Информация о работе Общероссийского Профсоюза образования по защите прав работников на здоровые и безопасные условия труда
В 2015-2016 учебном году продолжилась работа Профсоюза по защите прав работников на здоровые и безопасные условия труда. Реализация задач по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса осуществлялась в соответствии с Отраслевым соглашением по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015-2017 годы (далее – Отраслевое соглашение).
Установление тесного социального партнерства способствовало эффективному выполнению обязательств Отраслевого соглашения. Так, за последний год наметились прогрессивные сдвиги в работе по созданию системы управления охраной труда в сфере образования. В рамках реализации Отраслевого соглашения Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с ЦС Профсоюза разработаны и в конце августа 2015 года направлены в органы управления образованием субъектов РФ и образовательные организации, подведомственные Министерству, Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – Рекомендации).
Базируясь на положениях статьи 216 Трудового кодекса РФ (Государственное управление охраной труда), данные Рекомендации являются основополагающим документом, определяющим систему организации работы по охране труда в сфере образования, и служат ориентиром в области управления охраной труда как для организаций Минобрнауки России, так и для образовательных организаций, находящихся в ведении региональных и муниципальных органов исполнительной власти.
Большинство региональных организаций Профсоюза совместно с органами управления образованием активно включилось в процесс подготовки аналогичных документов по управлению охраной труда и обеспечению безопасности образовательного процесса, а также разработки положений об организации работы по охране труда в образовательной организации с учетом особенностей региона, типа, специфики и характера деятельности организации.
Поскольку для практического применения рекомендаций необходимы соответствующие методики, базисные модели системы управления охраной труда для конкретного детского сада, общеобразовательной школы или вуза, то встала задача подготовки проектов положений о системе управления охраной труда в различных типах образовательных организаций, что нашло отражение в решении состоявшегося в июне т.г. в г. Челябинске Совета по вопросам охраны труда и здоровья при Центральном Совете Профсоюза (далее – Совет).
Обращаем Ваше внимание на то, что работу в этом направлении деятельности по охране труда ЦС Профсоюза считает важным продолжать посредством организации и проведения при участии Минобрнауки России мониторинга реализации данных Рекомендаций в субъектах РФ и изучения положительного опыта работы по созданию системы управления охраной труда, полученного по результатам мониторинга.
Что же касается выполнения других обязательств Отраслевого соглашения, то особо остро стоит вопрос обновления нормативно-правовой базы, прежде всего, пересмотра правил и типовых инструкций по охране труда для образовательных организаций.
Следует отметить, что прослеживается определенная положительная динамика в решении данного вопроса. Подготовлен проект Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее – Порядок), претерпевшего на протяжении последних лет неоднократные изменения и дополнения с последующим согласованием их в органах исполнительной власти. Однако, по всей видимости, это не окончательный вариант проекта документа.
В связи с актуальностью вопроса обеспечения безопасности детей во время пребывания в оздоровительных лагерях, связанной, прежде всего, с трагедией на Сямозере в Карелии, Министерство образования и науки РФ в ответ на поручение Президента РФ об изменении системы управления детским отдыхом внесло предложение о передаче Минобрнауки России полномочий по выработке и реализации государственной политики, нацеленной на обеспечение детского отдыха и оздоровления детей. А это, в свою очередь, повлечет внесение дополнений в проект Порядка, предусматривающих расследование и учет несчастных случаев с детьми во время организованного детского отдыха.
Участие представителей Профсоюза в расследовании несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших с обучающимися, в обязательном порядке согласованное с соответствующей профсоюзной организацией, обусловлено необходимостью проведения объективного расследования в целях, прежде всего, защиты прав членов профсоюза.
Приоритетным направлением деятельности Профсоюза по улучшению условий и охраны труда является, как известно, проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ). Прошло более двух с половиной лет со времени вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон). Несмотря на экономические трудности, отсутствие в большинстве региональных и муниципальных бюджетов достаточных финансовых средств на мероприятия по охране труда, деятельность образовательных организаций по проведению СОУТ набирает обороты. За 2014-2015 годы израсходовано свыше 1 млрд. рублей на проведение СОУТ на 720 тыс. рабочих мест, что составляет 40% от общего числа рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда. Необходимо и дальше наращивать темпы проведения СОУТ, чтобы к концу 2018 года завершить необходимые работы на всех рабочих местах образовательных организаций.
Вместе с тем, по мере выполнения этой работы выявляются проблемы обеспечения качества проведения СОУТ. Наблюдается тенденция снижения ранее установленного по результатам АРМ класса условий труда на рабочих местах работников, занятых во вредных условиях труда, без выполнения соответствующих мероприятий по их улучшению, что привело к лишению прав работников, фактически занятых во вредных условиях труда, на установленные гарантии и компенсации.
Основной причиной является как несовершенство Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, так и некомпетентность в вопросах СОУТ представителей профсоюзных комитетов, входящих в состав комиссий по проведению данного мероприятия. Вследствие этого нарушаются права работников как в вопросах процедуры проведения СОУТ, так и оценки ее результатов в части установления (сохранения) гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда.
Таким образом, становится все более очевидным, что успешное решение задач по защите прав работников на здоровые и безопасные условия труда во многом определяется уровнем знаний руководителей, специалистов и профактива образовательных организаций в области охраны труда.
В июне т.г. Центральным Советом Профсоюза совместно с ВНИИ охраны и экономики труда Минтруда России в гг. Челябинске и Орле проведено обучение технической инспекции труда Профсоюза. Значительное место в программе обучения уделено вопросам специальной оценки условий труда. На повестке дня проведение аналогичного обучения внештатных технических инспекторов труда и уполномоченных по охране труда профкомов образовательных организаций субъектов РФ, что в конечном итоге позволит осуществлять общественный контроль проведения специальной оценки условий труда на более высоком профессиональном уровне.
Обращаем внимание руководителей региональных организаций Профсоюза, что ЦС Профсоюза завершил подготовку видеокурса с элементами дистанционного обучения, состоящего из десяти образовательных модулей по основным направлениям охраны труда. Материалы видеокурса носят адресный характер и адаптированы под систему образования. Полагаем, что при поддержке Минобрнауки России и благополучной реализации данного проекта появится возможность не только оказать практическую помощь региональным, местным организациям профсоюза, «первичкам», прежде всего, районов Сибири, Дальнего Востока и Севера в обучении уполномоченных по охране труда, но и на порядок снизить стоимость обучения по охране труда.
По-прежнему, одним из ведущих направлений деятельности региональных организаций Профсоюза является осуществление общественного контроля за прохождением работниками образования обязательных медицинских осмотров.
В рамках подготовки к заседанию Совета в июне т.г. проведен оперативный анализ информации по вопросам организации и проведения медицинских осмотров работников образования. Анализ материалов, полученных из 46 региональных организаций Профсоюза, свидетельствует об обострении проблем финансового обеспечения проведения обязательных медицинских осмотров работников образования. Несмотря на то, что благодаря совместным действиям выборных органов профсоюза и органов исполнительной власти в отдельных регионах (г. Москва, Республики: Адыгея, Дагестан, Крым и Татарстан, Красноярский край, Воронежская, Костромская, Новгородская и Тульская области) удалось разрешить эту проблему, ее острота во многих регионах не снижается и приводит к негативным последствиям. Как показывает анализ материалов, в большинстве (свыше 65%) территорий отмечается нарушение трудового законодательства в связи с проведением обязательных медицинских осмотров как предварительных, так и периодических за счет средств работников. При этом возврат денежных средств, потраченных работниками на проведение медицинских осмотров, производится несвоевременно или не осуществляется вовсе. Выявлена тенденция изменения порядка возмещения расходов на оплату медицинских осмотров, когда оплата производится в кредит на основании гарантийных писем с обязательством последующего погашения задолженности перед медицинскими организациями, либо из стимулирующей части фонда оплаты труда образовательных организаций по заявлению работника с целью возмещения понесенных им расходов.
Отсутствие финансирования мероприятий по охране труда за счет средств федерального бюджета приобрело системный характер и привело к тому, что во многих федеральных вузах медосмотры проходят только работники, занятые на работах с вредными условиями труда, тогда как остальные категории работников остаются не охваченными данным мероприятием.
Как показывает практика, нарушение трудового законодательства, а именно допуск работников к работе без прохождения ими обязательных медицинских осмотров влечет за собой ужесточение и рост числа применяемых мер надзорного реагирования как в части увеличения размеров административных штрафов, так и вынесения прокуратурой представлений об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обязательный медицинский осмотр.
Наряду с проблемой финансирования обострилась проблема качества проведения медицинских осмотров и профессиональной заболеваемости работников образования. В этой связи заслуживает внимания опыт работы Пермской краевой организации Профсоюза, которая в течение последних лет последовательно и настойчиво добивается решения проблемы профзаболеваний педагогов. Крайкомом профсоюза совместно с ученым сообществом организовано проведение анкетирования и круглых столов (межвузовского и учреждений профессионального образования г. Перми) по вопросам качества проведения медицинских осмотров, диспансеризации и здоровьесбережения преподавателей. На основе анализа результатов обработки данных о состоянии профессионального здоровья преподавателей, выявленных путем анкетирования, и рекомендаций круглых столов крайкомом профсоюза подготовлены и направлены предложения в органы исполнительной и законодательной власти регионального и федерального уровней для принятия соответствующих решений.
Таким образом, решение проблем, связанных с проведением медицинских осмотров, возможно путем консолидации действий органов государственной власти как федерального, так и регионального уровней, Профсоюза и образовательных организаций. При этом важно отметить, что только совместными усилиями заинтересованных сторон порой удается переломить ситуацию, добиться положительного результата и избежать нарушений трудового законодательства.
Как показывает практика, камнем преткновения на пути решения проблем охраны труда продолжает оставаться отсутствие необходимых финансовых средств в федеральном, региональных и местных бюджетах. Серьезной причиной, по-прежнему, является то, что статьей 21 (Классификация расходов бюджетов) Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрены расходы на охрану труда.
Напоминаем, что в сложных финансово-экономических условиях не следует пренебрегать возможностью использования 20% сумм страховых взносовна обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на проведение таких затратных мероприятий по охране труда в образовательных организациях как СОУТ, обучение, медосмотры, приобретение средств индивидуальной защиты. Следует отметить, что в результате целенаправленной информационно-разъяснительной работы Центрального Совета Профсоюза и его региональных организаций значительно возрос интерес руководителей органов управления образованием, профсоюзных и образовательных организаций к этому дополнительному источнику финансирования и активизировалась деятельность образовательных организаций по реализации права использования средств ФСС. Если в 2014 году на мероприятия по охране труда в образовательных организациях путем возврата части сумм страховых взносов израсходовано 70 887 тыс.рублей, то по итогам 2015 года – 116 680 тыс.рублей. Однако, в отдельных регионах, в том числе, крайне нуждающихся в финансовом обеспечении мероприятий по охране труда, этот механизм не используется как по причине правовой неграмотности в вопросах охраны труда, так и нежелания образовательных организаций заниматься трудоемкой работой по подготовке и представлению в отделения ФСС соответствующего пакета документов для получения разрешения на использование незначительной, с точки зрения руководителей образовательных организаций, суммы на мероприятия по охране труда.
Обращаем внимание руководителей региональных организаций Профсоюза на необходимость, с учетом изложенного, продолжить работу не только по повышению уровня знаний работников образования и, в первую очередь, руководителей образовательных организаций, по вопросам охраны труда, но и активизировать деятельность по пропаганде передового опыта, достижений в области охраны труда, с использованием периодической печати и интернет-ресурсов, прежде всего официальных сайтов органов Профсоюза и образовательных организаций.
И последнее. В преддверии нового учебного года нельзя не коснуться вопроса создания в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях.
В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295, и программы "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 г. № 2145-р, с начала 2016 года запущен широкомасштабный проект строительства и реконструкции школ.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 713-р «О распределении субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы предусмотрено выделение на эти цели из федерального бюджета 25 млрд. рублей для оказания финансовой поддержки 54 субъектов Российской Федерации. За 10 лет предполагается создать на территории Российской Федерации 6,5 миллионов новых учебных мест, отвечающих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, обусловливающих новую школьную архитектуру, современные условия обучения. Кроме того, в соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий установлено обязательство субъекта Российской Федерации направлять субсидию не только на возмещение затрат на проведение строительства или приобретение (выкупа) одного здания общеобразовательных организаций, но и на проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных организаций в рамках региональной программы.
Введение новых мест в общеобразовательных организациях, а также проведение реконструкции и капитального ремонта имеющихся зданий позволят не только ликвидировать к 2018 году третью смену обучения, а к 2021 году перейти к односменному режиму обучения 1-4 и 1—11 (12) классов, тем самым существенно снизив интенсивность труда учителей, но и создать современные комфортные условия обучения, обеспечивающие безопасность участников образовательного процесса при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования.
Реализация данного масштабного проекта предполагает участие технических инспекторов труда Профсоюза в составе комиссий по приемке в эксплуатацию капитально отремонтированных, реконструированных и вновь построенных объектов образования.
Все эти вопросы могут и должны быть предметом заинтересованного обсуждения в ходе работы круглых столов и дискуссионных площадок на августовских совещаниях как на региональных мероприятиях, так и в районах и городах субъектов Российской Федерации.