Семинар № 9. Методы исследования в педагогической психологии (2 ч)

  1. Основные методы исследования:

· Наблюдение, самонаблюдение,

· Беседа

· Интервью

· Экспертная оценка

· Анкетирование

· Эксперимент: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент.

· Анализ продуктов деятельности (творчества)

· Тестирование

  1. Психологический анализ урока (видеоурок).

Литература:

  1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
  2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  3. Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
  5. Программа по выполнению психологического задания в период государственной педагогической практики / Сост. к.п.н., доцент Бостанджиева Т.М., - Тобольск, 2000.
  6. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная - педагогическая психология. – СПб.: «Питер», 2000.
  7. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.

Методические рекомендации:

  1. Ответить на вопросы семинара.
  2. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:

Ø Перечислите и охарактеризуйте основные требования к методам психологического исследования.

Ø Какие методы являются основными в педагогической психологии?

Ø Чем отличается констатирующий эксперимент от формирующего?

  1. Посмотрите видеоурок и дайте психологический анализ просмотренного урока по предлагаемым схемам.

Психологический анализ урока.

Методические рекомендации:

  1. Посмотреть видеоурок.
  2. Заполнить таблицу (Таблица № 1. Схема протокола урока).
  3. Заполнить схему аналитической характеристики урока (Таблица № 2).
  4. Сделать психологический анализ урока (смотри программу психологического анализа урока)

Таблица 1. Схема протокола урока.

  1. школа № ___________________________________________________
  2. дата _______________________________________________________
  3. класс ______________________________________________________
  4. учитель ____________________________________________________
  5. учебный предмет ____________________________________________
  6. тема урока _________________________________________________
Время (мин.) Деятельность учителя Деятельность учеников Психологическая интерпретация наблюдаемых явлений
         

Таблица 2. Схема аналитической характеристики урока

Дата: Урок: Учитель: Класс: Ваше отношение к уроку (подчеркнуть)
  1. Отличный, интересный, захватывающий
  2. хороший, содержательный, заставляющий работать.
  3. Нормальный, обычный
  4. Скучный, работа без интереса
  5. Бесполезный, совсем не интересный
Уровень профессионализма Количество баллов
Эффективность урока
Управление вниманием  
1. Стимулирование интереса к содержанию урока      
2. Создание установки быть внимательным      
3. Раскрытие практической значимости изучаемого предмета      
4. Использование наглядного материала      
5. Организация изложения материала
а) яркость      
б) образность      
в) эмоциональность речи      
г) смена интонации      
6. Организация смены видов деятельности      
7. Учет возрастных особенностей внимания школьников      
8. Формирование цели урока      
9. Оптимальный темп ведения урока      
10. Организация активности учащихся на уроке      
11. Учет индивидуальных особенностей в уровне развития внимания      
12. Организация концентрации внимания      
13. Организация устойчивости внимания      
14. Организация переключения внимания      
Количество баллов      
Организация восприятия на уроке  
1. Создание установки на восприятие преподаваемого материала.      
2. Контроль и учет полноты и точности формирующихся в сознании учащихся образов.      
3. Использование прошлого опыта учеников при организации восприятия нового материала      
4. Организация совместной деятельности школьников при решении перцептивных задач      
5. Учет возрастных особенностей восприятия      
Количество баллов      
Развитие мнемических особенностей учащихся  
1. Формирование установки на запоминание      
2. Учет индивидуальных различий развития мнемических способностей конкретных учеников      
1. Учет соответствия видов памяти по характеру психической активности
а) эмоциональная      
б) двигательная      
в) наглядно-образная      
г) словесно-логическая      
4. Организация материала для заучивания      
а) дозировка по объему      
б) структурирование      
5. Организация повторения      
6. Приемы акцентирования внимания учеников на подлежащем запоминанию      
Количество баллов      
  Учет закономерностей функционирования и развития мышления  
1. Соответствие действий учителя на уроке закономерностям мыслительной деятельности учеников      
2. Использование средств при формирование интереса к изучаемому материалу а плане его опосредованного и обобщенного познания      
3. Формирование у учащихся на уроке общих приемов мыслительной деятельности:      
а) анализ      
б) синтез      
в) абстракция      
г) синтез      
д) обобщение      
4. Обучение школьников в ходе урока приемам логической смысловой обработки материала      
5. Выделение главного в содержании изучаемого материала в процессе объяснения (и ответа учащихся)      
6. Использование на уроке установления связей между изучаемым материалом и личным опытом учащихся      
7. Использование на уроке коллективной мыслительной деятельности учащихся (мозговой штурм, разбор проблемной ситуации)      
8. Учет учителем гибкости и самостоятельности мышления учащихся      
9. Формирование элементов творческого мышления      
10. использование индивидуальных заданий      
Количество баллов      
  Включенность в учебную деятельность воображения  
1. Создание на уроке творческой атмосферы      
2. Учет особенностей пространственных представлений при чтении чертежей, схем, карт и т.д.      
3. Присутствие в изложении материала попытки рассмотреть предметы и явления в новых сочетаниях и связях      
4. Активизация фантазии школьников, побуждение увидеть необычное в привычном      
Количество баллов      
ИТОГО: количество баллов за урок      
           

Наши рекомендации