Дидактические требования к уроку
Организационная чёткость проведения урока обеспечивается:
- рациональным использованием каждой минуты,
-правильной постановкой перед учащимися темы,
- правильной постановкой образовательной и воспитательной целей и конкретных задач урока. Последние требования выполняются, прежде всего, на основе хорошо продуманного тематического и поурочного планирования. В поурочном плане предусматривается тема и краткий план содержания, образовательная и воспитательная цели и задачи, оборудование, структурные элементы (этапы) урока, содержание и последовательность различных дидактических методов и приёмов учебной деятельности школьников и педагогического руководства ею со стороны учителя, средства обучения и способа их применения.
В поурочном плане предусматривается, как усваиваются фактические знания, раскрываются причинно-следственные и другие связи и отношения, определяются существенные признаки изучаемых явлений, формируются понятия, законы, закономерности, как излагаются знания в системе, различаются основные элементы системы и связи между ними. Если планируется усвоение учащимися навыков и умений, то предусматриваются способы их применения, пробное применение знаний в сочетании с объяснением правил, самостоятельное их применение в искусственно созданных ситуациях (стандартных условиях) – по образцу, инструкции, заданию, по алгоритму или алгоритмическим предписаниям – и, наконец, умение творчески применять усвоенные знания, навыки и умения в изменённых ситуациях
Психологические требования к уроку
К ним относятся:
Планирование усвоения знаний в готовом виде и процессе самостоятельного поиска
Учёт контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
Соотношение побуждения учащихся к деятельности(комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.)
Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока
Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся
Соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление
Определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности учащихся
Планирование урока в соответствии с индивидуальными возрастными особенностями учащихся
Проведение урока с учётом «сильных» и «слабых» учеников
Дифференцированный подход к «сильным» и «слабым» ученикам.
Гигиенические требования к уроку
температурный режим;
освещенность;
критические точки усвояемости.
Время | 1-4 мин. | 5-23 мин. | 23-34 мин. | 35-45 мин. |
Усвояемость | 60 % | 80 % | 45-60 % | 6 % 6% |
Кризисы внимания:
1 - на 14-18-ой минуте
2 - через 11-14 минут
3 - через 9-11 минут
4 - через 8-9 минут
обстановка и гигиенические условия в кабинете
Количество видов учебной деятельности (норма 4-7)
Количество видов преподавания (норма не менее 3-х)
Чередование видов преподавания (норма не позже через 10-15 минут)
Место и длительность применения ТСО(Технические средства обучения)
Чередование позы учащихся
Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке (норма: по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого)
Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ
Наличие мотивации
Психологический климат на уроке
Использование эмоциональных разрядок
Темп окончания урока
Этапы планирования урока
Разработка системы уроков по теме или разделу.
Определение задач и целей урока.
Определение оптимального объема учебного материала, расчленение на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей.
Разработка структуры урока, определение его типа и методов обучения.
Нахождение связей данного материала с другими дисциплинами и использование этих связей при изучении нового материала.
Планирование всех действий преподавателя и студентов на всех этапах урока.
Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, карточек, плакатов, схем, вспомогательной литературы).
Своевременная проверка оборудования для опытов и их предварительная постановка.
Планирование записей и зарисовок на доске.
Определение объема и форм самостоятельной работы на уроке.
Определение форм и методов контроля знаний студентов.
Определение формы подведения итогов на уроке.
Определение внеклассной работы по данной теме.