Бурак, диван, лава, мина, панама, тур.

3. Новелла, голубец, глупыш, овсянка, око, парадокс.

.,

Задание 33

Определите значения данных омонимов (омофонов и омо­графов), составьте с ними словосочетания.

1. Компания — кампания.

2. Колос — колосс.

3. Адаптировать — адоптировать.

Задание 34

Найдите в приведенных примерах слова, имеющие омо­нимы; определите их вид и значение.

1. Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар (А. Пушкин).

Я к вам пишу, случайно, право.

Не знаю как и для чего (М. Лермонтов).

3. Свободы захотели?
А разве нет ее?

(И звучат не слишком бодро голоса: "Есть!)

ЕстьГ... (Евг. Евтушенко). А. Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо? (А. Пушкин).

Задание 35

Употребите следующие слова в контекстах и определите явление, которое они иллюстрируют.

1. Простой, стекло, напасть, три, течь.

Стать, сорок, вина, семью, дали.

Задание 36

Прочтите статью С. А. Пугача "Тавтология как средство выразительности". Ответьте на вопрос: в каких случаях тав­тология является речевым недостатком, в каких — средст­вом смысловой и эмоциональной выразительности?

Термин "тавтология" (греч. fauto- 'то же самое' и logos-'слово') давно вошел в широкое употребление, однако до сих пор понимается неоднозначно. Если, например, "Сло­варь лингвистических терминов" О. С. Ахмановой рассмат­ривает тавтологию только как неоправданную избыточность





бурак, диван, лава, мина, панама, тур. - student2.ru речи, то "Краткая литературная энциклопедия" и энцикло­педия "Русский язык" видят в тавтологии как проявление речевой избыточности, так и специальный прием вырази­тельности

...Ив устном, и в письменном изложении нередко встре­чаются излишние употребления, ничем не обогащающие ни мысли, ни чувства, например: В результате анализа получены новые результаты; Людитрудятс я с тру­довым подъемом; Это ему приснилось во сне; Книгу нужно возвратить обратно в библиотеку; В своей автобиографии он пишет (первая часть слова "авто-" как раз и обозначает "свой"); Продолжается процесс развития растений (в слове "развитие" уже заключена идея процесса); Посмотрите прейскурант цен (ино­язычное "прейскурант" — это и есть перечень цен). Такого рода повторения обусловлены речевой бедностью, незна­нием значения слова или невнимательностью.

И все-таки нет оснований для вывода, что тавтология как явление языка в принципе противоречит его природе и эстетическому вкусу человека. Она складывалась веками в речевой деятельности народа. Не случайно стали норма­тивными сочетания типа белое белье, черные чер­нила, информационное сообщение, реаль­ная действительность, в которых смысловая избы­точность уже не чувствуется.

Славянское, в том числе и русское, народное творчест­во изобилует тавтологическими формами речи: клич кликать, горе горевать, диво дивное, суе­та сует, видимо-невидимо, один-одинеше­нек, жить-поживать, грусть-тоска, поить-кормить. Они закрепились в качестве нормативных лек­сических единиц, смысловая избыточность которых ней­трализована их поэтичностью и экспрессивностью. Так воспринимаем мы, например, знакомый каждому с дет­ства типичный компонент речевого стиля сказок: "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делает-с я ". Многие из таких выражений стали устойчивыми рече­ниями, фразеологизмами, пословицами, поговорками: слыхом не слыхать; мал мала меньше; дружба дружбой, а служба службой.

Тавтология в языке писателей, публицистов, ораторов, как правило, обусловлена контекстом. Это не механиче­ское повторение, не простое дублирование уже выражен­ного понятия...

Существенный признак тавтологии — повторяемость слов для обозначения одного и того же понятия — обусловил ее объем и структурное разнообразие. Ядро тавтологии составляют однокоренные слова и разные грамматические формы одного и того же слова: думу думать, день-деньской. Характерны именные и глагольные сочетания с творительным падежом: туча тучей, ходить хо­дуном; с так называемым вторым именительным: закон есть закон; именные сочетания с тавтологическим эпи­тетом: дальняя даль, горе горькое. К этому яв­лению относятся и повторы: "Я остановился в гости­нице, где останавливаются все проезжие..." (Лер­монтов). Слова, составляющие тавтологию, нередко обозна­чают разные понятия, что приглушает тавтологичность: "Пахло свежестью, пахло ночными цветами, пахло чуть влажной землей" (Балашов).

Тавтология лежит в основе ряда стилистических фи­гур, то есть оборотов речи, предназначенных для уси­ления ее выразительности. Это— удвоение: "Еду, еду — следу нету" (загадка); анафора (единоначатие): "В думах моих я все земли прошел, все моря пере­плыл, в ду ма х моих я все грехи изведал..." (Горь­кий); эпифора (повторение конечных элементов выска­зывания): "Мне бы хотелось знать, отчего я титуляр­ный советник? Почему именно титулярный со­ветник?" (Гоголь); градация (последовательное усиление однородных признаков): "Мозг класса, дело клас-с а , слава класса" (Маяковский); обрамление (слово-расположение, создающее замкнутость высказывания): "...но собеседники все кур ил и и разговаривали, разговаривали и курили" (Л. Толстой).

Тавтология встречается в различных стилях речи, но осо­бенно часто в языке художественной литературы и публи­цистики, где ей принадлежат многообразные смысловые и эмоционально-экспрессивные функции. Отметим важней­шие из них:

— усиление смысловой значительности и убедительно­сти высказывания, выделение той или иной детали описа­ния: "Какая громадная, многовековая подготовительная ра­бота была нужна для того, чтобы выработать такие на вид простые приемы исследования..." (Вересаев);

— обозначение длительности или интенсивности дейст­вия: "Шли, шли, надо и про ночлег подумать" (Белов);

— подчеркивание или уточнение признака предмета:





бурак, диван, лава, мина, панама, тур. - student2.ru "...солнце садилось, когда я подъехал к Кисловодску, из­мученный на измученной лошади" (Лермонтов);

— обозначение большого количества или массы пред­метов: "И в ту же минуту по улицам курьеры, курье­ры, курьеры... можете представить себе тридцать пять тысяч одних курьеров" (Гоголь);

— привлечение внимания к произведениям, газетным статьям благодаря их названиям, заголовкам: "Д и во див­ное", "Когда беспокоит спокойствие";

— усиление эмоциональности, патетичности речи:
"Дымом дымится под тобою дорога, гремят мос­
ты" (Гоголь);

— создание каламбуров, вызывающих комическое впе­чатление: "П о звольте вам этого не позволить, — ска­зал Манилов с улыбкою" (Гоголь);

— средство связи частей текста в описаниях, рассужде­ниях, монологах, в публицистической и ораторской речи и одновременно выделение важного понятия или целой мыс­ли: "Положим, я вызову на дуэль,— продолжал про себя Алексей Александрович, и, живо представив себе ночь, которую он проведет после вызова, и пистолет, на него направленный, он содрогнулся и понял, что никогда он этого не сделает, — положим , я вызову его на дуэль. Положим , меня научат..." (Л. Толстой).

Итак, тавтология — сложное, противоречивое по содер­жанию и разнообразное по структуре явление. Роль ее в языке определяется принятым употреблением, необходи­мостью в контексте, а также индивидуальным вкусом и ма­стерством автора. Неоправданное повторение слов и форм — это недостаток, снижающий культуру устной и письменной речи, целенаправленное же повторение — средство смысловой и эмоциональной выразительности. ■

Задание 37

Найдите в художественной литературе примеры тавтоло­гии, имеющей разные смысловые и эмоционально-экспрес­сивные функции.

Задание 38

Определите стилистическую функцию тавтологических со­четаний.

1. Знать не знаю, ведать не ведаю (фолькл.). 2. Слу­жить бы рад, прислуживаться тошно (А. Грибоедов). 3. И устарела старина, и старым бредит новизна (А. Пушкин).

4. Вернулся он домой туча-тучей [М. Алексеев). 5. Я боль­ше всех удач и бед за то тебя любил, что пожелтелый белый свет с тобой белей белил (Б. Пастернак).

Задание 39

Найдите в текстах тавтологические сочетания, определите их смысловые и эмоционально-экспрессивные функции.

1. Грусть-тоска меня съедает;
Чудо чудное завесть

Мне б хотелось (А. Пушкин).

2. И царица у окна
Села ждать его одна.

Ждет-пождет с утра до ночи... (А. Пушкин).

3. Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Да дон (А. Пушкин).

4. Грое суток было слышно, как в дороге скучной,

долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток... (П. Антокольский).

5. Я жду... Соловьиное эхо
Несется с блестящей реки,
Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки.

Я жду... Темно-синее небо И в мелких и в крупных звездах, Я слышу биение сердца И трепет в руках и ногах.

Я жду... Вот повеяло с юга; Тепло мне стоять и идти; Звезда покатилась на запад... Прости, золотая, прости! (А. Фет).

6. ...в дымных тучках пурпур розы.
Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. (А. Фег).

7. Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад. Люди спят; одни лишь звезды к нам глядят (А. Фет).

8. Без вины виноватые (А. Островский).

9. И это нисколько не удивительно, а удивительно то,
что вы находите это удивительным (В. Белинский).

10. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся
еще необъятнее (Н. Гоголь).





бурак, диван, лава, мина, панама, тур. - student2.ru Задание 40

Укажите слова, ставшие причиной тавтологии, исправьте предложения.

1. Милая, добрая, отзывчивая — гак отзывались о ней все. 2. Автор "Слова о полку Игореве" считает, что сле­довать рассказам Бояна не следует. 3. Это свойство свой­ственно всем писателям. 4. Строительство школы не дол­жно замирать на мертвой точке. 5. Питательная маска подпитывает кожу. 6. Деятельность фирмы ставилась вы­ше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства. 7. Расширился бюджет цен­тра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах боль­ше участников.

Задание 41

Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения.

1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступи­тельной статье. 2. В институте разработаны новые^методи-ки и разработки по этой проблеме. 3. Больной был немед­ленно госпитализирован в больницу. 4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 5. До сих пор неизвестно, лто же творец этого уникального тво­рения. 6. Уже в начале его творческого пути писателя обоз­начились сильные и слабые стороны. 7. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 8. Ро­ман Пушкина "Евгений Онегин" является одним из самых сложных пушкинских произведений. 9. У нее были очень огромные глаза. 10. Президент фирмы призвал всех к со­вместному сотрудничеству. 11. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 12. Князья ("Слово о полку Игореве") не желали понять, что объединение их войск в единое войско необходимо.

Задание 42

Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточ­ные и не соответствуют языковой норме.

1. Информационное сообщение, вечерняя серенада,
травматическое повреждение, хронометраж времени, экс­
понаты выставки, народный фольклор, свободная вакан­
сия, прейскурант цен, для проформы.

2. Автобиография жизни, монументальный памятник, ми­
зерные мелочи, коллега по профессии, габаритные раз-

Наши рекомендации