Тема I. Функционально-смысловые типы речи
Курск
Издательство ИПК и ПРО
ББК 81.2 Ря 73 Печатается по решению
Д 36 редакционно-издательского совета
ИПК и ПРО
Рецензент: кандидат педагогических наук Бабкина М.В.
Деренкова В.С. Практикум по стилистике. Для студентов филологических отделений вузов. – Курск: Изд-во ИПК и ПРО, 2005. – 64 с.
Практикум содержит разнообразные упражнения по основным темам вузовского курса стилистики русского языка. Материалы пособия формируют у студентов представление о лингвистических особенностях функциональных стилей и способствуют развитию умений и навыков эффективного речевого поведения в различных сферах общения. Особое внимание уделяется обучению реферированию и рецензированию научных текстов, выработке базовых умений, необходимых при оформлении самостоятельной научной работы.
Пособие предназначено для студентов филологических специальностей вузов и может быть использовано на курсах повышения квалификации для совершенствования подготовки учителей в области стилистики.
© В.С. Деренкова, 2005
©
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое пособие предназначено для проведения практических занятий по курсу "Стилистика и культура речи" и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Пособие выстроено в соответствии со структурой теоретического курса стилистики. Оно включает в себя задания по основным темам изучаемой дисциплины, что дает возможность студентам, с одной стороны, получить представление о системе функциональных стилей современного русского языка, а с другой стороны, научиться создавать свои собственные тексты различной жанрово-стилевой принадлежности.
При подготовке практикума учитывался опыт создания пособий подобного типа. Подбирая дидактический материал и формулируя задания, автор руководствовался следующими принципами обучения языку:
- рассмотрение каждого функционального стиля как системного явления;
- представление речевого материала в единстве формы и содержания;
- внимание к вопросам современной языковой нормы и функционально-стилистического использования языковых единиц.
Тексты для стилистического анализа отбирались автором с учетом их актуальности, информативности, воспитательной и эстетической ценности. В практикум включены публикации современной прессы, что дает возможность изучать стилистические особенности различных жанров публицистики, значительно изменившей свое лицо за последнее десятилетие.
Пособие снабжено справочной информацией в виде схем, таблиц, сведений теоретического характера, необходимых для более глубокого усвоения материала.
В конце практикума помещен список рекомендуемой литературы по каждой из изучаемых тем, дополненный современными источниками.
Тема I. Функционально-смысловые типы речи
(композиционно-речевые формы)
1.1. Прочитайте приводимые ниже тексты и определите, к каким функционально-смысловым типам речи они относятся. Укажите цели анализируемого высказывания, композиционные и формально-грамматические признаки каждого типа текста.
Арина Петровна – женщина лет шестидесяти, но еще бодрая и привыкшая жить на всей своей воле. Держит она себя грозно; единолично и бесконтрольно управляет обширным головлевским имением, живет уединенно, расчетливо, почти скупо, с соседями дружбы не водит, местным властям доброхотствует, а от детей требует, чтоб они были в таком у нее послушании, чтобы при каждом поступке спрашивали себя: что-то об этом маменька скажет? Вообще имеет характер самостоятельный, непреклонный и отчасти строптивый, чему, впрочем, немало способствует и то, что во всем головлевском семействе нет ни одного человека, со стороны которого она могла бы встретить себе противодействие (М.Е. Салтыков-Щедрин).
Какими бы современными ни были компьютеры и как бы быстро ни развивались электронные технологии, самым мощным "вычислительным устройством" остается человеческий мозг. Если ЭВМ работают лишь с уравнениями и цифрами, то живой мозг обрабатывает сразу цельные образы - визуальные, звуковые, осязательные, обонятельные и вкусовые, с тысячами ассоциаций между ними. Любое воспоминание рождает другие. В сознании появляются новые мысли и чувства. И, может быть, пророческим окажется рассказ известного фантаста Айзека Азимова: "Мечты – личное дело каждого", где единственным "масс-медиа" являются записи мечтаний, снятые с мозга людей и передаваемые прямо в сознание зрителей, которые становятся сомыслителями, сотворцами создаваемого на их глазах зареалья.
(Д. Усенков)
Это случилось в начале 90-х в Костянском переулке, 13, в день планерки, после того как сотрудница секретариата "ЛГ" разложила в 206-й комнате на длинном совещательном столе ксерокопии плана очередного номера. И, выходя, забыла придержать дверь. Сквозняк рванул ее, и вслед за хлопком, по ту сторону закрывшейся двери, раздался грохот: на стол и стулья обрушились новенькие панели подвесного потолка. Недавно отремонтированного. Под которым мы уже не раз сиживали, не подозревая, какая опасность нависла над нашими, разгоряченными событиями в стране, головами.
Никто не пострадал, потому что случилось это в 11 часов 58 минут, а планерка начиналась ровно в 12, и 206-я обычно заполнялась за минуту до начала. Одна спасительная минута уберегла литгазетовцев от халтурно подвешенного потолка.
Я не мистик, но вслед за этой маленькой и бескровной катастрофой стал рушиться тираж "ЛГ", меняться ее имидж. И – уходить сотрудники. Впрочем, вокруг рушилась страна, по улицам Москвы прокатывались то демонстрации, то танки, и драматическая судьба одной, пусть даже и уникальной, газеты (в конце концов выжившей!) была лишь штрихом в апокалипсисе российских перемен (И. Гамаюнов).
1.2. Подберите из художественной литературы небольшие тексты-описания (портретные, пейзажные, событийные), укажите их стилистические функции. К динамическому или статическому описанию относится каждый из подобранных вами текстов?
1.3. На примере приводимого ниже текста раскройте специфику описания в публицистике. Отличаются ли задачи публицистического описания от задач художественного описания? Обоснуйте свою точку зрения.
Склоны Сакурадзимы напоминают фантастический неземной пейзаж. Это не нагромождение валунов, какие оставляет ледник, и не осыпи. Это не скалы – не скажешь, что их кололи. И не утесы – непохоже, чтобы их тесали. Кажется, какой-то великан яростно срезал лопатой и еще яростнее швырял из кратера гигантские комья глины, которые налипали друг на друга, искривлялись, корежились и твердели. Эти изгибы и выгибы, отпечатавшие следы буйства стихий, обрываются в ласковую гладь залива. Здесь, в рожденной извержением бухте, люди умудрились теперь выращивать жемчуг.
А с мертвым юго-западным склоном соседствует царство зелени. Окаменевшие лавовые потоки превращены в ступени террас для плантаций мандаринов, бивы. Кажется, будто деревья усыпаны большими белыми цветами, но цветы эти бумажные. Таким кулечком садовод оберегает каждую завязь. Тут вызревают самые ранние в Японии фрукты, которые уже в апреле вывозят на продажу.
Япония – это страна, где постоянно дает о себе знать необузданность стихийных сил. Но где на каждом шагу видишь следы упорного человеческого труда.
Природа здесь не только жестока, но и скупа.
Япония столь же гориста, что и Швейцария, но ее равнинная часть заселена в пять раз плотнее. Порой кажется, что несметная рать гор захватила эту страну для себя, оттеснив людей к побережью.
Действительно, Япония – это прежде всего страна гор (В. Овчинников).
Справочные материалы
В современной научной литературе ряд исследователей рассматривает описание, повествование, рассуждение как базовые речевые формы, которые составляют основу вторичных композиционно-речевых форм: "констатирующего сообщения", "констатирующего описания" и "констатирующего рассуждения".[1] Элементами этих форм являются "констативы", то есть законченные утверждения, реализуемые в предложениях констатирующего характера. Во вторичных композиционно-речевых формах связь носит перечислительный характер, простые и сложные предложения как бы нанизываются друг на друга, структурно и интонационно они разъединены, но в содержательном отношении составляют единство.
1.4. Прочитайте текст, укажите признаки композиционно-речевой формы "констатирующее сообщение", которая используется при передаче содержания текста.
Раздел IX. Преступление против общественной безопасности
и общественного порядка
Глава 24. Преступления против общественной безопасности
Статья 205. Терроризм
1. Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно-опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях –
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
2. Те же деяние, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) неоднократно;
в) с применением огнестрельного оружия, –
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, –
наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
1.5. Подберите из газетных публикаций тексты, которые можно отнести к композиционно-речевой форме "констатирующее сообщение". Укажите констативы, используемые в отобранных вами текстах.
1.6. Изучив необходимую литературу по теме "Функционально-смысловые типы речи" (см. перечень источников в конце пособия), назовите композиционно-речевые формы, которые дополнительно к трем основным (описанию, повествованию, рассуждению) выделяет В.В. Одинцов. На примере следующего текста расскажите об особенностях таких композиционно-речевых форм, как "определение" и "объяснение".
Контекст (от лат. contextus – тесная связь, соединение) – относительно законченная часть (фраза, период, строфа и т.д.) текста, в которой отдельное слово (или фраза и т.д.) получает точный смысл и выражение, отвечающие именно данному тексту в целом.
Контекст придает речи законченную смысловую окраску, определяет художественное единство текста. Поэтому оценить фразу или слово можно только в контексте.
В более широком смысле контекстом можно считать произведение в целом.
Словарь литературоведческих терминов
1.7. Какие функционально-смысловые типы речи использованы в следующем тексте? Как можно объяснить смену композиционно-речевых форм в анализируемом отрывке?
Прошлой осенью я наткнулся в лесу на две яблони. Одна из них на склоне лесного оврага в зарослях калины бросилась мне в глаза крупными желтыми яблоками. Я ее несильно тряхнул. Обычно, когда тряхнешь, слышен дробный стук о землю: одно яблоко падает первым, потом два вслед за ним, потом несколько штук сразу, потом одно или два с запозданием. На этот раз все яблоки словно только и ждали, когда их тряхнут – обрушились в один стук. Я собрал их в грибную корзину, наполнив ее доверху, и мы сварили из них отличное янтарно-прозрачное варенье. Яблоня оказалась яровой антоновкой. Но как она, привитая, попала в лесную глухомань на склоне буерака?
Вторая яблоня стояла на ровном месте среди поляны. Я набрел на нее неделей позже. Все яблоки упали сами и лежали теперь в зеленой траве, образуя желтый круг. Это была лешовка. Мелкие продолговатые плоды с бугорками у основания веточки были, конечно, очень кислы и вяжущи. Но опавшие, поднятые с осенней остывшей земли, они все же держали в себе какую-то тонкую затаенную сласть.
Теперь, весной, я наведался к обеим моим знакомым. И под одной и под другой яблоней я нашел по нескольку яблок. Они были твердые, сочные, но насквозь коричневые. Я надкусил одно и услышал во рту прохладную винную крепость.
Что особенно радовало глаз в этом апрельском лесу, что делало мои прогулки поистине праздничными – это удивительные среди серого еще однообразия цветы, пробивающиеся сквозь лиственный войлок. Они росли чаще всего в осиннике. Они, может быть, не поражали бы яркостью где-нибудь среди июньского разноцветья, но теперь они так и горели, так и сверкали, как драгоценности. На одном стебельке покоились, свисая вниз, разноцветные венчики. Один венчик красный, другой венчик синий, третий фиолетовый.
Как и большинство людей, живущих на земле среди цветов и любующихся их красотой, я не знаю названия большинства из них. Не знал я и теперь, как называются эти ранние весенние гости. То есть, вернее, может, я забрел к ним в гости. Они обитали здесь на правах законных и старинных жителей леса. Правда, тем они похожи на гостей, что отцвели и – нет. В конце мая я не встречал уж своих весенних знакомцев (В. Солоухин).