Название: Ознакомление с работой психолога

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

(Специальность - 050706 - Педагогика и психология)

Владикавказ - 2006

Павловец Г.Г., Филоненко В.В., Верещагина М.В. Методическое пособие по психологии для студентов-практикантов психолого-педагогического факультета СОГПИ (Специальность -050706 - Педагогика и психология), 2006.

Рецензенты: доцент кафедры социальной работы факультета социологии и психологии СОГУ, канд. социологических наук Федосова Е.В., доцент кафедры гуманитарных дисциплин Владикавказского института управления, канд. психологических наук Хабаева Л.М.

Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности 050706 Педагогика и психология с целью оказания существенной помощи в организации и проведении практики студентов-практикантов 1-х – 5-х курсов очного и заочного обучения психолого-педагогического факультета СОГПИ.

Пояснительная записка

Педагогическая практика студентов является одним из ведущих элементов профессиональной подготовки, обеспечивающих ее качество. Овладение системой профессиональных умений и навыков предусматривает необходимую часть теоретического и практического обучения. На основе актуализации теоретических знаний и положительного отношения к профессии будущий специалист овладевает практическими умениями, закрепляет и углубляет знания, полученные в процессе обучения. В ходе практики студент использует разнообразные формы, методы, средства, приемы для сопровождения ребенка в учебно-воспитательной деятельности, анализирует и обобщает педагогический опыт, организует опытно-экспериментальную работу. Педагогическая практика выполняет адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую функции в отношении ребенка, и обучающую, развивающую и воспитывающую функции в отношении студента. Однако главной целью практики является формирование профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов: умение активно использовать полученные знания в практической профессиональной деятельности, умение делать выводы на основе анализа соответствующих успехов и неудач, инициативность, творчество, умение оперативно реагировать и принимать решения в изменяющихся профессиональных ситуациях и т.д.

Педагогическая практика организуется в течение всего срока обучения студентов и в соответствии с поставленными задачами наполняется тем или иным содержанием, которое на разных курсах реализуется через соответствующие виды педагогической практики.

В настоящем пособии представлены программы всех видов практик (учебной, педагогической, комплексной, психолого-педагогической), предусмотренных ГОС Высшего профессионального образования подготовки специалистов по специальности 050706 - Педагогика и психология. Предназначено для студентов I-V курсов дневного и заочного отделения психолого-педагогического факультета СОГПИ. Все виды практик направлены на ознакомление студентов с важнейшими видами и средствами практической психолого-педагогической и социально-психологической деятельности, овладение ими системой профессиональных навыков и умений, развитие мотивации учебной и профессиональной деятельности. Последняя задача является крайне актуальной, т.к. сознательно поставленной целью учебной деятельности, мотивированной познавательным интересом, всегда будет достижение умения практически использовать получаемые теоретические знания.

Методические рекомендации к различным видам практики окажут практическую помощь студенту во время прохождения практики и подготовки отчетной документации. В результате прохождения практики студенты должны овладеть представлениями и знаниями об основных психолого-педагогических проблемах, возникающих в процессе оказания профессиональной помощи, иметь практические навыки в различных видах психолого-педагогической работы с детьми любого возраста (дошкольного, школьного). Практика ориентирует студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции.

.

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Виды практики   Тема практики Курс Семестр Кол-во недель
ДО ОЗО ДО ОЗО
Учебная Ознакомление с работой психолога I
Педагогическая. Практика в педколледже Уроки психологии III    
Педагогическая. Практика в школе Изучение коллектива учащихся III
Педагогическая Летняя педагогическая практика III    
Педагогическая. Практика в педколледже Диагностика личности IV
Педагогическая. Практика в педколледже Просветительско-профилактическая IV
Педагогическая Летняя педагогическая практика IV    
Педагогическая. Практика в школе Коррекционно-развивающая V
Комплексная психолого-педагогическая   V

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

I курс. 2 семестр

Название: Ознакомление с работой психолога.

Цель: формирование у студента целостной картины будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

1) знакомство с работой и усвоение опыта психологов, работающих в учреждениях образования различного типа (школах, детских домах, центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи и т.п.);

2) изучение специфики основных направлений работы практического психолога образования;

3) знакомство с требованиями, предъявляемыми к профессиональному психологу, рассмотрение качеств, которыми должен обладать психолог;

4) изучение основной документации психолога в образовательном учреждении;

5) знакомство с основными требованиями к оформлению помещения для психологической работы, организации и графика работы психолога;

6) укрепление и развитие интереса к будущей профессии.

Базы: Образовательные учреждения различного типа (детский сад, школа, детский дом, учреждения дополнительного образования, психолого-педагогические центры), в которых имеется опыт практической работы психолога.

Основные методы работы – наблюдение, беседа, интервью, изучение документов деятельности психолога.

Этапы проведения практики.

  1. Подготовительный этап.

Содержание:

- ознакомление с общей программой практики, формами работы, графиком посещения учреждений.

  1. Рабочий этап.

Содержание:

- ознакомление с базовым учебным учреждением;

- ознакомление с рабочим местом психолога;

- беседа с психологом образовательного учреждения;

- знакомство с основной документацией психолога образовательного учреждения.

Форма отчетности:

- ведение дневника практики;

- написание эссе на одну из предложенных тем.

III курс. 1 семестр

Название: Уроки психологии в колледже.

Цель: формирование у студентов социальной ответственности, профессиональной направленности и устойчивости в педагогической деятельности.

Задачи:

1) совершенствование умений и навыков организации учебного процес­са и анализ его результатов;

2) вооружение студентов методами и приемами проведения уроков психологии в колледже и навыками руководства познавательной деятельностью учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

3) укрепление и развитие интереса к будущей профессии;

4) обучение творческому применению на практике знаний, полученных при изучении психологии, методики преподавания психологии.

Базы: педагогические колледжи.

1. Подготовительный этап.

Содержание:

- ознакомление студентов с темой предстоящего пробного урока за неделю до установленного дня педагогической практики. Получение первой консультации у руководителя практики, в ходе которой обсуждается структура будущего занятия (лекция или семинарское, практическое занятие), дается дополнительная литература к теме занятия и т.д.;

- уточнение содержания конспекта лекции во время второй консультации у руководителя практики. Конспект полностью заверяется за 2 дня до проведения урока. Подписанный конспект урока заучивается, отрабатывается на время;

- ознакомление практикантов со схемой психолого-педагогического анализа урока.

2. Рабочий этап.

Содержание:

- проведение студентами лекционного или практического занятия;

- наблюдение за ходом педагогической деятельности студента-практиканта;

- психолого-педагогический анализ занятия студента-практиканта.

3. Итоговый этап:

- подготовка отчетной документации;

- участие в итоговой конференции.

Форма отчетности:

- конспект лекционного (практического) занятия;

- ведение дневника практики;

- написание психолого-педагогического анализа занятия.

Наши рекомендации