Повышение уровня физической подготовленности студентов

Шалавина А.С., к.б.н., доцент кафедры физической культуры КФУ

В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий в вузе по дисциплине «физическая культура» выступают требования в виде обязательных и дополнительных тестов по общей физической подготовке, разрабатываемых кафедрой физической культуры для студентов разных медицинских групп. Ежегодно проводимое тестирование физической подготовленности студентов института филологии и искусств Казанского федерального университета (ИФИ КФУ), к сожалению, подтверждает факт ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащихся.

Статистическому анализу были подвергнуты данные физической подготовленности 1889 студентов ИФИ КФУ основной и подготовительной медицинских групп, обучающиеся в разные годы. Средние данные, полученные в результате тестирования физических качеств, представлены в таблице.

Средние показатели физической подготовленности студентов ИФИ КФУ

с 2004 по 2009учебный год

Год Кол. студ. Бег ИГСТ (коэф.) Пресс за 1 мин. (шт.) Прыжок в высоту (тест Абалакова) (см) Прыжок в длину (см) Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (шт.)
100 м (с.) 1000 м (ю) / 500 м (д) (мин.)
юноши
2004-2005 14,1±0,8 3.8±0,5 83,3±14,8 37,7±6,4 50,7±6,5 220,1±9,8 -
2006-2007 14,1±1,0 3.8±2,1 83,3±14,8 41,8±8,9 51,0±5,6 222,4±19,3 39,0±12,5
2007-2008 14,0±0,7 3.8±0,9 86,3±14,3 43,1±8,5 51,9±9,5 225,0±23,7 40,3±14,4
2008-2009 14,0±0,8 3.7±0,5 81,6±13,9 51,4±11 56,1±7,6 224,9±21,4 45,9±13,8
девушки
2004-2005 18,0±1,7 2.1±0,3 80,6±14,2 34,7±8,8 34,7±8,8 165,7±7,9 -
2006-2007 17,7±1,7 2.1±0,4 75,5±14,5 34,0±9,8 37,4±5,8 168,7±7,9 12,7±3,9
2007-2008 17,5±1,5 2.1±0,3 82,6±13,8 35,6±10,8 36,7±5,8 161,4±24 14,5±6,8
2008-2009 17,7±4,1 2.3±1,6 76,2±13,8 38,8±10,6 40,9±6,5 165,7±17,5 15,9±5,3

На протяжении десятилетнего наблюдения за развитием физических качеств мы пришли к выводу о незначительном изменении показателей скорости и выносливости, как у юношей, так и девушек. О неудовлетворительном развитии скоростных качеств студентов за последние годы свидетельствует среднее время преодоления дистанции 100м у девушек в диапазоне 17,7-17,8 с. а у юношей – 14,1‑14,0 с., что соответствует 3 баллам по 5 балльной шкале. С каждым годом увеличивается число студентов, не способных выполнить норматив на удовлетворительные оценки. Если в 2004 году таких студентов было 20,7 %, в 2007 году 46,4 % юношей и 21,7 % девушек, то к текущему году их количество увеличилось до 65,4 %.

Согласно полученным результатам тестирования скоростных качеств по другому тесту (челночный бег 6×9м) средние показатели студентов 1, 2 и 3 курсов не имеют существенных отличий, как у юношей, так и у девушек. Время преодоления дистанции 6×9м составляет у юношей 1 курса – 14,7±0,6с, 2 курса – 14,7±0,8с, а у девушек – 16,1±0,7с и 16,7±0,8с соответственно. Исходный уровень этого показателя у юношей в 2007году составил 14,8±1,9с. Среднее значение бега 6×9м в 2008 снизилось до 14,2±0,8с, в 2010 составило уже 14,0±0,7с. За последние 10 лет среднее время преодоления средних и длинных дистанций неуклонно возрастает. Выполнить данный норматив, предусмотренный, программой по физической культуре, удаётся лишь ¼ части студентов. В 2007г. положительный результат в беге на средние дистанции смогли показать 51,6 % девушек и 28,4 % юношей. В 2008-2009г. таких студентов стало значительно меньше 37,9 % и 22,2 % соответственно. Кроме того, с каждым годом увеличивалось число студентов не сумевших достичь финишной отметки или обратившихся с жалобами на ухудшение состояния здоровья после бега.

Динамика показателей скоростно-силового компонента, характеризующегося другим тестом (прыжок в длину с места), имеет тенденцию увеличения у юношей, и снижения у девушек. Прыжок в длину с места у девушек, поступивших в вуз до 2000 года, стабилизируется на отметке 160-162 см, с 2001 по 2006 годы увеличивается в среднем на 3-5 см, а за последние годы устанавливается на отметке 165 см. У юношей средние показатели прыжка в длину каждые 2 года увеличиваются на 2-3см.

Исследования развития силовых качеств выявило положительные изменения силы рук и плечевого пояса, а также мышц брюшного пресса. Так, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа юноши в 2006-2007г в среднем выполняли 39– 40 раз, то в текущем году среднее значение этого показателя составило 45,9±13,8, у девушек 8–9 раз, и 15 раз соответственно.

Для объективной оценки силы мышц брюшного пресса нами использовались два теста: поднимание ног из виса на гимнастической стенке и туловища из исходного положения: лёжа на спине. Сила мышц брюшного пресса у рассматриваемого контингента учащихся находится на среднем уровне, хотя с каждым годом эти показатели улучшаются. Так, если в 2006 году упражнение на пресс студенты выполняли в среднем 37 раз, то в 2009 – 2010 гг. от 47,2 до 51 раза в минуту.

Характеристика гибкости и подвижности суставов нами производилась по результатам измерения расстояния при наклоне стоя на гимнастической скамейке. Уровень развития гибкости девушек незначительно выше, чем у юношей и колеблется от 8,5 до 19,2 см. и 6,2 до 17,8 см., соответственно. Тестирование гибкости показало, что у большинства студентов (69%) это качество в течение года остаётся без изменений.

По результатам тестирования координации движений (прыжки через скакалку на время) мы обнаружили положительную динамику индивидуальных показателей. К концу 1 курса девушки выполняли 123,9±15,5 прыжков в минуту, что соответствует качественной оценки «три», а к концу второго они же показали значительно лучший результат 141,7±18.

Основными задачами физического воспитания учащейся молодёжи является, не только содействие правильному физическому и психическому развитию, но и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и достижение высокой работоспособности. Уровень физической работоспособности позволяет оценить индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ). Исследования проведённые нами на протяжении последних лет позволяют говорить нам о среднем уровне физической работоспособности (ФР) учащихся вуза и неуклонном его снижении. Так, средние значения ИГСТ у учащихся 2007-2008 года обучения составило – 86,3±14,3 у юношей, 82,6±13,8 – у девушек, что соответствует хорошему уровню физической работоспособности (ФР). У студентов 2009-2010 года обучения ФР оценивалась как средняя, что составляет 81,6±13,9 и 76,2 ±13.

Таким образом, многолетние наблюдения за развитием физических качеств показывают тенденцию снижения развития основных физических качеств. Такое положение дел может быть результатом увеличения недельной учебной нагрузки и уменьшения двигательной активности студентов, а также низкой их заинтересованностью в конечном результате.

Предполагалось, что внедрение бально-рейтинговой системы оценки физической подготовленности, внесёт некоторые коррективы в осознанное отношение студентов к занятиям физической культурой. Одной из главных особенностей этой системы является повышение роли самостоятельных занятий. Контрольным показателем становится регулярность посещения занятий в течение всего времени обучения. Посещая все занятия по физической культуре, студент может набрать наибольшее количество баллов. Усиление акцента на самостоятельные занятия и их стимулирование в течение всего учебного времени, безусловно, повысило мотивацию к занятиям физической культурой, но к существенным сдвигам в показателях физической подготовленности не привело. Для реального изменения отношения студентов к занятиям физической культурой и как следствие этого, лучшего развития всех физических качеств, необходимо изменить как условия, так и принципы оценки, создающие предпосылки к осознанному отношению к своему здоровью. Возможно, оценивать необходимо не состояние физической подготовки, а сдвиги в развитии физических качеств, улучшение физической работоспособности или даже малейшие, положительные изменения в физическом развитии и состоянии здоровья (например: снижение массы тела), происходящие в течение учебного года посредством ежедневных физических нагрузок. В этом случае мы дадим возможность студенту самому ставить перед собой задачи, и достигать цели при профессиональном руководстве со стороны педагога. Однако такой подход требует индивидуального отношения к студенту, что, к сожалению, невозможно в условиях большого потока студентов, занимающихся одновременно в одном зале. И здесь возникает проблема нехватки спортивных стадионов, бассейнов, залов, современного оборудования и инвентаря.

Наши рекомендации