Отбор и подготовка материалов
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
БЕЛГОСУНИВЕРСИТЕТА
И. КУЗНЕЦОВ, Л. ЛОЙКО
РЕФЕРАТЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ, КУРСОВЫЕ И ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
Методические рекомендации по подготовке и оформлению
Под редакцией профессора А. Макарова
Минск «Завигар» 1998
УД К 371.385:651.9(072.8) Б Б К 74.58
К89 |
К89
Рецензенты: Ростунов А.Т., доктор психологических наук, профессор /Национальный институт образования РБ/ Луцаев В.И., кандидат педагогических наук, доцент /Республиканский институт профессионального образования/
Под редакцией профессора Макарова А. В.
Кузнецов И.Н., Лойко Л.В. Рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы. Метод, рекоменд. по подготовке и оформлению. /Под ред. А. В. Макарова.-/ Мн.: «Завигар», 1998. - 146 с.
ISBN 985-6187-15-Х
Впервые в учебном пособии систематизированы рекомендации по подготовке и оформлению всех видов самостоятельных письменных работ. Приведены полезные советы по выполнению простейших заданий: рефератов, контрольных работ, аннотаций, конспектов, методические рекомендации по выбору темы, сбору информации, написанию и оформлению курсовых и дипломных работ.
Пособие адресуется преподавателям и студентам ВУЗов и техникумов всех специальностей.
ISBN 985-6187-15-Х УДК 371.385:651.9(072.8)
ББК 74.58 + 65.050.9(2)2Я73
© «Завигар»,1998.
ВВЕДЕНИЕ
Обвальное нарастание объема информации во всех сферах жизнедеятельности человека и общества требует невиданной ранее интенсификации творческого труда. Поэтому так важно приобщить студентов, будущих высококвалифицированных специалистов к самостоятельному творческому процессу, привить им умения и навыки поиска, сбора, анализа и обобщения полезной информации.
В традиции высшей школы имеются два основных метода выполнения этой задачи. Во-первых, письменные работы обучающего и контрольного характера: рефераты, контрольные задания, письменные зачеты, составление рецензий и аннотаций на научные работы и т.д. К другому методу относятся задания учебно-исследовательского характера -курсовое проектирование, курсовые, дипломные работы, исследования, выполняемые студентами в научных кружках, лабораториях.
Предлагаемое пособие, мы надеемся, будет полезно как преподавателю, который формирует задания для самостоятельной письменной работы студента и контролирует выполнение этих заданий, так и студенту, которому необходимо овладеть технологией исследовательской деятельности.
Пособие призвано помочь студентам освоить методику работы с источниками информации, показать последовательность подготовки рукописи, изложить требования к написанию текста, научить правильно, в соответствии с требованиями ГОСТ оформить реферат, курсовую или дипломную работу.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ
Каждый автор волен писать в той последовательности, которая представляется ему наиболее рациональной. Это его право. Вместе с тем существует определенная логическая схема этой работы, вытекающая из самой сути учебно-исследовательского задания (см. приложение 2). Опыт сотен поколений преподавателей и студентов подсказывает следующую логически обусловную последовательность выполнения письменной работы:
1. Формирование замысла (осмысление полученного задания).
2. Поиск и отбор материалов.
3. Группировка и систематизация материалов (составление плана).
4. Написание текста.
5. Обработка рукописи.
Формирование замысла
Часто работу над письменным заданием обычно рекомендуют начинать с составления подробного плана. Это не совсем верно, т.к. ни один автор на первом этапе составить подробный план своего будущего произведения просто не в состоянии. И задача здесь совсем другая. То, что должно родиться на этом этапе, правильнее назвать не планом, а замыслом произведения. Главное - не ошибиться в выполнении своей задачи, не трудиться впустую.
Сформулировать замысел той или иной работы - значит:
- четко определить, какую цель она преследует (решить задачу, написать проект чего-либо, продемонстрировать свои знания в той или иной области, прореферировать книгу или раздел книги и т.д.);
- на какой круг читателей рассчитана (преподавателя, рецензента, государственную комиссию, коллег-студентов и
т.д.);
- какие материалы должны быть представлены в тексте и с какой степенью детализации (они могут быть указаны в задании или их необходимо найти самостоятельно);
- нужны ли теоретические обоснования описываемых процессов или явлений;
- какой иллюстративный материал необходим для того, чтобы сделать, например, дипломную работу более содержательной и убедительной.
Отбор и подготовка материалов
О поиске и сборе материала мы поговорим в следующей главе. Здесь отметим лишь то, что бывают два подхода к сбору материалов. Первый - это стремление собрать его максимально много, .чтобы иметь достаточно фактов, цифровых данных, обобщающих мыслей для полного освещения избранной темы.
Другой подход - собрать минимум материала для освещения темы, чтобы сэкономить время и труд, чтобы выполнить письменное задание с минимальными усилиями.
Выбор подхода - дело индивидуальное.
Если исходных материалов много, то их надо сократить до оптимальных пределов. Скажем из пяти монографий выберем три, выпишем из них цитаты, цифры, таблицы (оставшиеся две монографии включим в список использованной литературы; ведь мы их просмотрели, пролистали, оценили их полезность). Или из 100 страниц ксерокопии документов оставили самые нужные 15-20. Разрозненные данные сгруппировали, цифровые показатели свели в удобные для чтения таблицы, продумали перечень необходимых иллюстраций.
Все отобранные материалы должны быть на отдельных листах, с записями только на одной стороне, чтобы в дальнейшем их можно было располагать в любой последовательности.
Группировка и систематизация материалов -составление плана работы
Идея структуры - плана произведения возникает уже в момент формирования его замысла. В дальнейшем, в ходе подготовки собранных материалов, появляются новые соображения, дополняющие и развивающие эту идею, и представление о плане будущего труда становится все более отчетливым.
На наш взгляд, целесообразно предварительно составить два-три варианта плана, применяя при этом различную методику. Можно вычленить разделы, которые будут хронологически, последовательно друг за другом раскрывать суть проблемы. Можно выделить вопросы, охватывающие отдельные стороны проблемы. Можно выделить в проблеме (в явлении, событии) предпосылки, ход действий, результаты или, скажем, факторы благоприятные и отрицательные, аргументы «за» и «против».
Раскладывая материалы в той или иной последовательности, можно видеть преимущества и недостатки каждого из структурных вариантов. Появляется возможность, в полном смысле этого слова, увидеть каждую из отдельных частей работы и всю ее целиком; добиться, чтобы была выдержана правильная последовательность в изложении; выяснить, какими данными следует еще дополнить исходные материалы.
На основе найденной структуры, т.е. плана произведения определяется, какой должна быть ее рубрикация, т.е. деление на логически соподчиненные элементы, части, разделы, параграфы, пункты/. Каждый из них снабжается заголовком, отражающим его содержание. После этого все отдельные материалы вместе с заголовками, отражающими рубрикацию, складываются между собой.
Написание текста
Самая тяжелая часть работы для студента и начинающего исследователя - это, обычно, анализ и обобщение собранных материалов, написание самого текста. Для упрощения этого этапа работы необходимо самым серьезным образом отнестись к рекомендациям, изложенным в данном пособии.
Типичная ошибка студента - попытки выполнить письменную работу «с ходу», разложив на столе перед собой 1-2 книги и переписывая из них части текста. Так можно подготовить реферат, доклад или выступление на семинарском занятии. Но курсовая, тем более, дипломная работа, выполненная путем списывания, компиляции, не получит высокой оценки, и главное, ее автор не приобретет безусловно необходимых специалисту с высшим образованием навыков самостоятельной исследовательской работы.
Поэтому наш совет однозначен: текст курсовой (дипломной) работы необходимо писать автору самому на основе собранных и обработанных материалов.
Обработка рукописи
Поверьте: то, что Вы написали - еще не шедевр. Первоначальную рукопись обязательно необходимо доработать, а именно:
- уточнить содержание, сделать это критически, придирчиво;
- проверить правильность оформления;
- провести литературную правку или редактирование текста.
Работа над рукописью по содержанию начинается с общей оценки ее построения. Следует посмотреть, насколько логично и последовательно изложен материал, достаточно ли аргументированы отдельные положения, выделены ли основные, удалось ли отчетливо показать, что нового несет в себе произведение. С особой тщательностью проверяются все формулировки и определения.
После устранения структурных дефектов можно приступать к оценке объема приводимых в работе материалов и степени подробности их изложения.
Следующий этап - проверка правильности оформления рукописи. Здесь все должно быть сделано в соответствии с определенными правилами. (Они изложены в 8 и 9 разделах нашего пособия). Касаются они фактически всех элементов рукописи: ее рубрикации, ссылок на литературные источники, цитирования, составления библиографических указателей, оформления таблиц и иллюстративных материалов и т.д.
Заключительный этап - литературная правка. Основными задачами литературной правки (редактирования) являются:
- достижение единства стиля изложения;
- внесение в текст различных подчеркиваний, дополнительных рубрикаций;
- проверка правильности орфографии и пунктуации. Если автор владеет машинописью, ему обязательно следует вчерне напечатать работу самому. Это поможет обнаружить множество таких дефектов, которые, будучи незамеченными в рукописи, становятся очевидными в процессе печатания на машинке (компьютере).
На определенном этапе подготовки рукописи очень важно, чтобы ее кто-то прочитал и прокомментировал, что значительно упростит задачу редактирования текста.
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
Умственный труд в любой его форме всегда связан с поиском информации. Умение быстро ее находить является одним из важнейших условий продуктивности и качества работы исследователя.