Методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия
(Л.В. Вайбородова)
Цель: опpeделить пpeдставления школьника о его взаимодействии с педагогом, выявить существующие проблемы в межличностном взаимодействии педагога с детьми.
Ход проведения. Школьникам предлагается ряд суждений о взаимоотношениях с педагогом. Свое согласие с данным суждением ученик фиксирует знаком «плюс», а несогласие - знаком «минус».
1. Педагог умеет точно предсказать результаты моей работы.
2. Мне трудно ладить с педагогом.
З. Педагог - справедливый человек.
4. Педагог умело помогает мне преодолевать трудности.
5. Педагогу явно не хватает чуткости.
6. Мнение педагога для меня является важным.
7. Педагог тщательно планирует воспитательную работу с нами.
8. Я вполне доволен педагогом.
9. Педагог недостаточно требователен ко мне.
10. Педагог всегда может дать разумный совет.
11. Я полностью доверяю педагогу.
12. Oцeнка педагога очень важна для меня.
13. Педагог в основном работает по шаблону.
14. Работать с педагогом - одно удовольствие.
15. Педагог уделяет мне мало внимания.
16. Педагог не учитывает моих индивидуальных особенностей:
17. Педагог плохо чувствует мое настроение.
18. Педагог всегда выслушивает мое мнение.
19.У меня нет сомнений в правильности методов и средств, которые, применяет педагог.
20. Я не стану делиться своими мыслями с педагогом.
21. Педагог постоянно указывает мне на мои ошибки.
22. Педaгoг хорошо знает мои слабые и сильные стороны.
23. Я хотел бы стать похожим на педагога.
24. У нас с педагогом сложились деловые отношения.
Обработка результатов.
Ключ: + 1, 3, 4,6, 7, 8, 10, 11, 12, 14, 18, 19, 22, 23, 24;
- 2; 5, 9, 13, 15, 16, 17, 20, 21.
Сочинение с ключом дает 1 балл. Затем подсчитывается число совпадений по каждому компоненту.
Когнитивный компонент - 1, 4, 7, 10-13, 16, 19, 22;
эмоциональный - 2, 5, 8, 11, 14-17, 20;
поведенческо-волевой - 3, 6, 9, 12-15, 18-21, 24.
Подсчитывается среднее арифметическое по каждому из компонентов. Чем больше среднее арифметическое приближается к значению 1, тем выше уровень развития компонента. Опрос дает относительно целостную и всестороннюю информацию о взаимодействии педагога с каждым учеником.
Метод социометрии
Термин “социометрия” означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии - известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено.
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменений, улучшения и совершенствования.
Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и другая неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.
Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность.
Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициальной структуры группы.
Социометрическая процедура может иметь целью:
1. Измерение степени сплоченности-разобщенности;
2. Выявление “социометрических позиций”, т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются “лидер” группы и “отвергнутый”.
3. Обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Проведение социометрии
1. Выбор критериев отношения членов группы, класса друг к другу. Например, в отношении учебной деятельности или дружеского общения. Это могут быть вопросы такого рода, как: У кого бы ты из класса попросил помощи, совета при выполнении трудного задания? Если ты выиграл три билета в кино, кого бы ты из учеников класса пригласил в кино?
2. Проведение опроса.
3. Построение социометрии. Результаты выборов разносятся по матрице. Пример дан в таблице: