VI. Подведение итогов урока

— О какой поре годя мы вели речь на уроке?

— В чем вы увидели красоту осенней природы?

— Все времена года щедры на красоту. Весна зелени не жа­леет, лето — солнышка, зима — снега. А осень, наверное, самая богатая. Она золото рассыпает. Сорит, сорит золотом... А потом увидит, что золото кончилось и заплачет. Все слезы в дождях выплачет. А в следующем году все забудет и снова золотом сорить начнет.

Берегите природу, и она одарит вас своей красотой!

VII. Домашнее задание

Прочитать рассказ И. Соколова-Микитова Пришел сентябрь».

Урок № !9 Тема: Н. Сладков «Осень на пороге» (С. 51); «Лес осенью» (по Г. Скребицкому); И. Соколов-Микитов «Русский лес» (с. 52 – 53)

Цели:

  • совершенствовать навык чтения вслух, молча, по цепочке;
  • развивать умение читать выразительно, выбирая правильную интонацию,формировать умение находить в тексте образные слова и выражения;
  • совершенствовать умение определять эмоциональное настроение поэтического произведения;
  • создавать условие для обобщения словарного запаса, развития умения замечать красоту при­роды каждой поры года, формирования внимательного и бережного отношении к природе.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают рассказ И. Соколова-Микитова -Пришел сентябрь».

III. Подготовка к восприятию новой темы

I.Вступительное слово учителя.

— В году есть четыре времени: зима, весна, лето и осень. Каждое время года красиво по-своему. Сегодня мы совершим путешествие в прекрасный мир природы и поговорим о чудесной и немножко грустной поре.

Ветер с листьями играет,

Листья с веток обрывает,

Листья желтые летят

Прямо на руки ребят.

Когда это бывает?

Т. Тарабарина

— Незаметно, день за днем, осень становится полновластной хозяйкой. Нельзя от нее отвести глаз. Коса золотая, длинная. Венок из осенних листьев. Нарядилась в воздушное платье, как осеннее легкое облачко.

(Тихо звучит симфоническая сюита А. Вивальди «Времена года» [«Осень»].) 2. Учитель читает рассказ.

Страшный Невидимка

Страшный Невидимка объявился в лесу. Жуткие дела стали твориться там. Кто-то безжалостно срывал с деревьев листья. Кто-то примял, перепутал, положил травы. Заморозил лужи.

Потом бесследно стали исчезать птицы: пеночки, зяблики, дрозды. Еще вчера все видели и слышали их, а сегодня нет ни одной. Звери и птицы испуганно прятались в чаще.

Но Невидимка находил их там. Он делал все, что хотел. Взял и выкрасил всем зайцам задние ноги в белый цвет, будто на каждого зайца белые чулки надел. Рыжих белок сделал серы­ми, пестрых куропаток — белыми. Барсуков, ежей, енотов до того запугал, что они попрятались под корни деревьев и носа не кажут.

Перетрусили лесные жители. Что ни день —- в лесу страшные новости. Исчезли лягушки и жабы. Пропали бабочки и мухи.

Больше всех перетрусили сеголетки — те, что только этим летом на свет появились. Ничего подобного они еще не видели. Вот страху натерпелись!

Да что сеголетки, если старый медведь — и тот стал место для берлоги облюбовывать, чтобы спать завалиться и от страш­ного Невидимки спрятаться.

А Невидимка бродит по лесам и полям, деревья гнет, сви­стит, волны на берег выплескивает, то дождем землю вымочит, то морозцем схватит. Все дороги испортил, канавы водой залил. И никто с ним ничего поделать не может: не видно его — не­видимка он!

Н. Сладкое

3. Анализ произведения.

— О каком невидимке говорится в рассказе?

— Приметы какой поры года встретились в рассказе?

— Почему осень считают грустной порой года? Чем она осо­бенна?

— Чем нравится осень вам?

IV. Работа по картине.

1.Беседа.

— Какое время года изображено на картине? Какой период осени? — Что можно сказать о погоде того дня, который изобража­ется на картине? Как это показано?

— Какие цвета преобладают в картине?Почему?

— Какое настроение вызывает данная картина? 2. Слово учителя.

V. Работа с текстом рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге»

1. Чтение рассказа учителем (с. 51).

2. Проверка первичного эмоционального восприятия.

— Какое чувство вызвал у вас этот рассказ? Почему?

3. Лексическая работа

• Перво-наперво — сначала.

4. Обсуждение прочитанного.

— Кто предупредил жителей леса о приходе осени?

— Как вы понимаете выражение «осень у лесного порога»?

5. Чтение рассказа учащимися:

а) выборочное чтение;

— Кто переоденется в зимние шубы? Прочитайте в тексте.

б) самостоятельное чтение.

— Подготовьте рассказ о том, как звери и птицы готовятся к зиме.

Физкультминутка

VI. Работа с текстом рассказа И. Соколова-Микитова «Рус­ский лес»(с. 52)

1.Чтение рассказа учителем.

2. Проверка эмоционального восприятия.

— Какое настроение вызвал рассказ? Почему?

— Какую музыку можно подобрать к рассказу: веселую, пе­чальную, радостную?

— Какой темп будет у этой музыки: быстрый, медленный, протяжный?

— На каком музыкальном инструменте можно исполнить осеннюю мелодию?

3. Обсуждение прочитанного.

— Почему красив лес в дни ранней осени?

— Почему в осеннем лесу тихо?

— Что можно увидеть в лесу?

— Замените слова «косяком», «покличут» словами, близки­ми по значению.

4. Чтение рассказа учащимися:

а) чтение «цепочкой»;

б) чтение молча:

— Найдите описание осенних деревьев.

в) выборочное чтение:

— Что можно увидеть в лесу? Прочитайте.

— Что можно услышать в лесу? Прочитайте.

Наши рекомендации