Подходы к отбору содержания теста.

Содержание теста определяется требованиями к уровню знаний («Должен знать») квалификационной характеристики по должности учитель (преподаватель), касающихся нормативных правовых актов и законов, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей, методики обучения предмету, психолого-педагогических основ обучения и воспитания, основ компьютерной грамотности.

Структура и содержание теста.

Тест состоит из 5 разделов и включает в себя 30 заданий с указанием правильного ответа из нескольких предложенных.

Распределение заданий в соответствии с содержанием разделов представлено в таблице 1.

Таблица 1

Раздел теста Содержание раздела Число заданий  
Знание законов и нормативных правовых актов Нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность  
Приоритетные направления развития образовательной системы  
Трудовое законодательство  
Знание теоретических основ методики обучения Федеральные государственные образовательные стандарты  
Программы и учебники по предмету  
Методика преподавания предмета  
Содержание трудных тем учебного курса.  
Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним  
Знание психолого-педагогических основ обучения и воспитание Основы педагогики
Основы психологии
Основы социологии, экологии, экономики и управления образовательными системами
Знание основ компьютерной грамотности Назначение и функционирование ПК
Организация личного информационного пространства учителя (преподавателя)
Приемы подготовки дидактических материалов и документов средствами офисных технологий
Сервисы и технологии Интернет
Цифровые образовательные ресурсы в педагогической деятельности
           

Система оценивания заданий.

Все задания проверяются автоматически (ответы сравниваются с эталоном). Выполнение каждого задания оценивается 1 баллом. Общий максимальный балл за выполнение всех заданий теста – 30 баллов.

Минимальный балл за выполнение заданий раздела –. 20.

Время выполнения раздела.

На выполнение раздела отводится до 2 часов.

План теста.

План теста по разделам представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Проверяемые элементы содержания Требования к проверяемому уровню подготовки Число заданий Максимальный балл
Нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность Знать и понимать основные положения Закона об образовании, федеральных государственных образовательных стандартов, Конвенции о правах ребенка, СанПИНов
Приоритетные направления развития образовательной системы Знать и понимать основные направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», программ развития образования разного уровня
Трудовое законодательство Знать и понимать трудовое законодательство
Федеральные государственные образовательные стандарты Знать требования федеральных государственных образовательных стандартов с учетом специфики предмета
Программы и учебники по предмету Знать программы и учебники по предмету для их обоснованного выбора, разработки рабочих программ
Методика преподавания предмета Знать формы, приемы, методы и средства обучения, организации самостоятельной, исследовательской деятельности, которые обеспечивают освоение образовательных программ, развитие мотивации, познавательных интересов, способностей, формирования опыта творческой деятельности Знать основы и способы контрольно – оценочной деятельности в образовательном процессе
Содержание трудных тем учебного курса. Знать трудные темы учебного курса для организации их эффективного усвоения обучающимися
Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним Знать требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним
Основы педагогики Знать современные педагогические технологии, методику воспитательной работы
Основы психологии Знать основы возрастной и педагогической психологии, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями
Основы социологии, экологии, экономики и управления образовательными системами Знать основы социологии, экологии, экономики и управления образовательными системами
Назначение и функционирование ПК Знать назначение и принципы функционирования ПК, устройств ввода-вывода информации, локальных компьютерных сетей и возможности их использования в образовательном процессе
Организация личного информационного пространства учителя Знать приёмы организации личного информационного пространств, интерфейс операционной системы, приёмы выполнения файловых операций, организацию информационной среды как файловой системы, основные приёмы ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений
Приемы подготовки дидактических материалов и документов средствами офисных технологий Знать приемы подготовки методических материалов и рабочих документов средствами офисных технологий
Сервисы и технологии Интернет Знать базовые сервисы и приемы работы в сети Интернет для их использования в образовательной деятельности
Цифровые образовательные ресурсы в педагогической деятельности Знать основные Федеральные образовательные порталы, цифровые образовательные ресурсы по предмету

Вопросы для квалификационного испытания
учителя математики (вариант 1)

1. Официальным изданием Министерства образования и науки РФ является (выберите правильный ответ):

  1. «Вестник образования».
  2. «Бюллетень Министерства образования и науки РФ. Высшее и среднее профессиональное образование».
  3. «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».
  4. «Собрание законодательства РФ».

2. Основные положения о правах ребенка закреплены в (во) (выберите правильный ответ):

  1. Конвенции о правах ребенка.
  2. Всеобщей декларации прав человека.
  3. Конституции РФ.
  4. Международном пакте о гражданских правах.

3. Учебная нагрузка, режим занятий обучающегося в общеобразовательном учреждении определяется (выберите правильный ответ):

  1. Решением Совета образовательного учреждения.
  2. Уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
  3. Расписанием учебных занятий.
  4. СанПинами.

4. К основным направлениям развития общего образования в соответствии с инициативой Президента РФ «Наша новая школа» НЕ относится (выберите правильный ответ):

  1. Переход на новые образовательные стандарты.
  2. Дополнительное денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя;
  3. Расширение самостоятельности школ;
  4. Совершенствование учительского корпуса;
  5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

5. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем называется (выберите правильный ответ):

  1. Трудовым договором.
  2. Коллективным договором.
  3. Двусторонним договором.
  4. Трудовым соглашением.

6. Укажите, какие виды деятельности на уроках математики на этапе основного общего образования обозначены в ФГОС как приоритетные(выберите правильный ответ):

  1. Познавательная деятельность.
  2. Информационно-коммуникативная деятельность.
  3. Рефлексивная деятельность.
  4. Все выше перечисленное.

7. Укажите, каким документом необходимо пользоваться при планировании и осуществлении учебного процесса по математике:

  1. Примерной программой по математике.
  2. Программой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
  3. Авторской программой (как правило, программа автора учебника).
  4. Рабочей программой, разработанной педагогом в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения на основе примерной программы по математике.

8. Укажите линии учебно-методических комплектов по математике, которые имеют электронное приложение:

  1. А. Г. Мордковича (профильный уровень).
  2. А. Н. Колмогорова.
  3. С. М. Никольского, Н.Н. Решетникова и др.

9. Укажите тип урока по представленной структуре: 1) этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению нового материала; 2) этап усвоения новых знаний; 3) этап закрепления новых знаний; 4) этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:(выберите правильный ответ)

  1. Комбинированный урок.
  2. Урок усвоения нового знания.
  3. Урок закрепления изучаемого материала.
  4. Урок повторения и обобщения изучаемого материала.

10. Приведите в систему перечисленные этапы урока при системно - деятельностном подходе(выберите правильный ответ):

А. актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Б. выявление места и причины затруднения;

В. мотивация к учебной деятельности;

Г. рефлексия учебной деятельности;

Д. построение проекта выхода из затруднения;

Е. самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

Ж. реализация построенного проекта;

З. первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:

И. включение в систему знаний и повторение.

4. З, А, Г, Д, В, Ж, И, Б, Е;

5. В, Б, А, Д, З, Ж, И, Е,Г;

6. В, А, Б, Д, Ж, З, Е, И, Г.

11. Укажите верное определение термина «учебная задача»:

5. Учебная задача - это сообщение темы урока.

6. Учебная задача – это конкретное задание ученику для выполнения на уроке.

7. Учебная задача – это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала.

8. Учебная задача – это решение математической задачи разными способами.

12. Выберите верное определение цели проведения олимпиады по предмету:

5. Организация внеклассной учебно-воспитательной работы.

6. Развитие интереса к предмету, выявление у учащихся склонностей к данному предмету и развитие их способностей.

7. Развитие интереса учащихся к предмету и проверка знаний.

8. Проверки знаний учащихся.

13. Укажите верный порядок при построении графиков квадратичных функций y = ax Подходы к отбору содержания теста. - student2.ru +bx + c(выберите правильный ответ):

  1. ось симметрии;
  2. точки пересечения с осями;
  3. координаты вершины;
  4. направление ветвей;
  5. построение графика функции.
  1. A; C; D; B; E.
  2. A; B;C;E;D.
  3. C; A; B; D; E.

14. Определите верный алгоритм решения следующего логарифмического уравнения:

log Подходы к отбору содержания теста. - student2.ru (x - 5) + log Подходы к отбору содержания теста. - student2.ru (x + 5) = 3 log Подходы к отбору содержания теста. - student2.ru 5 (2 – вниз, основание логарифма)

1) преобразовать левую часть уравнения;

2) правую часть представить в виде логарифма;

3) найти ОДЗ уравнения;

4) полученные корни сравнить с ОДЗ;

5) решить уравнение.

  1. верный алгоритм - 1; 2; 3; 4; 5.
  2. верный алгоритм – 3; 1; 2; 5; 4.
  3. верный алгоритм – 2; 4; 3; 5; 1.

15. Дополните требования к расстановке мебели в кабинете математика:

Расстояние между рядами парт должно быть не менее … см

  1. 70 см
  2. 100 см
  3. 60 см
16. Принципы обучения – это

5. приемы работы по организации процесса обучения;

6. тезисы теории и практики обучения и образования, отражающие ключевые моменты в раскрытии процессов, явлений, событий;

7. базовые идеи теории обучения;

8. средства народной педагогики и современного педагогического процесса.

17. Педагогическая технология – это:

5. набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями;

6. инструментарий достижения цели обучения;

7. совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории, концепции или категории в системе науки;

8. устойчивость результатов, полученных при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями.

18. Контроль результатов обучения – это:

5. проверка результатов усвоения знаний, умений, навыков, а также развития определенных компетенций;

6. ведущий вид обратной связи учителя с учеником в процессе обучения;

7. система оценочно-отметочной деятельности, направленная на формирование адекватного представления об объективно протекающих процессах в социальном континууме;

8. механизм проверки только знаний учащихся.

19. Социализация личности – это:

5. адаптивность, активность;

6. автономность;

7. освоение нравственных ценностей социума;

8. все вышеперечисленное.

20. Современное традиционное обучение, как технология, опирается на

1. педагогику требований;

2. педагогику сотрудничества;

3. православную педагогику;

4. школу творчества И.П. Волкова.

21. Согласно Л.С. Выготскому, ведущая роль в развитии психики школьника принадлежит

5. учению;

6. воспитанию;

7. игре;

8. общению.

22. С точки зрения психологии процесс воспитания – это:

5. процесс развития интеллектуальной сферы ребенка;

6. составная часть процесса обучения;

7. ведущая профессиональная функция педагогов;

8. процесс развития мотивационно-потребностной сферы ребенка.

23. Принцип организации учебного процесса как диалога учителя с учениками и учеников между собой называется принципом

1. диалогизации;

2. проблематизации;

3. персонализации;

4. индивидуализации.

24. К внутренним критериям сформированности навыка относят

1. повышение скорости выполнения задания;

2. повышение самостоятельности при выполнении задания;

3. снижение числа ошибок при выполнении задания;

4. отсутствие направленности сознания на форму выполнения задания.

25. К методам проведения социальных исследований относятся:

5. тестирование;

6. анкетирование;

7. опрос;

8. все выше перечисленное.

26. Устройствами ввода информации являются (выберите несколько вариантов ответа):

5. сканер

6. принтер

7. монитор

8. клавиатура

27. В текстовом редакторе копирование становится возможным после:

5. установки курсора в определенное место

6. выделения фрагмента текста

7. сохранения файла

8. распечатки файла

28. Поиск информации в Интернете по ключевым словам предполагает:

Наши рекомендации