Химик И.А.(для пед.училища)
Предмет МХК – это не есть искусство в чистом виде.
Принципы: 1) должно быть несколько этапов в процессе изучения
2) должны быть цели и задачи.
Цель курса: ввести личность обучаемого в художественную культуру, сформировать в нем готовность и способность к самостоятельному духовному освоению подлинно худож-х ценностей, способность его всестороннему развитию.
Содержание курса должно состоять из 3 компонентов:
1)изучение различных видов худ.деят-ти в их взаимосвязи.
2)Изучение разнообразных проявлений худ-го гения в каждую конкретно-историческую эпоху.
3)Изучение общих закономерностей худож-го развития
Методика погружения связана с организацией многочасовых занятий.
Алгоритм включает в себя 3 звена.
1.аудиторные и внеаудиторные многочасовые занятия
2.совместная учебная и внеучебная деят-ть
3.внеучебная деят-ть в форме развивающего досуга.
Вопрос.
Использование методики погружения в преподавании культурологических дисциплин.
Методику погружения в преподавании культурологи предложила И.А. Химик.
Программа изучения МХК предусматривает широкую интеграцию и осмысление связей художественной культуры с историей, философией, эстетикой, этикой, социологией, искусствоведением и другими науками, т.е. в контексте развития всей мировой культуры. Интегративное содержание курса требует полного пересмотра организации процесса обучения. Для занятий по интегративному предмету гораздо продуктивнее и естественнее, в отличие от обычного 45-минутного урока, иной вариант: заниматься изучением МХК не час или два в неделю, а один раз в 2-3 недели (может быть и более длительный перерыв), но по 3-6 часов, т.е. на многочасовом занятии в методике погружения. Только такое занятие может препятствовать распространенному отношению к искусству лишь как к элементу досуга, развлечения, снимет привычку к поверхностному его восприятию. Обращение к миру художественной культуры должно получить неповторимую окраску, лишь тогда оно будет влиять на духовное и эстетическое развитие.
В пользу формы многочасовых занятий говорит и то, что она позволит использовать активные методы обучения, проводить планомерную внеаудиторную работу (плановые учебные экскурсии, просмотры спектаклей, посещение выставок).
Организация процесса обучения основам художественной культуры в системе многочасовых занятий предусматривает перестройку учебного процесса. Все учебное время, отведенное на изучение курса, делится на относительно самостоятельные блоки, состоящие из многочасовых занятий. Среди возможных вариантов вычленения занятий-блоков могут быть исторический и тематический принципы.
Алгоритм методики состоит из трех взаимосвязанных звеньев:
1. Аудиторные и внеаудиторные многочасовые занятия.
2. Самостоятельная учебная и внеучебная деятельность.
3. Внеучебная деятельность в форме развивающего досуга.
Аудиторное многочасовое занятие в методике погружения предполагает наличие нескольких необходимых частей: лекционной, самостоятельной, продуктивной. Состав и порядок следования частей может меняться в зависимости от целей и задач занятия, от его темы, от места, которое занимает данное занятие в процессе изучения курса, от уровня активности учащихся, их подготовленности к занятию и т.п.
Лекционная часть многочасового занятия необходима как информационная и методологическая основа для самостоятельной деятельности учащихся. В лекции важно излагать ведущие идеи и понятия, раскрывая сущность художественной культуры на основе всеобщей связи явлений, социокультурной детерминации (обусловленности) художественных процессов.
Специфическая особенность лекций по основам художественной культуры – организация анализа обширного конкретно-художественного материала на основе интегративного принципа. При этом особенно важна равноценность рациональных и эмоциональных компонентов. Поскольку содержание лекций охватывает огромный материал, учащимся (хотя бы на первых порах) важно помогать систематизировать информацию, получаемую на лекциях. Этой цели может служить опорный конспект. Столь же необходимо на таких занятиях иллюстрирование – эмоциональная и познавательная составляющая лекции.
Важно включить учащихся в активную многостороннюю деятельность на лекции, используя для этого такие приемы, как актуализация личного жизненного опыта и опыта общения с различными видами искусства, использование сквозных идей, опережение и возвращение назад, обращение к художественным ассоциациям, постановка проблемных вопросов, анализ произведений искусства через сравнение и сопоставление и т.д.
Самостоятельная часть – второй компонент многочасового занятия в методике погружения. Основная цель – развитие способности к самостоятельному восприятию и анализу художественных явлений в их взаимосвязях, осмысление своеобразия средств выразительности и духовного содержания художественных ценностей, выявление личной позиции в сфере художественной культуры, развитие и формирование умений и навыков, необходимых преподавателю в области передачи духовных и художественных ценностей. Цель деятельности преподавателя в том, чтобы научить учащихся самостоятельно воспринимать и оценивать явления художественной культуры.
Продуктивная часть – третий компонент многочасового занятия в методике погружения. В этой части реализуются результаты деятельности преподавателя и учащегося на многочасовом занятии. В ней они демонстрируют выполнение заданий, предложенных в самостоятельной части занятия. Именно здесь закладываются критерии деятельности учащихся, определяются эталоны оценки проделанной работы. Задача – шаг за шагом, на основе совместных усилий совершенствовать уровень выполнения заданий, мастерство и вкус учеников.
Внеаудиторные многочасовые занятия. Основная цель – формирование опыта общения с теми видами художественной деятельности, которые не могут быть полноценно восприняты в условиях аудиторного занятия (занятия в музеях, архитектурных комплексах, кинозале, театре, на концерте, учебной экскурсии, в мастерской художника, на встречах с деятелями искусства и культуры).
Самостоятельная учебная деятельность рассмотрена выше.
Самостоятельная внеучебная деятельность. Учащиеся получают опережающее задание, которое должны выполнить самостоятельно (по одному или в группах) во внеурочное время. Внеучебная самостоятельная деятельность в форме развивающего досуга. Это вполне свободная область деятельности, которая все же не может оставаться вне поля зрения преподавателя, т.к. именно в этой области учащиеся, как правило, приобретают собственный опыт художественно-творческой деятельности, а без этого опыта освоение мира художественной культуры будет не вполне полноценным. Чрезвычайно важно, чтобы учащиеся накапливали опыт такой художественно-творческой и эстетической деятельности в самых разных областях: литературной (сочинять стихи, писать рассказы, рецензии на чью-то художественную деятельность и т.п.), изобразительной (рисовать, лепить, вырезать, рецензировать работы товарищей, составлять экспозиции выставок и т.п.), музыкальной (играть на каком-то музыкальном инструменте, писать музыку к стихам, организовывать музыкальные вечера и т.п.), театральной, танцевальной и т.д. В процессе изучения курса самостоятельная внеучебная деятельность учащихся должна осознаваться преподавателем как самостоятельное звено процесса обучения. Именно поэтому им может быть предоставлена возможность иметь свободный творческий день.
Вопрос.
Организация самостоятельной деятельности учащихся в преподавании культурологических дисциплин.
По программе И.А. Химик.
Организация самостоятельной деятельности учащихся в преподавании культурологических дисциплин может строиться как в учебное, так и во внеучебное время.Организация самостоятельной деятельности учащихся – едва ли не самая главная задача, стоящая перед преподавателем основ художественной культуры. Дело в том, что ни в какой объем часов содержание интегративного предмета (каким является МХК) вместить не удастся, поэтому цель деятельности преподавателя – научить учащихся самостоятельно воспринимать и оценивать явления культуры. Учащиеся должны самостоятельно воспринимать, оценивать, осмысливать искусство, искать связи между художественными явлениями. Процесс освоения основ художественной культуры будет результативным тогда, когда не объем, не количество рассматриваемых памятников, не охват всевозможного материала станет смыслом изучения предмета, а освоение учащимися способов проникновения в мир художественных ценностей на основе понимания всеобщей взаимосвязи явлений.
Самостоятельная работа (на занятиях и вне их) состоит из нескольких видов деятельности:
Ценностно-ориентационная. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям искусства вообще и к конкретно-художественному материалу изучаемой художественной культуры в частности (от простого восприятия, интереса и готовности реагировать до усвоения ценностных ориентаций, а также активного их проявления). Достижение этих целей носят долгосрочный характер. В ходе работы необходимо организовать не только готовность и способность учащихся воспринимать искусство, но и удерживать, направлять их внимание на протяжении всей самостоятельной части занятия, создавая восхождение от пассивной позиции к более активной. Только в том случае, когда учащиеся проявят устойчивый интерес, желание овладеть навыками и знаниями в области художественной культуры, можно говорить об усвоении ценностной ориентации.
Познавательная. Не только запоминание и воспроизведение изучаемого материала, но и решение проблем, в ходе которых учащимся необходимо переосмысление имеющихся знаний и построение их новых сочетаний, включая создание нового.
Коммуникативная. Самостоятельная деятельность учащихся протекает в условиях общения. Само формирование содержания заданий позволяет организовать эту деятельность в достаточно устойчивых малых группах. Именно в этих малых группах, созданных на основе выбора партнеров, и протекает основная часть самостоятельной учебной работы по освоению содержания курса.
Самостоятельная деятельность в учебное время. Самостоятельная часть является одним из компонентов урока. Основная цель – развитие способности к самостоятельному восприятию и анализу художественных явлений в их взаимосвязях, осмысление своеобразия средств выразительности и духовного содержания художественных ценностей, выявление личной позиции в сфере художественной культуры, развитие и формирование умений и навыков, необходимых преподавателю в области передачи духовных и художественных ценностей.
Организация плодотворной самостоятельной работы на занятии по основам художественной культуры предусматривает наличие интересных заданий, которые хочется выполнять, и наличие материалов, при помощи которых эти задания можно выполнять.
Самостоятельная внеучебная деятельность. Учащиеся получают опережающее задание, которое должны выполнить самостоятельно (по одному или в группах) во внеурочное время.
Внеучебная самостоятельная деятельность в форме развивающего досуга. Это вполне свободная область деятельности, которая все же не может оставаться вне поля зрения преподавателя, т.к. именно в этой области учащиеся, как правило, приобретают собственный опыт художественно-творческой деятельности, а без этого опыта освоение мира художественной культуры будет не вполне полноценным. Чрезвычайно важно, чтобы учащиеся накапливали опыт такой художественно-творческой и эстетической деятельности в самых разных областях: литературной (сочинять стихи, писать рассказы, рецензии на чью-то художественную деятельность и т.п.), изобразительной (рисовать, лепить, вырезать, рецензировать работы товарищей, составлять экспозиции выставок и т.п.), музыкальной (играть на каком-то музыкальном инструменте, писать музыку к стихам, организовывать музыкальные вечера и т.п.), театральной, танцевальной и т.д. В процессе изучения курса самостоятельная внеучебная деятельность учащихся должна осознаваться преподавателем как самостоятельное звено процесса обучения. Именно поэтому им может быть предоставлена возможность иметь свободный творческий день.
Не по И.А. Химик:
Самостоятельную деятельность во время урока можно организовать в различных формах:
• Выполнение упражнений, заданий (заполнение таблицы, составление схемы и т.д.).
• Работа с источниками с целью поиска ответа на проблемный вопрос.
• Анализ предложенного художественного материала (картины, скульптуры, музыки, литературного произведения и т.п.).
• Инсценировка (мифа, скульптурной группы).
• Сопоставление различных точек зрения мыслителей по определенному вопросу.
• Самостоятельное выявление закономерностей развития культуры определенного периода.
И другие формы.
Самостоятельную внеурочную деятельность также можно организовать в различных формах:
• Выполнение упражнений, заданий.
• Подготовка сообщений.
• Научно-исследовательская деятельность (доклады, рефераты, проекты).
• Выполнение творческого задания (например, инсценировка мифа; подготовка к игре «Диалог культур» - создание символики, костюма определенной культуры).
• Посещение выставки, театра, архитектурного комплекса и т.п. и написание эссе или анализа увиденного.
И другие формы.
Самостоятельная деятельность учащихся как на уроке, так и вне урока может быть организована в различном составе:
• Индивидуальная работа.
• Работа в парах.
• Работа в малых группах.
.
Вопрос.
Использование опорных конспектов.
Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющая собой наглядную конструкцию, заменяющую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.
Опорный сигнал - ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок и т.п.), заменяющий некое смысловое значение.
Требования к оформлению опорного конспекта: лаконизм, простота, доступность понимания, оригинальность, не похожесть, доступность воспроизведения, многообразие форм, поблочная компоновка и эмоциональность.
Средства выражения: рисунки, схемы, графики, чертежи, цвет, форма, буквы, цифры, шифры, слова, условные знаки, размер.
Структура учебного процесса с использованием опорного конспекта (Шаталов В.Ф.)
Работа с ОК имеет чёткие этапы.
Схема учебного процесса
[Введение информации (объяснение)] --- [проговаривание] --- [самостоятельная работа дома] --- [1 повторение –воспроизведение конспекта] --- [2 повторение все виды опроса] --- [3 повторение - взаимоконтроль]
Блок практики: [практические работы, упражнения] --- [решение задач] --- [Результат: прочные системные применяемые ЗУН]
1. Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью); повторное объяснение по красочному плакату – ОК; краткое обозрение по плакату; индивидуальная работа учащихся над своими конспектами; фронтальное закрепление по блокам конспекта.
2. Самостоятельная работа дома: ОК + учебник
3. Первое повторение – фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти; учитель проверяет работы по мере поступления; одновременно идёт тихий опрос, после письменной работы – громкий опрос.
4. Устное проговаривание ОК – необходимый этап внешнеречевой деятельности при усвоении, происходит во время различных видов опроса.
5. Второе повторение – обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля; публикация списков зачётных вопросов заранее; подготовка; использование всех видов контроля), взаимоопрос и взаимопомощь, игровые элементы ()состязания команд, разгадка ребусов)
Некоторые ученые пытаются доказать, что изучение истории по системе Шаталова может привести к серьезным потерям в историческом образовании школьников. Бытует мнение, что схематизация облегчает запоминание изученного, но вряд ли способствует формированию представлений о сложности, неоднозначности исторического процесса. На мой взгляд, это действительно может произойти, если ОК станет единственным средством обучения. Думается, что, комбинируя игру и ОК, можно добиться от учащихся целостного понимания предмета.
Методика работы с ОК у многих учителей разная, каждый пытается привнести что-то свое. Можно урок начать с проверки домашнего задания: ученики по памяти, в строго отведенное время, письменно воспроизводят ОК. Пока весь класс пишет и рисует, учитель успевает опросить двух-трех учеников устно (тихий опрос). Ответив, они продолжают работать с ОК, за исключением изложенного устно блока. После того как собраны тетради с ОК, начинается фронтальный опрос. Он ведется по вопросам, известным классу заранее, поэтому проходит обычно в быстром темпе. При ответе ученик имеет право пользоваться ОК. К концу устного опроса учитель может поставить 5-7 оценок, за письменное воспроизведение ОК оценку получают все присутствующие. Это позволяет контролировать подготовку домашнего задания у всех школьников и на каждом уроке.
После устного опроса учитель приступает к объяснению нового материала. Называется тема, объясняется, почему она стала предметом изучения. Затем ученики знакомятся с планом, заранее написанным на доске. План соответствует количеству частей в ОК.
Учитель раскрывает первый вопрос сначала подробно, сопровождая свой рассказ картиной или картой. Затем этот вопрос излагается повторно, но теперь учитель не останавливается на деталях. Сейчас его задача - показать суть проблемы, указать на основные причинно-следственные связи. ОК может висеть на доске или, если позволяют средства, в распечатанном виде лежать на партах у каждого ученика. Однако полагаю, что лучше всего, когда он рождается на глазах у ребят и с их непосредственным участием, так как тогда дети как бы сами являются «сотворцами» ОК. Учитель может проиллюстрировать основные идеи ОК, совершив воображаемое путешествие или рассмотрев фрагменты из документа.
Опорный конспект отражает минимум знаний, который обозначен в государственных нормативных документах, поэтому умение воспроизвести и расшифровать ОК - общее требование для всех учащихся. Здесь можно организовать соревнование: кто быстрее и полнее расшифрует текст. На этом этапе школьники учатся составлять и использовать ОК, работая по памятке.
Памятка
Как работать с опорным конспектом
1. Очень внимательно выслушай объяснения учителя по опорному конспекту.
2. На уроке выдели цветом основные вопросы темы (блоки опорного конспекта).
3. Выполняй домашнее задание в тот же день.
4. Читая текст учебника, сопоставляй его с опорным конспектом, расшифруй все сигналы опорного конспекта.
5. Закрой учебник и расскажи содержание по опорному конспекту.
6. Если затрудняешься, прочти текст еще раз.
7. Попробуй записать свой ответ по опорному конспекту на магнитофон, это поможет тебе совершенствовать свою речь, искоренить ее недостатки.
8. Выучи опорный конспект.
9. Помни, что для воспроизведения на уроке отводится определенное время.
Использование схем
Выделение главного
Структурирование материала
Организация работы детей (работа с доской, с тетрадью)
Компактность, лаконичность изложения материала
Удобная форма для запоминания и воспроизведения
Вопрос.