V. Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики. VI. Итог.Какие два звука сегодня подружились на занятии?

VI. Итог.Какие два звука сегодня подружились на занятии? Какую песенку они поют вместе?

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ

Дата «___» __________ ______ ________________

Группа/класс

Занятие 29

Грамота. Звук [й'а]. Буква Я, я

Цель:

·Закрепить звукосочетание [й'а], определять его место в слове;

·закрепить понятие, что одна буква обозначает два звука:

·познакомить с гласной буквой Я;

·закрепить зрительный образ буквы Я;

·упражнять в умении образовывать множественное число от названий

детенышей животных, в согласовании притяжательных местоимений мой, моя, мои с существительными;

• учить читать слоги, слова, предложения с буквой Я и всеми изученными буквами;

·развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику;

·воспитывать, самостоятельность, активность, ответственность.

Ход занятия

1. На прошлом занятии мы познакомились с двойным звуком[й'], а сегодня узнаем букву, которая обозначает это сочетание звуков.

Когда можно услышать сочетание звуков [й'а]? (В начале слова и после

гласного звука.)

Здесь нас с нетерпением ждут Яша и Рая.

-- Они никак не могут отыскать схемы своих имен. Давайте им поможем! Где слышится сочетание звуков [й'а] в имени Яша? (В начале слова.) Найдите предметы с сочетанием звуков [й'а] в начале и соедините с Яшей (ящерица, ягненок, яблоко). А в имени Рая, где слышится сочетание звуков [й'а]? (После гласного.) Найдите и соедините предметы Раи. (Фея, баян, рояль)

Знакомство с буквой. Двойной звук [й'а] обозначают одной буквой Я. Как вы думаете, а буква Я одна или их две? (Большая и маленькая) По­чему? (Объяснения детей)

111. 1. Закрепление образа буквы. Найдите и обведите букву Я среди других букв.

2. Назовите звуки, которые обозначают эти буквы. (К буквам М, Н, Л дети должны назвать два звука - мягкий и твердый.)

Физминутка.

Вот так яблоко

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать.

(Дети имитируют движения.)

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву! '

IV. 1. Чтение слогов, слов.

2.Соедините предметы с подходящим словом.

3.Чтение предложений.

V. Выполнение упражнений по подготовке детей к письму.

VI. Итог. Что мы узнали о букве Я?

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ

Дата «___» __________ ______ ________________

Группа/класс

Занятие 30

Грамота(закрепление). Буквы А-Я

Цель:

• познакомить с буквой Я как показателем мягкости предыдущего согласного (буква Я обозначает [a] после мягкого согласного);

·закрепить буквы А, Я, правило написания их после согласных;

· упражнять в определении звукового состава слова, выделении гласных звуков, обозначении их буквами, подборе слов к звуковым схемам, умении проводить обратную связь: выделять первый звук в слове, обозначать его буквой;

· учить читать слоги, слова, предложения с буквой Я (в разных позициях)

и со всеми изученными буквами;

• развивать интонационную выразительность речи (чтение чистоговорки с разной интонацией);

• развивать фонематический слух, внимание, мелкую моторику;

· воспитывать умение слушать товарища, дополнять, исправлять его ответ.

Ход занятия

1. На какие две группы делятся звуки и буквы? (На гласные и со­гласные) Чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы - видим и пишем.)

Сегодня мы с вами поговорим о 2-х гласных буквах - А и Я, и их работе.

11. Игра «Назови звук».

Обозначьте первые два звука соответствующим цветом. Раздели слова на

слоги.

Кто из, вас сумеет отгадать слово к данной схеме?

Загадка

Длинный тонкий стебелек,

Сверху - алый огонек.

Не растенье, а маяк

Это ярко-красный... (мак).

(Е. Савельева)

Учитель показывает картинку с изображением мака: расскажите о звуковом составе слова - назовите гласный звук.

Какой буквой мы обозначаем этот звук? (а) На буквенной схеме записать а.

Загадка

Я скачу и молчу.

Упаду, не закричу.

Мне не нужен даже врач.

Угадайте, кто я?

(Мяч)

А в слове мяч есть звук [а]? Какой это звук: первый, второй или третий?

Кто может сказать: есть в слове мяч буква А? В слове мяч звук [а] обозначается буквой Я.

Подпишите букву Я в своих буквенных схемах под знаком гласного звука [а].

Как же узнать, когда для обозначения звука [а] используется буква А, а когда- Я? Сейчас мы с вами откроем первое правило грамотного письма. Посмотрите внимательно на схемы слов мак и мяч. В слове мак после какого согласного звука идет звук [а]: после мягкого или твердого? (Твердого) В слове мяч, какой согласный стоит перед 'звуком [а]: твердый или мягкий? (Мягкий)

Вывод.

Буквы А и Я означают гласный звук [а].

Буква А обозначает звук [а] после твердою согласного (твердый командир»). Буква Я обозначает звук [а] после мягкого согласного (мягкий коман­дир»).

Запомните это правило.

Давайте возьмем еще два слова - мал и мял. Какой гласный звук вы слышите в этих словах? Правильно, в словах мал и мял слышится звук [а]. Две схемы, а вы определите, где слово мал, а где мял, запишите.

Почему вы решили, что первой схемой я записала слово мал? (Потому что буква А указывает на первый согласный твердый, а с твердого согласного [м] начинается слово мал. Буква Я указывает, что перед ней стоит мягкий соглас­ный, а с мягкого согласного начинается слово мял (закрасить нужным цветом в схеме первый звук), Какой буквой обозначается звук [а] в слове мал? Какой - в слове мял?

Назови предметы, какая буква пишется в слове А или Я? Соедини слово с соответствующей буквой.

Чтение слогов, слов.

Если в слоге твердый согласный перед звуком [а], какую букву надо писать? Если мягкий? В первый столбик впиши букву А, прочитай слоги. Со­гласные звуки какие'? Твердые или мягкие? Преврати твердые звуки в мягкие. Какая буква тебе поможет? Запиши. Прочитай слоги.

Наши рекомендации