Пятый этап. Рефлексия образовательной деятельности
На данном этапе создаются условия для осознания родителями связи между успехами, достижениями ребенка и своим педагогическим ростом. Основные достижения на данном этапе - соотнесение родителями целей педагогического образования и результатов прохождения образовательных маршрутов, возникновение новых образовательных запросов.
Презентация и оценка успехов родителей может осуществляться, например, через организацию выставок семейных достижений, презентаций семейных портфолио, мастер-классов «Секреты родительских успехов», «Родители - родителям»; обобщение лучшего родительского опыта; конкурсов «Успешный родитель», «Семья года»; фестивалей семейного творчества; родительских конференций; вручение благодарственных писем, грамот, дипломов и др.
Таким образом, при реализации данной технологии родители проходят все основные шаги полного цикла рефлексивной самоорганизации. Осмысление прожитого опыта помогает им не только освоить эффективные способы взаимодействия со своими детьми, но и включить этот механизм саморазвития в пространство семейных отношений, используя его для решения любых жизненных проблем.
Очевидно, что в ходе такой совместной работы развиваются не только родители, но и сами педагоги. Так, естественным образом формируется единое сообщество «Семья - Детский сад», в котором все участники образовательного процесса - дети, педагоги, родители - получают импульс для собственного развития - каждый на своем уровне.
Примерное содержание общения с родителями
Как показывает практика, несмотря на все различия родителей (их интересы, потребности, возможности и пр.), существует круг тем, являющихся актуальными для большинства семей, воспитывающих дошкольников.
Родителям детей 5-7 лет могут быть интересны вопросы о психофизиологической зрелости ребенка и готовности его к школе; о реалистичности родительских ожиданий от будущего первоклассника; о том, как поддерживать познавательную активность ребенка; о дружбе ребенка со сверстниками; о важности бережного отношения к внутреннему миру ребенка, поддержке в нем самоуважения и чувства собственного достоинства; о том, как научиться самим и научить детей извлекать полезный опыт из ошибок и неудач и др.
Семьи должны иметь возможность делиться друг с другом и педагогами опытом воспитания и преодоления трудностей в общении с ребенком, играми из домашних игротек, книгами о воспитании, фильмами, кулинарными рецептами и пр. Важно, чтобы каждый родитель имел возможность задуматься над вопросами: «Какой опыт я приобрел в общении с детьми, педагогами и другими родителями?», «Каким опытом я могу поделиться с другими родителями?», «Чему меня научил мой ребенок?», «Чему мне еще предстоит научиться?»
Преемственность подготовительной группы «Растишки» и школы.
Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи:
Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.
Пояснительная записка
Школа и детский сад нацелены на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.
Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.
Организация работы по предшкольному обучению детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:
· организационно-методическое обеспечение;
· работа с детьми;
· работа с родителями.
Организационно-методическое обеспечение включает:
· Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
· Семинары-практикумы.
· Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
Работа с детьми включает:
· Организацию адаптационных занятий с детьми в ШБП (Школа будущего первоклассника).
· Посещение школьных линеек, уроков.
· Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
· Совместное проведение родительских собраний.
· Проведение дней открытых дверей.
· Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
· Открытые занятия педагогов .
· Консультации психолога и учителя.
· Организация экскурсий по школе.
· Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предполагает создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований. Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы.
Ожидаемые результаты
Такая целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать:
· Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:
· личностного развития ребенка;
· укрепления психического и физического здоровья;
· целостного восприятия картины окружающего мира;
· формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;
· преодоления разноуровневой подготовки.
· Созданию единой системы диагностических методик за достигнутым уровнем развития детей и дальнейшего прогнозирования его развития.
· Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе.
· Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться
· Для педагогов организация работы по предшкольному образованию дает возможность лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием.
План работы
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный | ||
Методическая работа | |||||
Обсуждение плана работы по подготовке детей к школе | сентябрь | ст. воспитатель уч. нач. классов | |||
Знакомство воспитателя с программой обучения и воспитания в 1 классе | сентябрь | воспитатели | |||
Знакомство учителя с воспитательно-образовательной работой в дошкольной группе | сентябрь | уч. нач. классов | |||
Посещение воспитателями уроков в 1 классе. | ноябрьь | Воспитатели, уч. нач. классов | |||
- Мониторинг успеваемости первоклассников – выпускников дошкольной группы. | декабрь | Воспитатели, уч. нач. классов | |||
Посещение учителями начальных классов занятий в дошкольной группе: Цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений и навыков, творческих способностей детей дошкольной группы. Семинар- практикум : «Как слышать ребенка!». | март | воспитатели, учитель нач. кл. | |||
Семинар- практикум: «Составление маршрута первоклассника». | апрель | воспитатели, учитель начальных классов | |||
Мониторинг готовности дошкольников к школьному обучению | май | старший воспитатель | |||
Круглый стол для педагогов группы по результатам мониторинга «Готовность дошкольников к школьному обучению» | сентябрь | воспитатели, учитель нач. классов | |||
Работа с родителями | |||||
Оформление родительского уголка на осеннюю тему. «Здравствуй осень золотая!» Газета с отчётом о проводимых мероприятиях в летний период. «Воспоминания о лете». Объявление о начале группового конкурса. «Осенний калейдоскоп» Консультация «Волевая и нравственная готовность к школе». | сентябь | воспитатели родители | |||
Папка – портфолио группы. «Физкульт-Ура!» Родительское собрание. «Готовим первоклассника». Папка-передвижка. «Скоро в школу!» Осенний праздник для детей и родителей. «Золотая Осень» Подведение итога внутригруппового конкурса «Осенний калейдоскоп» | октябрь | воспитатели , учителя нач. классов | |||
Выставка детских рисунков ко Дню Матери. Изготовление сюрпризов для мам (сердечки). «Мамочка -наше солнышко!» Беседа с родителями «Ваш ребенок на пороге школы». Акция (Изготовление кормушек) «Птичья столовая» Украшение участка снежными постройками, гирляндами и игрушками, сделанными своими руками «Зимняя сказка» | ноябрь | воспитатели ,родители | |||
Оформление родительского уголка на зимнюю тему. «Здравствуй гостья Зима!» Подготовка к Новогоднему празднику. Праздник. «Скоро Дед Мороз придет» Практические и познавательные рекомендации для родителей. (консультация) «Веселая и познавательная неделька в кругу семьи» Поздравительная газета «С Новым Годом!» | декабрь | воспитатели | |||
Папка - передвижка. «Чем заняться в зимние праздники?» Родительское собрание в нетрадиционной форме. Игра «Что? Где? Когда?» Консультация. «Профилактика ОРЗ и Гиппа» | январь | воспитатели | |||
Тематическая выставка детских рисунков. «Профессия моего папы». Пака - передвижка. «7 ошибок, которые мешают детям стать лидерами». Поздравительная фотогазета с интервью детей для пап. «С Днем Защитника Отечества» Спортивный праздник с участием пап. «Школа юного бойца» | февраль | воспитатели , родители | |||
Оформление родительского уголка на весеннюю тему. «Весна- Красна в гости пришла» Тематическая выставка детских работ. «Цветы для мамы» Подготовка к празднику 8 Марта. Праздник. «Нашим любимым мамочкам скажем добрые слова» Поздравительная коллективная открытка . «С 8 мартом , дорогие женщины» Семинар- практикум для родителей. «Как слышать ребенка?» | март | воспитатели , учитель нач. классов. | |||
Педагогическая гостиная. «Как помочь ребенку стать самостоятельным?» Тематическая выставка детских рисунков. «День космонавтики» Консультация. «Прививаем любовь к чтению». Родительское собрание. Видео - презентация. «Мы весь год трудились – вот чему мы научились» Семинар- практикум «Составление маршрута первоклассника». | апрель | воспитатели | |||
Тематические консультации: «Что надо знать родителям о ребенке, который идет в школу?» «Что обязательно нужно делать с ребенком , чтобы воспоминания о детстве были яркими?» Папка – передвижка «День Победы!» Благодарности родителям. «Скажем спасибо!» Выпускной вечер. «До свидания . Детский сад!» | май | воспитатели , родители | |||
Работа с детьми | |||||
Участие в международном конкурсе знатоков природы «Дети Ра». | октябрь - ноябрь | воспитатели | |||
Экскурсии детей в школу: - знакомство со зданием школы; - знакомство с кабинетом (классом); - знакомство со школьной мастерской; - знакомство с физкультурным залом; - знакомство со школьной библиотекой. | в течение года | воспитатели, учителя нач. классов | |||
Участие в интеллектуальном международном конкурсе «Квадро-Академия» | март | воспитатели | |||
Работа «Школы будущего первоклассника» (при школе) | Февраль-апрель | учителя нач. классов | |||
«Прощай, любимый детский сад! Здравствуй, здравствуй, школа!» | май | воспитатели, музыкальный руководитель | |||