IV. Подготовка к восприятию произведения.
— Сегодня па уроке мы поговорим об удивительном и забавном животном. Послушайте стихотворение Ю.Лесной «Зверь по кличке. Ах»и назовите это животное.
Кто там прячется к кустах?
Это зверь по кличке Ах!
Ах, прелестнейший окрас!
Ах, сражает цветом глаз!
Ах, походка хороша!
Ходит мягко, не спеша!
Лапой он открыл буфет,
Съел одиннадцать конфет.
Всю сметану он слизал
И спасибо не сказал!
— Что это за зверь по кличке Ах? (Кот.)
— Кошки, пожалуй, одни из тех существ, глядя на которых, невозможно оставаться равнодушными. Вот уже долгие столетия они живут рядом с нами. Первое письменное упоминание о домашних кошках относится к 3400 году до нашей эры. По оценке Парижской академии наук, в мире сейчас живет 400 миллионов кошек. У них есть свой «язык», состоящий более чем из 15 «слов» и множества интонаций. Есть звуки, выражающие жалобу, просьбу, зов, удовольствие, вопрос. Зрение у кошки необычно острое. Ни один предмет, который находится на расстоянии более 2 метров, не ускользнет от ее взора. Спят кошки две трети суток, или 18 часов, это вдвое дольше, чем другие животные.
V. Работа с текстом рассказа В. Танасийчука «Кто в темноте видит»
1.Лексическая работа.
• Кристаллик(кристалл) — твердое тело, имеющее упорядоченное строение.
2. Чтение произведения учителем (с. 118).
3. Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Что интересное вы для себя узнали?
4. Анализ произведения, выборочное чтение.
— Почему Кошки лучше видят в темноте? Прочитайте.
— Как кошки реагируют на дневной свет?
— Какие глаза у кошки днем? Прочитайте.
— Найдите в тексте описание зрачка кошки в ночное время.
5. Чтение произведения учащимися:
а) чтение «цепочкой» по предложению;
б) комбинированное чтение «учитель — ученик»;
в) чтение молча (про себя) (подготовка к пересказу).
6.Подробный пересказ текста.
Физкультминутка
VI. Работа в группах
Задание для 1 группы
1. Прочитайте текст.
Однажды датский учёный Финзен увидел на крыше дома больного кота, который грелся на солнце.
Как только солнце перемещалось на новое место, кот следовал за ним. Финзем задумался. А нельзя ли использовать солнечные лучи и для лечения людей? Учёный начал эксперименты. Результаты были потрясающими. Тогда-то и было предложено использовать ультрафиолетовые лучи в лечебных целях. За это открытие Финзен был удостоен Нобелевской премии.
2. Ответьте на вопросы.
— За каким животным наблюдал учёный?
— Какое открытие сделал Финзен?
Задание для 2 группы
1. Прочитайте текст.
Кот-рекордсмен, вес которого достигает 25 килограммов, живёт в Австралии. Его хозяин вывозит своего любимца из дома на специальной тележке.
Самая старая кошка дожила до 37 лет.
2. Ответьте на вопросы.
— Сколько килограммов весит кот-рекордсмен?
— Сколько лет прожила самая старая кошка?
Задание для 3 группы
1. Прочитайте текст.
Это случилось в 1085 году в США. Один ветеринар переезжал из Нью-Йорка в Калифорнию и по дороге потерял своего кота. Каково же было его удивление, когда через 5 месяцев на пороге нового дома он увидел своего любимца. Преодолевая реки и горы, «путешественник» прошёл 4 тысячи километров.
2. Ответьте на вопрос.
— О каком удивительном случае вы прочитали?
Задание для 4 группы
1. Прочитайте текст.
Египтяне называли кошку «мау»-, а сирийцы «кате». В латинском языке есть слово «каутус» в значении «хитрый». Возможно, именно от него и произошло слово «кошка». Совсем нет кошек в Перу. Недолюбливают их в Габоне, и Центрально-Африканской Республике.
В Европе в средние века кошка считалась спутницей ведьм и нечистой силы. Из-за этого кошек (особенно чёрных) заживо сжигали на кострах или сбрасывали с колоколен.
2. Ответьте на вопросы.
— Как называют кошек другие народы?
— Почему в средние века уничтожали кошек?
VII. Проверка выполненных заданий