Стиль преподавания (столбец Г)
4.1.
Если в Ваших ответах преобладает первый вариант, то, возможно, Вы являетесь лидером в коллективе и имеете репутацию «сильного преподавателя». Студент для Вас - объект воздействия, а не равноправный партнер. Вы сами принимаете решения, устанавливаете жесткий контроль за выполнением предъявляемых требований, часто используете свои права без учета ситуации и мнения студентов. Наличие авторитарных тенденций в Вашем стиле преподавания не способствует взаимопониманию и творческой атмосфере занятия. Студенты утрачивают активность, самостоятельность, их самооценка падает, нередко приводя к агрессивности как форме психологической защиты.
Возможно, Вас уже не удовлетворяет роль «преподавателя-начальника» и Вы способны к профессиональному и личностному росту, к освоению более успешных стратегий взаимодействий?
4.2.
Если в Ваших ответах преобладает второй вариант, то Вам близка позиция миротворца. Как правило, Вы стараетесь избегать душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Вы нередко испытываете чувство вины и взваливаете на себя чужую работу. Организацию и контроль деятельности студентов осуществляете без системы, проявляя нерешительность и колебания. Либеральный стиль не способствует развитию у студентов уважения к преподавателю, продуктивности в работе и чувства ответственности.
Вы идете на большие жертвы, но в Вас растет чувство неудовлетворенности работой, тревога, страх и неуверенность. Вам не кажется, что настало время решать вопрос выживания - строить новые, партнерские отношения со студентами?
4.3.
Если в Ваших ответах преобладает третий вариант, то для Вас студент - равноправный партнер. Вы привлекаете студентов к принятию решений, прислушиваетесь к их мнению, поощряете самостоятельность суждений, учитываете не только успеваемость, но и личные качества студентов.
Основные методы воздействия: совет, просьба, побуждение к действию. Для Вас характерны удовлетворенность своей профессией, высокая степень принятия себя и других, гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении со студентами и коллегами, хорошее психоэмоциональное состояние, которое передается и воспринимается студентами, способствуя эффективности обучения.
Достоверность ответов (столбец Д).
Преобладание 1-2 вариантов говорит о высокой степени Вашей искренности и способности объективно оценивать себя.
Преобладание третьего варианта говорит о Вашей зависимости от социально одобряемых норм.
Тест, который Вы только что выполнили, является экспериментальным. В целях совершенствования методики хотелось бы знать, какие вопросы или замечания возникали у Вас в ходе работы.
ГЛАВА 11.
ЗАКЛЮЧЕНИЯ: МЕТОДЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ
И ГУМАНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Проблема оценки качества выпускаемого специалиста имеет государственное значение. Для проведения гуманитарной экспертизы высшего медицинского образования (ГЭМО) (исследовательская задача может быть сужена до оценки эффективности практического занятия) необходимо, кроме формализованных процедур (анкеты, опросники, эксперимент, тесты, задачи), включать гуманитарные способы познания - феноменологические, интерпретационные, определить средства, условия, принципы, методы ГЭМО, обсудить и сделать их понятными педагогическому коллективу.
Для этого обратимся к вопросу о том, что подвергается исследованию, например в ходе практического занятия, какими принципами и критериями руководствоваться? Для гуманитарной экспертизы образования характерны определенные принципы, которые в ситуации неопределенности, многозначности, насыщенности скрытными, латентными процессами выполняют роль «опорных точек», задают методологию, технику, процедуры.
Воспользуемся следующим перечнем принципов:
—>экологичность (учет естественных процессов вуза, кафедры, уважение прав личности, соблюдение этических требований);
—>диалог и сотрудничество (результат никогда не рассматривается как окончательный «приговор»);
—> конструктивность (положительная направленность процесса)
—>креативность и гибкость (изучению подлежит ситуация «здесь и теперь»);
—> разносторонность и плюрализм;
—> конфиденциальность;
—> личная ответственность.
В нашем случае попробуем применить данный подход к ситуации практического занятия и определить ключевые точки этого образовательного пространства с учетом своеобразия медицинского вуза: в образовательное пространство, кроме педагога и студентов, включены пациент, его родственники, медперсонал, содержание, формы и методы организации учебного процесса.
Ключевые опорные точки, которые анализируются в организации практического занятия, условно назовем критериями. При этом базовыми методологическими критериями для нас являются: гуманитарная направленность и уважение прав личности студента, пациента, врача-педагога; экологичность как отказ от манипуляционных, авторитарных методов, несущих в себе не сразу заметный психотравмирующий эффект, наличие обстановки психологической безопасности; демократичность, направленность на позитивное развитие личности, партнерские межличностные отношения.
В практике высшего медицинского образования актуальными являются следующие критерии.
1. Для студентов - психическое здоровье, личностная зрелость и ее развитие (принятие себя и других, понимание себя и других, ответственность, социализированность, нравственная зрелость, деонтологически ориентированное сознание и поведение), профессиональная грамотность, наличие навыков конструктивного общения с пациентом и в группе.
2. Для педагогов-врачей - психолого-педагогическая компетентность, нравственная и гражданская зрелость, гуманитарная направленность сознания, ответственность, демократический стиль общения, умение предотвращать или продуктивно разрешать возникшие конфликты.
3. Для пациентов - осмысленное отношение к лечению, понимание смысла и характера лечебных процедур, чувство удовлетворенности от лечебных процедур.
4. Для педагогического процесса - цели и ценности, личная значимость и осмысленность, технологичность, интегрированность, критерии и способы оценивания, стиль общения.
При проведении ГЭМО могут быть использованы психологические, педагогические методы, которых в настоящее время очень много. Стоит заметить, что время тотального увлечения объективными количественными методами прошло как в медицине, так и в образовании. Сфера высшего медицинского образования нуждается в более «мягких» методах и процедурах оценки эффективности -неформализованных и субъективных, т.к. без них не может быть представлена феноменологическая картина изучаемых явлений и процессов, в которые включена работа с пациентом.
Психологи в XX столетии в рамках объяснительной психологии немало потрудились, чтобы привнести в профессиональное сознание врачей, врачей-педагогов иллюзию «прозрачности» сознания партнера по общению (пациента, студента), использовать точные методы, все просчитать. Справедливости ради стоит сказать, что так называемой объективизации подвергалась не целостная картина (или явление), а какая-то ее часть, действительно поддающаяся измерению (познавательные процессы, деятельность, поведенческие реакции, психофизические параметры). Пройдя через тотальное увлечение количественными показателями и поняв, что это утопия, мы все же не можем полностью от них отказаться и ищем пути и способы их взаимного дополнения. Это положение особенно важно для медицины и педагогики, которые испытывают потребность такого взаимодействия для осуществления, например, гуманитарной экспертизы медицинского образования.
При этом хочется вспомнить слова М. Бахтина: «Чем глубже... ближе к личностному пределу, тем неприложимее генерализующие методы; генерализация и формализация стирает грани между гением и бездарностью» (Бахтин, 1979).
Базовыми методами ГЭМО являются: беседа; наблюдение, групповая дискуссия (метод фокус-групп); игровые методы; герменевтические методы. В качестве дополнительных методов используются тесты, эксперимент, стандартизированные опросы.
Несколько подробнее остановимся на герменевтических методах. Противостояние объясняющей, естественнонаучной психологии и понимающей психологии В. Дильтея привело к определению отличий, возможностей, ограничений методов объективизации, т.е. «точных», и методов герменевтических, т.е. «понимающих». В широком смысле герменевтика — искусство понимания и толкования духовной деятельности человека (текстов, рисунков, бесед, интервью и т.д.). Этот подход особенно эффективен в медицинском образовании, например при освоении студентами-медиками такой дисциплины, как «Педагогические и психологические основы деятельности врача» (в частности образовательной программы «Духовная культура врача» в рамках этого курса).
Внутренний мир студента (и пациента) не дан в простом восприятии и может «открыться» в результате «понимающей активности» педагога или врача. С помощью понимания за внешними («объективными») проявлениями удается увидеть «невидимое» -субъективные сигналы, ценности, отношения, переживания. Эти гуманитарные сущности не могут быть познаны рациональным путем, т.к. имеют нерациональную природу (например: пациент при явном улучшении состояния не хочет продолжать лечение, студент по непонятным внешнему наблюдателю причинам не хочет работать в «сильной» группе и просит перевести его в другую и т.д.).
В данном случае необходимы методы, опирающиеся на чувства и интуицию, которые условно можно разделить на две группы: методы интерпретации (герменевтика в узком смысле) и методы глубокого проникновения в духовную сущность человека - интуиция и эмпатия.
Дадим краткую характеристику этих методов. Методы интерпретации предназначены для реконструкции внутренней логики и смысла тех или иных действий человека, имеющих знаково-симво-лическое выражение. Такой интерпретации могут быть подвергнуты вербальное поведение (высказывание, в ходе беседы, сочинения, самоотчета) и невербальное поведение и поступки человека в конкретных ситуациях (например, имитация внутренней речи врача, совершившего врачебную ошибку в ходе деловой игры).
Приведем некоторые общие правила герменевтического процесса, разработанные Э. Бетти.
1. Ориентация на аутентичный смысл интерпретируемого содержания. Это означает признание и уважение индивидуальности, своеобразия человека, которого понимаешь. Те действия другого человека, которые интерпретируются, уже имеют свой смысл - не какой-то объективно-правильный, нормативный или близкий интерпретатору, а именно субъективный, аутентичный для самого интерпретируемого смысл.
2. Следование принципу «герменевтического круга», суть которого кратко выражается формулой: единство целого проясняется через понимание отдельных частей, а смысл каждой части постигается в контексте целого.
3. Учет влияния личности интерпретатора на процесс и результат интерпретации. Так как интерпретатор в понимании «объекта» опирается на свой собственный опыт, знания, а также собственные индивидуальные особенности, то «претензия, что интерпретатор может приостановить собственную субъективность, более чем абсурдна» (там же).
4. Стремление к «герменевтическому консонансу». Имеется в виду соответствие «духовных горизонтов» объекта и субъекта интерпретации, моральной и психологической готовности последнего к отказу от собственных предрассудков, предвзятости и узости взглядов.
Своеобразным вариантом герменевтических методов являются проективные методы психологического изучения личности. Ценность проективных методов состоит в том, что с их помощью становится возможным исследовать глубинные, часто недоступные самому человеку сферы его внутренней жизни, а в работе с пациентами - особенности личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению и опросу.
Для ГЭМО могут быть полезны методики интерпретации (тест фрустрации Розенцвейга, «тест рук»), методики дополнения (неоконченные предложения, например: «направленность личности в общении» (Братченко), неоконченные рассказы и близкие к ним «дилеммы Кольберга»), методики изучения экспрессии, методики изучения продуктов творчества (рисунок «Человек», «Животное», «Дом. Дерево. Человек») и др.
Вторая группа герменевтических методов - интуиция и эмпатия - представляет собой неформализуемые способы проникновения в гуманитарную среду, с помощью которых появляется возможность постичь внутренний мир другого человека, проникнуть в глубины его переживаний. Высшей формой такого постижения является экзистенциальная феноменология. Эмпатия (эмпатическое понимание, эмпатическое слушание) обладает огромным личностно-развивающим потенциалом. По определению К. Роджерса, полноценная эмпатия - это процесс «вхождения в личностный мир другого и пребывания в нем «как дома», это постоянная чувствительность к меняющимся переживаниям другого, ... деликатное пребывание в нем без оценивания и осуждения... частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам» (Роджерс, 1984).
В заключение необходимо отметить, что такие методы, как эксперимент, тесты, опросы, могут быть весьма полезны как дополнительные, вспомогательные, уточняющие результаты исследования основными методами.
Преподаватель в своей деятельности реализует тесную связь исследований и практики. Несмотря на то, что практическая деятельность и исследовательская работа часто воспринимаются как разные виды деятельности, - они связаны. В рамках программ подготовки врачей-педагогов можно и нужно готовить практиков, умеющих применять научные подходы и методы в большинстве случаев своей практической деятельности. Именно им - новому поколению врачей-педагогов - адресована наша книга.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.