Сущность, понятие и исторический характер содержания образования
Содержание образования — это «педагогическая адаптация системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которого обеспечивает развитие личности». (по И.Я. Лернеру)
Вопросы дидактики:
m Чему учить? (содержание)
m Как учить? (методика)
m Для чего учить? (цель)
m Кого учить? (объект)
Из содержания образования вытекает содержание обучения.
Функции содержания образования:
· Для учащихся
Выполняет информационно-коммуникативную функцию. (Это значит, что именно из содержания образования и обучения они черпают новую информацию о явлениях и предметах окружающего мира, о развитии материального и идеального мира, принципах, понятиях и законах науки и т.д. В процессе усвоения и освоения содержания образования учащиеся овладевают формами и способами взаимодействия, способами общения и коммуникативной культурой.)
· Для преподавателя
Характерна предметно-инструментарная функция содержания образования. Для него содержание — это средство прежде всего умственного воспитания и развития учащихся, формирования у них ценностного отношения к миру, выработки интеллектуальных и практических навыков, управления познавательной деятельностью учащихся. Посредством содержания (т.е. “инструмента”) преподаватель приводит в систему предыдущие знания учащихся, из хаотического нагромождения слепков, копий и фрагментов познаваемого мира он организует систему о нем.
v Один материал понадобится в жизни, другой — пригодится, третий и вовсе необходим.
С этой позиции выдвигались теории формального и материального образования. В истории педагогики они хорошо известны. И мы ограничиваемся лишь краткой справкой. Сторонники формального образования Д. Локк (Англия), И.Г. Песталоцци (Швейцария), И. Кант (Пруссия) считали: у учащихся надо развивать познавательные способности: мышление, умение рассуждать, память и т.д., так как источником знаний является разум. После школы изощренный ум поможет ее выпускнику найти рациональное решение вопросов, возникающих в жизни. В содержание образования включаются соответствующие учебные предметы для развития ума.
v Концепция эмпиризма
Лежит в основе теории материального образования (Г. Спенсер и др.). Его суть — учить детей полезным знаниям, имеющим практическое приложение. Односторонность обеих отдельно взятых теорий очевидна. Определяя содержание образования, следует учитывать позитивные стороны и той, и другой теории.
v Прагматическая педагогика
Д. Дьюи (1859-1952), американский философ и педагог, автор прагматической (от греч. pragma— дело, действие) педагогики в основу образования положил идею полезных знаний и развития практического опыта учащихся.
Содержание образования подкреплялось идеей классификации наук по Ф. Энгельсу: науки о неживой и живой природе, обществе и мышлении. Утверждалась мысль о превосходстве содержания образования в советской школе по сравнению со школой буржуазной.
Исследованием содержания образования занимались многие ученые педагоги и психологи: И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, Л.В.Занков, Д.Б, Эльконин, М.А.Данилов, B.C. Леднев, И.П.Волков, Ю.К. Бабанский, создатели авторских школ. Они исходили из того, что основное социальное назначение (функция) образования — это передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей. А опыт, говоря коротко, это деятельность, воплощенная в знаниях, умениях, творчестве, и отношение к миру.
Под содержанием образования следует понимать:
1) систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности…;
2) систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений, являющихся основой множества конкретных деятельностей…;
3) опыт творческой деятельности, …обеспечивающий способность к дальнейшему развитию …культуры;
4) опыт эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу”, являющийся условием формирования у личности системы ценностей.
B.C. Леднев определяет обязательные общеобразовательные учебные предметы совокупно на разных ступенях обучения. К ним относятся, по его мнению: 1) родной язык и литература; 2) государственный язык; 3) иностранный язык; 4) философия, в том числе — этика; 5) человек; 6) общестов; 7) системы, структуры (сюда входили и математика); самоуправляемые системы (кибернетика, информатика); 9) физика и астрономия; 10) вещество (химия); 11) Земля (георрафия и экология); 12) живая природа; 13) искусство; 14) труд; 15) физическая культура. Автор замечает, что это “перечень общеобразовательных обязательных предметов в его максимальном выражении”.
Источники содержания образования:
ü культура
ü виды деятельности
ü логика развертывания каждой деятельности
ü средства и организационные формы обучения
Есть факторы, которые влияют и на объем, и на характер отбираемого содержания. Те же ученые-дидакты в числе таких факторов указывают:
а) потребности и цели общества;
б) законы и закономерности учебной деятельности;
в) интеллектуальные возможности самих учащихся, так сказать, пропускную способность воспринимающих систем ученика;
г) в конкретном процессе обучения таким фактором безусловно выступает и сам учитель.