Запись числа, темы занятия.
з.!.
— показатели интонационно-законченного предложения
На строке поставлен знак — Обрати внимание, Наш урок зовется так:
Знаки препинания.
Точки, палочки, крючки... Неприметные значки, А во время чтения Требуют почтения!
{А. Шибаев)
«Предложение»
2-3 занятие
Отгадайте загадки.
• Я маковой крупинкой •
Упала на тропинку,
Остановила Вас.—
Закончила рассказ.
(Точка).
• На крошечное ушко •
Похожа завитушка
Велит нам постоять чуть-чуть
И отправляться в дальний путь.
(Запятая).
На странице я стою, Всем вопросы задаю. Согнут я всегда в дугу Разогнуться не могу.
(Вопросительный знак).
На странице вверх тормашками торчу;
Восхищаюсь, возмущаюсь
и кричу.
(Восклицательный знак).
— Прочитайте. Какие ряды слов нельзя считать предложе
ниями? Почему?
— Прочитайте предложение, которое сообщает, повеству
ет. (Среки потянул свежий ветер.)
— О чем сообщает, повествует это предложение?
— Прочитайте предложение, проследите за интонацией го
лоса к концу предложения. (Интонация понижения голоса.)
— Какой знак обозначает конец предложения?
Учитель-логопед делает вывод, выставляя опорную таблицу:
I ±
повествовательное предложение
• Стоят три кумушки рядком, Ведут беседу, но — тайком, Какими-то далекими туманными намеками.
(Многоточие).
— О чем были загадки?
— Послушайте рассказ. Назовите «лишний» знак препи
нания? Объясните свой ответ.
«ХИТРЫЙ РАССКАЗ»
Написал я предложение. Поставил точку.
Написал третье предложение. Снова поставил точку.
И пятое предложение точкой закончил.
А последнее — седьмое — вопросительным знаком.
(А. Шибаев)
Какие знаки поставил автор после второго, четвертого и шестого предложения? (Точки.)
4. Повествовательные, побудительные предложения. Точка
На доске:
С реки потянул свежий ветер. На созрел урожай поле. Плывут небу тучи по. Сделайте кормушки для птиц.
— ПОВЕ- |
Предложение. С реки потянул свежий ветерок. СТВОВАТЕЛЬНОЕпредложение.
Если предложение спокойно сообщает, повествует о чем- либо, а голос к концу предложения понижается, то в конце предложения ставится точка — такое предложение называ- ется повествовательным.
— Запишите повествовательное предложение, обозначая
начало и конец предложения. (Коллективное составление и
запись схемы предложения.)
— Прочитайте предложение, которое побуждает, подтал
кивает к действию. (Сделайте кормушки для птиц.)
— К чему побуждает предложение? Как побуждает предло
жение к действию, с сильным чувством или спокойно?
— Прочитайте предложение, проследите за интонацией го
лоса к концу предложения. (Интонация понижения голоса.)
— Какой знак обозначает конец предложения?
Учитель-логопед делает вывод, выставляя опорную таблицу.
| ±.
побудительное предложение
Предложение. Сделайте кормушки для птиц. — ПОБУДИТЕЛЬНОЕпредложение.