IV. Подготовка к восприятию произведения. €

— Сегодня па уроке мы поговорим об удивительном и забав­ном животном. Послушайте стихотворение Ю.Лесной «Зверь по кличке. Ах»и назовите это животное.

Кто там прячется к кустах?

Это зверь по кличке Ах!

Ах, прелестнейший окрас!

Ах, сражает цветом глаз!

Ах, походка хороша!

Ходит мягко, не спеша!

Лапой он открыл буфет,

Съел одиннадцать конфет.

Всю сметану он слизал

И спасибо не сказал!

— Что это за зверь по кличке Ах? (Кот.)

— Кошки, пожалуй, одни из тех существ, глядя на которых, невозможно оставаться равнодушными. Вот уже долгие столетия они живут рядом с нами. Первое письменное упоминание о до­машних кошках относится к 3400 году до нашей эры. По оценке Парижской академии наук, в мире сейчас живет 400 миллио­нов кошек. У них есть свой «язык», состоящий более чем из 15 «слов» и множества интонаций. Есть звуки, выражающие жало­бу, просьбу, зов, удовольствие, вопрос. Зрение у кошки необычно острое. Ни один предмет, который находится на расстоянии более 2 метров, не ускользнет от ее взора. Спят кошки две трети суток, или 18 часов, это вдвое дольше, чем другие животные.

V. Работа с текстом рассказа В. Танасийчука «Кто в темноте видит»

1.Лексическая работа.

• Кристаллик(кристалл) — твердое тело, имеющее упорядо­ченное строение.

2. Чтение произведения учителем (с. 118).

3. Проверка эмоционального восприятия произведения.

— Что интересное вы для себя узнали?

4. Анализ произведения, выборочное чтение.

— Почему Кошки лучше видят в темноте? Прочитайте.

— Как кошки реагируют на дневной свет?

— Какие глаза у кошки днем? Прочитайте.

— Найдите в тексте описание зрачка кошки в ночное время.

5. Чтение произведения учащимися:

а) чтение «цепочкой» по предложению;

б) комбинированное чтение «учитель — ученик»;

в) чтение молча (про себя) (подготовка к пересказу).

6.Подробный пересказ текста.

Физкультминутка

VI. Работа в группах

Задание для 1 группы

1. Прочитайте текст.

Однажды датский учёный Финзен увидел на крыше дома больного кота, который грелся на солнце.

Как только солнце перемещалось на новое место, кот следо­вал за ним. Финзем задумался. А нельзя ли использовать сол­нечные лучи и для лечения людей? Учёный начал эксперименты. Результаты были потрясающими. Тогда-то и было предложено использовать ультрафиолетовые лучи в лечебных целях. За это открытие Финзен был удостоен Нобелевской премии.

2. Ответьте на вопросы.

— За каким животным наблюдал учёный?

— Какое открытие сделал Финзен?

Задание для 2 группы

1. Прочитайте текст.

Кот-рекордсмен, вес которого достигает 25 килограммов, жи­вёт в Австралии. Его хозяин вывозит своего любимца из дома на специальной тележке.

Самая старая кошка дожила до 37 лет.

2. Ответьте на вопросы.

— Сколько килограммов весит кот-рекордсмен?

— Сколько лет прожила самая старая кошка?

Задание для 3 группы

1. Прочитайте текст.

Это случилось в 1085 году в США. Один ветеринар переез­жал из Нью-Йорка в Калифорнию и по дороге потерял своего кота. Каково же было его удивление, когда через 5 месяцев на пороге нового дома он увидел своего любимца. Преодолевая ре­ки и горы, «путешественник» прошёл 4 тысячи километров.

2. Ответьте на вопрос.

— О каком удивительном случае вы прочитали?

Задание для 4 группы

1. Прочитайте текст.

Египтяне называли кошку «мау»-, а сирийцы «кате». В латин­ском языке есть слово «каутус» в значении «хитрый». Возможно, именно от него и произошло слово «кошка». Совсем нет кошек в Перу. Недолюбливают их в Габоне, и Цен­трально-Африканской Республике.

В Европе в средние века кошка считалась спутницей ведьм и нечистой силы. Из-за этого кошек (особенно чёрных) заживо сжигали на кострах или сбрасывали с колоколен.

2. Ответьте на вопросы.

— Как называют кошек другие народы?

— Почему в средние века уничтожали кошек?

VII. Проверка выполненных заданий

Наши рекомендации