления, с перешагиванием через предметы, между предметами, с высоким подни­манием колена, по гимнастической скамейке, по наклонной доске, по шнуру.

5. Обучение ходьбе парами и бегу врассыпную, построению в колонну, в круг.

6. Совершенствование навыка устойчивого приземления при прыжках в длину, при спрыгивании со скамейки, при совершении прыжков в играх.

7. Обучение бросанию мяча вверх и ловле его двумя руками, бросанию мяча в горизонтальную цель, через веревку, от груди, правой и левой руками.

8. Формирование навыков лазания но гимнастической стенке, но наклонной ле­сенке, подлезания под шнуром.

10-й раздел. Музыкальное развитие

1. Обогащение музыкальных впечатлений детей, создание радостного настроения.

2. Развитие слуховой памяти и внимания. Узнавание знакомых произведений по вступлению и мелодии, их самостоятельное называние.

3. Дальнейшее развитие чувства музыкального ритма, темпа.

4. Закрепление полученных певческих навыков:

© начинать петь вместе с педагогом после окончания вступления;

© петь с точной интонацией — с музыкальным сопровождением и без него;

® правильно брать дыхание;

© ритмично исполнять песни.

5. Развитие правильного диафрагмального дыхания, модуляции голоса, ритмич­ности, плавности, интонационной выразительности, произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.

6. Развитие умения выполнять серию танцевальных движений, согласовывая их с музыкой.

7. Привлечение детей к активному участию в утренниках.

Й раздел. Формирование грамматического строя речи 2 страница - student2.ru КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

I период работы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Семья

Понедельник"

УПРАЖНЕНИЕ «ПОКАЖИ».

Цели. Обучение детей умению соотносить изображения с их словесным обозначением. Формирование умения показывать и по возможности называть членов семьи. Работа над слоговой структурой слова, его ритмическим рисунком.

Оборудование . Фотографии членов семей всех детей.

Описание: Перед каждым ребенком лежит фотография с изображением членов семьи. Логопед предлагает детям показать на ней себя: «Покажи, где Вова?

Покажи, где Катя?» Дети, речевые возможности которых позволяют это сделать показывают, но и называют себя. Аналогично проводится работа с изображениями мамы, папы и т. д.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «СЕМЬЯ».

Цель. Развитие мелкой моторики, подражательности.

Описание: . Дети стоят в кругу, слушают и подражают движениям логопеда. Дети речевые возможности которых позволяют, договаривают за логопедом строчки.

Папа, мама, брат и— я Правой рукой загибают по одному пальчику на

левой руке.

Вместе дружная семья. Показывают крепко сжатый кулачок левой руки.

Раз, два, три, четыре, Левой рукой загибают по одному пальчику на пра-

вой руке.

Все живем в одной квартире. Показывают крепко сжатый кулачок правой

руки.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ГДЕ ГРЕМИТ?»

Цель: Формирование внимания к неречевым звукам. Развитие слухового восприятия

. Оборудование. Сюжетная картинка «Семья» (рис.1), погремушка.

Описание: Логопед демонстрирует картинку, показывает и называет изобра-1е?"~зь:а на ней людей: «Папа, мама, Катя, Вова». Затем задает детям вопросы: -~ : - i-т.и. где папа? Покажи, где мама?» И т. п.

- 1-я Неделя октября.

Если дети могут, то они не просто показывают, но и называют изображенных на картинке. Логопед обращает внимание детей на Вову: «Вова маленький. У Вовы игрушка». Достает погремушку, показывает ее детям, дает послушать, как она гремит. Каждый ребенок должен подержать погремушку в руках и погреметь ею. Затем логопед ходит по кабинету и гремит погремушкой то у окна, то у двери, то рядом с детским столиком. Потом предлагает детям отвернуться, послушать ипо­казать, где прогремела погремушка.

Вторник

1.ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «СЕМЬЯ» (повторение, см. с. 25).

2. РАБОТА В ТЕТРАДИ проводится (здесь и далее) по «Тетради для младшей логопедической группы детского сада» или в альбоме, который ее заменяет.

Цели. Вклеивание фотографий членов семей детей в тетрадь (альбом). Закрепле­ние у детей умения узнавать, называть и показывать на фотографии членов семьи.

Оборудование. Тетради или альбомы, кисти для клея по числу детей, баноч­ка с клеем, салфетки для вытирания кисти, фотографии.

Описание. Дети по просьбе логопеда показывают, а по возможности и назы­вают людей, изображенных на фотографиях. А потом с помощью логопеда накле­ивают фотографии на первый лист тетради или альбома.

Четверг

1.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО ЗВУЧИТ?»

Цели. Формирование внимания к неречевым звукам, различение двух звуча­щих игрушек.

Оборудование, Сюжетная картинка «Семья» (см. рис. 1), погремушка, со­бачка-пищалка, ширма.

Описание. Логопед демонстрирует детям картинку, предлагает показать (и на­звать) тех, кто на ней изображен. Отмечает, что у Вовы — погремушка, а у Кати — собачка. Достает погремушку и собачку-пищалку, предлагает детям рассмотреть, потрогать и послушать, как звучат игрушки. Затем убирает игрушки за ширму и гремит погремушкой. Дети показывают узнанную по звуку игрушку на рисунке.

Аналогично проводится работа с собачкой-пищалкой.

2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «СЕМЬЯ» (повторение, см. с. 25).

Пятница

1.УПРАЖНЕНИЕ «ПОГРЕМИ ТАК ЖЕ».

Цели. Формирование внимания к неречевым звукам. Воспитание чувства ритма. Оборудование. Погремушки для всех детей.

Описание. Логопед достает уже знакомую детям погремушку и гремит ею в
разных ритмах: , .., —, и т.д.

Логопед объясняет, что погремушка гремит по-разному: долго и недолго. После этого детям раздаются погремушки. Логопед просит детей греметь погремушками так же, как он.

2. УПРАЖНЕНИЕ«ПОСЛУШАЙ И ПОВТОРИ».

Цели. Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания и правиль­ной артикуляции гласных звуков [а], [у]. Преодоление твердой атаки голоса.

Оборудование. Сюжетная картинка «Мама баюкает ребенка».

Описание. Логопед демонстрирует детям картинку, показывает и называет изображенных на ней людей: «Мама, Вова».

Дети тоже показывают и по возможности называют изображенных на картинке. Логопед объясняет, что мама поет Вове песенку: «А-а-а! А-а-а!»

Затем предлагает детям спеть песенку вместе с мамой. Сначала дети поют хором, а потом по одному. Важно добиться пения на мягкой атаке по подражанию. Далее логопед объясняет, что Вова не хочет спать и плачет: «Уа! Уа! Уа!». Логопед при­влекает внимание детей к своим губам. Дети показывают, как плачет Вова, сначала все вместе, а потом по одному.

3. УПРАЖНЕНИЕ «ПОКАЖИ И НАЗОВИ».

Цели. Закрепление умения соотносить зрительные образы с их словесным обо­значением.

Оборудование. Сюжетная картинка «Семья» (см. рис.1).

Описание. Логопед предлагает детям вспомнить имена друг друга и выпол­нить задание: «Где Витя? Покажи. Где Аня? Покажи» и т. п. Если дети могут, они не только показывают, но и называют друг друга. Затем логопед демонстрирует уже знакомую детям картинку и предлагает вспомнить, кто на ней изображен: «Где мама? Покажи. Где Катя? Покажи» и т. п.

В завершение логопед предлагает детям назвать всех изображенных на рисунке:

— Кто это? (Мама.)

— Кто это? (Катя.)

Игрушки

Понедельник"

1. ЭКСКУРСИЯ ВИГРОВОЙ УГОЛОК.

Цели. Развитие оптико-пространственной функции: воспитание навыка фик­сации взгляда на объекте и активного восприятия объекта. Обучение умению со­относить предметы с их словесным обозначением (в пассиве или активе, в зависи­мости от возможностей каждого ребенка). Обучение пониманию вопроса где?

Оборудование. Игрушки: кукла, поезд, мишка, лошадка.

2-я неделя октября.

Й раздел. Формирование грамматического строя речи 2 страница - student2.ru Описание. Логопед предлагает детям взять по игрушке и сесть на ковер. Когда дети рассядутся, логопед по очереди показывает и четко называет игрушки в руках детей: «Кукла, поезд, мишка, конь». После этого логопед ставит игрушки в ряд и предлагает детям задания: «Где мишка? Покажи. Где кукла? Покажи».

Если позволяют речевые возможности, дети не только показывают, но и назы­вают игрушки.

2. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ГНОМ».

Цели. Развитие общей моторики, координации движений. Воспитание подра­жательности.

Оборудование. Игрушка гном.

Описание. Логопед демонстрирует детям игрушку и предлагает подержать ее в руках, рассмотреть, попробовать назвать. Затем произносит текст и выполняет движения, дети подражают ему.

Дождик, дождик за окном. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки

на поясе.

Под дождем остался гном. Приседают.

Поскорей кончайся, дождик, Встают, смотрят вверх, тянут вверх руки.

Мы гулять идти не можем. Идут по кругу, взявшись за руки.

3. УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО КАК ЗВУЧИТ?»

Цели. Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания. Уточнение артикуляции гласных звуков [а], [у], [о], [и]. Преодоление твердой атаки голоса. Развитие модуляции голоса.

Оборудование. Игрушки: кукла, поезд, мишка, конь.

Описание. Дети стоят перед столиком, на котором разложены уже знакомые им игрушки. Логопед еще раз просит детей показать, где кукла, а потом объясняет, что кукла плачет: «А-а-а!». Затем предлагает детям всем вместе показать, как пла­чет кукла. Потом дети делают это по одному.

Далее дети показывают, где мишка. Логопед предлагает послушать, как рычит мишка: «О-о-о!» (низким голосом). Дети повторяют хором, а потом — по одному.

Затем дети показывают, где поезд. Логопед предлагает послушать, как гудит поезд: «У-у-у!». Дети повторяют сначала хором, потом — по одному.

В заключение дети показывают, где конь. Логопед предлагает послушать, как ржет конь: «И-и-и!» (высоким голосом). Дети повторяют хором, потом — по одному.

Вторник

1. ЧТЕНИЕ ЛОГОПЕДОМ «СКАЗКИ ПРО ИГРУШКИ».

Цели. Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Обу­чение соотнесению предметов и изображений предметов с их словесным обозначе­нием.

Оборудование. Сюжетная картинка «Илюшины игрушки»" (рис. 2), игрушки: желтый паровоз, мохнатый мишка, белая лошадка, пушистый цыпленок, пожарная машина, блестящая дудочка, большой барабан; «Сказка про игрушки» (приложение).

Описание. Дети на ковре лежат на животиках или сидят на коленях, спокой­но опустив руки. На наборное полотно ставится картинка. Логопед рассказывает сказку, демонстрируя по ее ходу участвующие в сказке игрушки.

2. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПОЕЗД».
Цели. Обучение ходьбе и бегу в колонне.
Оборудование. Игрушечный поезд.

Описание. Логопед предлагает детям встать с ковра, построиться друг за дру­гом, как вагончики Илюшиного поезда. Логопед изображает паровоз, дети — ва­гончики. Сначала осуществляется движение в медленном темпе, потом — в более быстром.

3. УПРАЖНЕНИЕ «ИЛЮШИНЫ ИГРУШКИ».

Цели. Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания. Уточнение артикуляции звуков [у], [о], [и], [п'], [б'], [д], [б]. Обучение соотнесению предметов и их изображений со словесным обозначением. Обучение пониманию вопроса где? Развитие слуховой памяти.

Оборудование. Игрушки: желтый паровоз, мохнатый мишка, белая лошадка, пушистый цыпленок, пожарная машина, блестящая дудочка, большой барабан.

Описание. Логопед просит детей показать и назвать (по возможности) игруш­ки из сказки, а потом вспомнить и изобразить, какие звуки издают эти игрушки.

Четверг

1. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ГНОМ» (повторение, см. с. 28).

2. РАБОТА В ТЕТРАДИ (АЛЬБОМЕ).

Цели. Обучение детей ритмичному нанесению точек по всей странице.

Оборудование. Тетради (альбомы) и кисти, баночки с синей гуашью, баноч­ки с водой, тряпочки для вытирания кистей по числу детей.

Описание. Если логопед не пользуется готовыми тетрадями, перед занятием он должен наклеить яркие крупные изображения гнома детям в альбомы. На за­нятии логопед предлагает детям посмотреть, какой красивый гном у них в тетради 1в альбоме), а потом нанести на страничку (вокруг гномика) синие точки — «до­ждик». Обязательно нужно показать каждому ребенку, как это делается.

Пятница

1. ЧТЕНИЕ ЛОГОПЕДОМ СТИХОТВОРЕНИЯ «НОВЫЙ МЯЧИК». Цели. Формирование умения вслушиваться в речь, договаривать за логопедом слова и словосочетания.

Здесь и далее «Ильюша, Ильюшины» адаптированы в «Илюша, Илюшины».

Оборудование. Сюжетная картинка «Мальчик играет в мяч» (рис. 3), мячи (по числу детей).

Описание. Логопед помещает на наборное полотно картинку и читает стихо­творение, а дети по возможности договаривают слова:

Новый мячик у Артема, С ним играет Тема дома. А еще в саду, на даче Он играет в новый мячик.

После чтения логопед предлагает детям показать на картинке, где Тема, где мяч, и изобразить, как Тема играет в мяч.

2. УПРАЖНЕНИЕ «ПОКАЖИ».

Цели. Развитие слухового и зрительного внимания. Обучение соотнесению при­знаков предметов (красный, синий, большой, маленький) с их словесным обозна­чением. Формирование глагольного словаря: буду бросать.

Оборудование. Большой красный мяч, маленький синий мяч.

Описание. Логопед держит в руках два мяча и привлекает внимание детей то к одному, то к другому: «Это мяч. Это мяч. Большой мяч. Маленький мяч. Красный мяч. Синий мяч».

Затем логопед предлагает детям: «Покажи большой мяч. Покажи маленький мяч. Покажи красный мяч. Покажи синий мяч». Потом говорит: «Буду бросать мяч» — и подбрасывает его. Далее дает мяч каждому ребенку и спрашивает: «Что будешь делать?» Дети показывают, а если могут, отвечают.

3. ИГРА С РАЗРЕЗНЫМИ КАРТИНКАМИ.

Цел и. Развитие зрительного внимания, конструктивного праксиса, мелкой мото­рики.

Оборудование. Четыре целые и четыре разрезанные на части картинки (по числу детей) с цветным изображением мячей (большого и маленького).

Й раздел. Формирование грамматического строя речи 2 страница - student2.ru Й раздел. Формирование грамматического строя речи 2 страница - student2.ru

Й раздел. Формирование грамматического строя речи 2 страница - student2.ru Й раздел. Формирование грамматического строя речи 2 страница - student2.ru

Опи с а н и е. Логопед раздает детям по картинке и предлагает задания: «Покажи большой мяч. Покажи маленький мяч. Покажи красный мяч. Покажи синий После этого объясняет, что эти картинки целые, а другие картинки (раздает их детям) разрезаны, и надо их собрать, чтобы они тоже стали целыми.

Игрушки (окончание темы)

Понедельник

УПРАЖНЕНИЕ «ПОКАЖИ».

Цел ь. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей. Развитие зрительно-: приятия.

Оборудование. Сюжетная картинка «Дети играют в игрушки».

Описание. Логопед помещает на наборное полотно картинку, показывает и называет нарисованных детей: «Аня, Витя, Оля, Дима». Предлагает детям сделать то же самое: «Где Аня? Покажи» и т. п. По возможности дети не только показывают, но и называют изображенных на картинке. Логопед привлекает внимание детей к игрушкам: «У Ани мяч. У Оли кукла. У Вити машина. У Димы мишка».

Затем логопед задает вопросы: «У кого мяч? Покажи. Кто катает машину? Покажи. Кто качает куклу? Покажи. У кого мишка? Покажи». .

ИГРА В МЯЧ.

Цели. Формирование умения ловить и бросать мяч. Развитие ловкости и координации движений. Формирование навыка энергичного отталкивания мяча. Формирование глагольного словаря: буду бросать, бросаю, ловлю.

оборудование . Мяч.

описание. Логопед бросает каждому ребенку мяч с расстояния полуметра и предлагает бросить его обратно. При этом логопед комментирует свои действия: Буду бросать мяч. Бросаю мяч. Ловлю мяч».

3. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ».

Цели. Развитие координации движений, ловкости, общей моторики. Формиро­вание умения договаривать за логопедом слова, словосочетания.

Описание. Логопед произносит текст и выполняет движения, дети копируют его движения и по возможности договаривают слова.

Это мяч, круглый мяч, «Рисуют» руками большой круг.

Любит мячик прыгать вскачь. Вот так мяч, круглый мяч.

Красный мяч, гладкий мяч. Два раза «рисуют» полукруг.

Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе. «Рисуют» руками большой круг.

Вторник

1. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ» (повторение, см. выше).

2. РАБОТА В ТЕТРАДИ (АЛЬБОМЕ).

Цели. Обучение детей ритмичному нанесению точек на ограниченном про­странстве, умению проводить прямую горизонтальную линию.

Оборудование. Тетради или альбомы, кисти, баночки с гуашью и водой, сал­фетки для вытирания кистей по числу детей.

Описание. (Если логопед не пользуется готовыми тетрадями, перед занятием он наклеивает в альбомы детям или рисует в каждом альбоме большой красный мяч.) Педагог предлагает детям рассмотреть картинку, посмотреть на большой красный мяч, а потом украсить его желтыми точками. Это задание является более трудным, чем предыдущее задание тетради, потому что следует наносить точки на ограниченном пространстве. Педагог обязательно оказывает детям необходимую помощь. Когда дети украсят мячи, логопед предлагает им нарисовать пол, на ко­тором лежит мяч, — провести прямую горизонтальную линию. Чтобы детям было легче выполнить это задание, можно потренировать их сначала в проведении пря­мых горизонтальных линий в воздухе.

Четверг

1. УПРАЖНЕНИЕ «ГДЕ ЗВУЧИТ?»

Цели. Формирование внимания к неречевым звукам. Развитие слухового вос­приятия.

Оборудование. Игрушка-пищалка.

Описание. Логопед демонстрирует детям резиновую игрушку — птичку или мышку. Предлагает каждому ребенку поиграть с нею, потом ходит по кабинету и «пищит» игрушкой. Дети отворачиваются, слушают и показывают, откуда разда­ется звук.

3. УПРАЖНЕНИЕ «ПОСТРОЙ, КАК Я».

Цели. Развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики. Обучение сооруже­нию из кубиков построек по образцу. Формирование глагольного словаря: строю, строит. Обучение соотнесению предмета и его признака со словесным обозначением.

Й раздел. Формирование грамматического строя речи 2 страница - student2.ru

Оборудование. Кубики одного размера, но раз­ных цветов (по количеству детей).

Описание. Логопед достает кубик, показывает и -взывает его. Предлагает детям сделать то же. Достает -где несколько кубиков одного размера, но разных цве­тов и называет их: «Красный кубик, синий кубик, жел­тый кубик, зеленый кубик».

Предлагает задания детям: «Покажи желтый кубик. Где красный кубик?» и т. п.

Затем логопед строит из трех кубиков дом и комментирует свои действия: • Я строю дом». После этого предлагает каждому ребенку построить такой же дом. 3 первый раз для строительства домика достаточно взять три кубика.

Когда дети строят дома, логопед комментирует их действия: «Вова строит дом. Аня строит дом».

3. УПРАЖНЕНИЕ «ПОРУЧЕНИЕ».

Цели. Обучение пониманию предложений, содержащих глаголы повелительно­го наклонения. Выполнение двухступенчатых инструкций.

Оборудование. Несколько знакомых детям игрушек.

Описание. Дети сидят на стульчиках в одном конце кабинета. В другом конце кабинета логопед расставляет на столике знакомые ребятам игрушки и привлекает к ним внимание детей. Предлагает детям подойти и показать игрушки: «Где ма­шина? Покажи мишку» и т. п.

После этого дает поручения каждому ребенку: «Возьми мишку и посади на стул. Возьми машину и поставь на пол. Возьми мяч и положи в машину» и т. п.

Пятница

1. ЛОТО «ОДИН, ОДНА, ОДНО».

Цели. Формирование грамматического строя речи. Обучение согласованию чис­лительного один с существительными в роде и числе.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями мяча, машины, ведра.

Описание. Логопед демонстрирует и называет картинки: «Мяч, машина, ведро». Предлагает детям задание: «Где мяч? Покажи. Покажи, где машина?» И т. п. Еще раз показывает картинки и говорит: «Один мяч, одна машина, одно ведро». Проговарива­ет эти словосочетания с детьми, а потом предлагает малышам повторить их.

2. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ГНОМ» (повторение, см. с. 28).

3. УПРАЖНЕНИЕ «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ».

Цели. Развитие зрительно-пространственной функции. Закрепление знания ос­новных цветов. Обучение детей умению группировать предметы по цвету.

Оборудование. Четыре комплекта предметных картинок (мяч, машина, ведро) красного, желтого, зеленого и синего цветов (рис. 4).

Описание. Логопед раскладывает на столе картинки с изображениями уже знакомых детям игрушек: мяча, ведерка и машинки красного, желтого, зеленого и синего цветов. Предлагает детям выполнить задание: «Где зеленая машина? По­кажи. Где красный мяч? Покажи. Где желтое ведро? Покажи. Покажи красные игрушки. Покажи желтые игрушки. Покажи зеленые игрушки».

Затем предлагаются более сложные задания: «Вова, возьми красные игрушки. Аня, возьми желтые игрушки» и т. п.

Части тела и лица

Понедельник

Наши рекомендации