Использование технических средств обучения в воспит детей с нар зрения (3).

Тифлотехника –это специализированная отрасль приборостроения, занимающаяся разработкой общих, и спец принципов конструирования и производства различных тифлотехнических средств, предназначенных для лиц с нарушением зрения.

Виды тифлотехники: 1. Учебная. 2. Производственная. 3. Культурно-бытовая.

Значение тифлотехники в жизни людей с нарушением зрения:

1) расширяет сферу применения труда слепых;

2) делает доступными целые профессии и отдельные производственные операции;

3) повышает производительность труда незрячих;

4) расширяет познавательные возможности;

5) облегчает быт и разнообразит досуг.

Тифлотехника дошк воспитания:

- Игрушки контрастной окраски, преимущественно в ярких тонах (для слабовидящих) ;

- Из материалов, повторяющих ощущение прикосновения к натуральному объекту (для слепых);

- Детали игрушки, существенные для познания, для слабовидящих выделены окраской, для слепых обязательно выделены рельефом или фактурой;

- Мозаика, лото, детское домино с рельефом (доска для игрф с бортиком);

- Звучащие игрушки (мячи и животные);

Тифлотехника школьного обучения:

- Учебники, напечатанные рельефным шрифтом для слепых, крупным шрифтом для слабовидящих;

- Линейки, часы, транспортир, карта, глобус;

- Рельефные изображения (чертежи, рисунки, карты, барельефы);

- Модели (прочные; все, что для зрячих выделено краской, то для слепых рельефом или фактурой);

- Макеты (должны создавать иллюзию осязательных восприятий; части сооружений выполнены из металла, камня, дерева; поверхности льда, травы при осязании должны вызывать у слепого ощущения восприятия прикосновения к натуральному предмету).

Приборы для письма и чтения:

- тетради в крупную и жирную клетку;

- прибор для письма по Брайлю;

- Грифель для письма по Брайлю (седло, шильце);

- колодка-шеститочие.

Тифлотехника быта:

- Сахарница, перечница, нож с дозатором; нитковдеватель. Бытовые говорящие часы, весы; яблоко- и яйцерезка; электрический измельчитель; дисплеи; телефоны; компьютерные программы

Приборы для ориентировки: трости, макеты, рельефные планы, ориентир (магнитная доска, где можно выстраивать различные макеты домов и т.д.).

Тифлотехника физкультуры и спорта:

- браслет с колокольчиком;

- звучащие мячи;

- звучащая и окрашенная планка (для прыжков в высоту);

- звуковой сигнал в конце скамейки или гимнастического бревна;

- звуковые мачки на протяжении всего пути при скоростном беге на лыжах, на коньках;

- мишень контрастного цвета или озвучена

Существует немало оптич-х средств, технич приспособлений машин и аппаратов, кот предназнач для слабовидящих и слепых.

К оптич средствам относят разного рода лупы (ручные, опорные, стационарные), монокуляры и бинокуряры, накладные оптические средства для слабовид, предназнач для чтения письма. Все эти средства м.б использованы для зрит работ на близком и далеком расстоянии.

Для восстановл неполноц зрения исп-ся разл приборы предназнач для разв остроты зрения, цветоразличения, бинокуляр зрения, фиксации взора.

64. Задачи, содержание и основные методы развития зрительного восприятия д с н.з. (3)
Задачи:
Формирование сенсорных эталонов
Формирование цветовосприятия
Формиров. Аналитичности зрит. Восприятия
Пространственная ориентировка(Восприятие удалённости, глубины, метрического пространства)
Методы: 1.медико-физиологич методики ( предполагают улучшение и нормализ физиологич ф-ий зрения)
- офтальмологические( лечебн мероприятия, зрит гимнастики, медикомент, аппаратн лечение)
- методика напр на вкл фактора осознан чел своих потенциальн возможностей в плвне видения( не рекоменд для детей до 5 лет)
-метод-а с исп электростимуляции кожной и разл отделов ГМ.
2. псих-фозиологические. ( на активизацию функционир зрит системы)
- дозирован ритмич стимул глаза для повыш его различит-ной способности.( с пом фотостимулятора)
-Наглядно-действенная (обеспеч усиление ориентир-исследотельской д-ти, формир связ «глаз-рука»( обводилки, дорисовки)
-наглядно-образная (на формирование умения производить когнитивн операц с образами, сравнение, классиф. Обобщ)
-наглядно-образная построенная для компьютерного использования ( на создание условий для развит перцептивных действ с информационными моделями. Для чтения плоско-печатн текста)
-Кино-проекционная( для развития конвергенции, бинокул зрения. Движ глаз)
3. псих-пед-кие
Организ окруж среды, соблюд требов к наглядн матер, проведение гимнастики для глаз, созд благопр фона эмоц сост,
-методика вкл пед меропр позволяющ обогащ зрит сенсорный опыт. ( на развитие способов воспр и оценки глубины простр, развит целенапр зрит-двиг корд на этой основе зрит контр и ориентир в простр.)
- общепед меропр напр на активиз познават д-ти во всех её проявлениях способств вкл произв и не произв зрит восприят в процессы отраж окруж.
4.пед методы ( описание дидакт матер способствуещего развитию зрит воспр)
Процесс обуч осущ в разл орг формах( кор занятия и т.д.). в содерж занят вкл изуч общедид тему, и отраж материал прогр по развит зрит воспр( прогр: Паксиной, Филичевой, Земцовой).
Темы кор занят по Плаксиной: формир предм д-ти, формир сенсорн эталон и спос обслед предмет, формир предм представл, развит предметности восприят, разв воспр глуб простр и спост восприят.

Наши рекомендации