Пятый этап. Рефлексия образовательной деятельности

На данном этапе создаются условия для осознания родителями связи между успехами, достижениями ребенка и своим педагогическим ростом. Основные достижения на данном этапе - соотнесение родителями целей педагогического образования и результатов прохождения образовательных маршрутов, возникновение новых образовательных запросов.

Презентация и оценка успехов родителей может осуществляться, например, через организацию выставок семейных достижений, презентаций семейных портфолио, мастер-классов «Секреты родительских успехов», «Родители - родителям»; обобщение лучшего родительского опыта; конкурсов «Успешный родитель», «Семья года»; фестивалей семейного творчества; родительских конференций; вручение благодарственных писем, грамот, дипломов и др.

Таким образом, при реализации данной технологии родители проходят все основные шаги полного цикла рефлексивной самоорганизации. Осмысление прожитого опыта помогает им не только освоить эффективные способы взаимодействия со своими детьми, но и включить этот механизм саморазвития в пространство семейных отношений, используя его для решения любых жизненных проблем.

Очевидно, что в ходе такой совместной работы развиваются не только родители, но и сами педагоги. Так, естественным образом формируется единое сообщество «Семья - Детский сад», в котором все участники образовательного процесса - дети, педагоги, родители - получают импульс для собственного развития - каждый на своем уровне.

Примерное содержание общения с родителями

Как показывает практика, несмотря на все различия родителей (их интересы, потребности, возможности и пр.), существует круг тем, являющихся актуальными для большинства семей, воспитывающих дошкольников.

Родителям детей 5-7 лет могут быть интересны вопросы о психофизиологической зрелости ребенка и готовности его к школе; о реалистичности родительских ожиданий от будущего первоклассника; о том, как поддерживать познавательную активность ребенка; о дружбе ребенка со сверстниками; о важности бережного отношения к внутреннему миру ребенка, поддержке в нем самоуважения и чувства собственного достоинства; о том, как научиться самим и научить детей извлекать полезный опыт из ошибок и неудач и др.

Семьи должны иметь возможность делиться друг с другом и педагогами опытом воспитания и преодоления трудностей в общении с ребенком, играми из домашних игротек, книгами о воспитании, фильмами, кулинарными рецептами и пр. Важно, чтобы каждый родитель имел возможность задуматься над вопросами: «Какой опыт я приобрел в общении с детьми, педагогами и другими родителями?», «Каким опытом я могу поделиться с другими родителями?», «Чему меня научил мой ребенок?», «Чему мне еще предстоит научиться?»

Преемственность подготовительной группы «Растишки» и школы.

Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

Задачи:

Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.

Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.

Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.

Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.

Пояснительная записка

Школа и детский сад нацелены на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.

Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.

Организация работы по предшкольному обучению детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:

· организационно-методическое обеспечение;

· работа с детьми;

· работа с родителями.

Организационно-методическое обеспечение включает:

· Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.

· Семинары-практикумы.

· Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.

Работа с детьми включает:

· Организацию адаптационных занятий с детьми в ШБП (Школа будущего первоклассника).

· Посещение школьных линеек, уроков.

· Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.

Система взаимодействия педагога и родителей включает:

· Совместное проведение родительских собраний.

· Проведение дней открытых дверей.

· Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.

· Открытые занятия педагогов .

· Консультации психолога и учителя.

· Организация экскурсий по школе.

· Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предполагает создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований. Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы.

Ожидаемые результаты

Такая целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать:

· Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:

· личностного развития ребенка;

· укрепления психического и физического здоровья;

· целостного восприятия картины окружающего мира;

· формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;

· преодоления разноуровневой подготовки.

· Созданию единой системы диагностических методик за достигнутым уровнем развития детей и дальнейшего прогнозирования его развития.

· Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе.

· Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться

· Для педагогов организация работы по предшкольному образованию дает возможность лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием.

План работы

Мероприятие Сроки Ответственный
  Методическая работа    
Обсуждение плана работы по подготовке детей к школе сентябрь ст. воспитатель уч. нач. классов
Знакомство воспитателя с программой обучения и воспитания в 1 классе сентябрь воспитатели
Знакомство учителя с воспитательно-образовательной работой в дошкольной группе сентябрь уч. нач. классов
  Посещение воспитателями уроков в 1 классе. ноябрьь Воспитатели, уч. нач. классов
- Мониторинг успеваемости первоклассников – выпускников дошкольной группы.   декабрь   Воспитатели, уч. нач. классов
Посещение учителями начальных классов занятий в дошкольной группе: Цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений и навыков, творческих способностей детей дошкольной группы. Семинар- практикум : «Как слышать ребенка!».   март   воспитатели, учитель нач. кл.
  Семинар- практикум: «Составление маршрута первоклассника». апрель воспитатели, учитель начальных классов
Мониторинг готовности дошкольников к школьному обучению май старший воспитатель
Круглый стол для педагогов группы по результатам мониторинга «Готовность дошкольников к школьному обучению» сентябрь воспитатели, учитель нач. классов
Работа с родителями
Оформление родительского уголка на осеннюю тему. «Здравствуй осень золотая!» Газета с отчётом о проводимых мероприятиях в летний период. «Воспоминания о лете». Объявление о начале группового конкурса. «Осенний калейдоскоп» Консультация «Волевая и нравственная готовность к школе». сентябь воспитатели   родители
Папка – портфолио группы. «Физкульт-Ура!» Родительское собрание. «Готовим первоклассника». Папка-передвижка. «Скоро в школу!» Осенний праздник для детей и родителей. «Золотая Осень» Подведение итога внутригруппового конкурса «Осенний калейдоскоп» октябрь воспитатели , учителя нач. классов
Выставка детских рисунков ко Дню Матери. Изготовление сюрпризов для мам (сердечки). «Мамочка -наше солнышко!» Беседа с родителями «Ваш ребенок на пороге школы». Акция (Изготовление кормушек) «Птичья столовая» Украшение участка снежными постройками, гирляндами и игрушками, сделанными своими руками «Зимняя сказка» ноябрь воспитатели ,родители
Оформление родительского уголка на зимнюю тему. «Здравствуй гостья Зима!» Подготовка к Новогоднему празднику. Праздник. «Скоро Дед Мороз придет» Практические и познавательные рекомендации для родителей. (консультация) «Веселая и познавательная неделька в кругу семьи» Поздравительная газета «С Новым Годом!» декабрь воспитатели
Папка - передвижка. «Чем заняться в зимние праздники?» Родительское собрание в нетрадиционной форме. Игра «Что? Где? Когда?» Консультация. «Профилактика ОРЗ и Гиппа» январь воспитатели
Тематическая выставка детских рисунков. «Профессия моего папы». Пака - передвижка. «7 ошибок, которые мешают детям стать лидерами». Поздравительная фотогазета с интервью детей для пап. «С Днем Защитника Отечества» Спортивный праздник с участием пап. «Школа юного бойца» февраль воспитатели , родители
Оформление родительского уголка на весеннюю тему. «Весна- Красна в гости пришла» Тематическая выставка детских работ. «Цветы для мамы» Подготовка к празднику 8 Марта. Праздник. «Нашим любимым мамочкам скажем добрые слова» Поздравительная коллективная открытка . «С 8 мартом , дорогие женщины» Семинар- практикум для родителей. «Как слышать ребенка?» март воспитатели , учитель нач. классов.
Педагогическая гостиная. «Как помочь ребенку стать самостоятельным?» Тематическая выставка детских рисунков. «День космонавтики» Консультация. «Прививаем любовь к чтению». Родительское собрание. Видео - презентация. «Мы весь год трудились – вот чему мы научились» Семинар- практикум «Составление маршрута первоклассника». апрель воспитатели
Тематические консультации: «Что надо знать родителям о ребенке, который идет в школу?» «Что обязательно нужно делать с ребенком , чтобы воспоминания о детстве были яркими?» Папка – передвижка «День Победы!» Благодарности родителям. «Скажем спасибо!» Выпускной вечер. «До свидания . Детский сад!» май воспитатели , родители
Работа с детьми
Участие в международном конкурсе знатоков природы «Дети Ра». октябрь - ноябрь воспитатели
Экскурсии детей в школу: - знакомство со зданием школы; - знакомство с кабинетом (классом); - знакомство со школьной мастерской; - знакомство с физкультурным залом; - знакомство со школьной библиотекой. в течение года воспитатели, учителя нач. классов
Участие в интеллектуальном международном конкурсе «Квадро-Академия» март воспитатели
Работа «Школы будущего первоклассника» (при школе) Февраль-апрель учителя нач. классов
«Прощай, любимый детский сад! Здравствуй, здравствуй, школа!» май воспитатели, музыкальный руководитель
           

Наши рекомендации