Дидактические требования к уроку

Организационная чёткость проведения урока обеспечивается:

- рациональным использованием каждой минуты,

-правильной постановкой перед учащимися темы,

- правильной постановкой образовательной и воспитательной целей и конкретных задач урока. Последние требования выполняются, прежде всего, на основе хорошо продуманного тематического и поурочного планирования. В поурочном плане предусматривается тема и краткий план содержания, образовательная и воспитательная цели и задачи, оборудование, структурные элементы (этапы) урока, содержание и последовательность различных дидактических методов и приёмов учебной деятельности школьников и педагогического руководства ею со стороны учителя, средства обучения и способа их применения.

В поурочном плане предусматривается, как усваиваются фактические знания, раскрываются причинно-следственные и другие связи и отношения, определяются существенные признаки изучаемых явлений, формируются понятия, законы, закономерности, как излагаются знания в системе, различаются основные элементы системы и связи между ними. Если планируется усвоение учащимися навыков и умений, то предусматриваются способы их применения, пробное применение знаний в сочетании с объяснением правил, самостоятельное их применение в искусственно созданных ситуациях (стандартных условиях) – по образцу, инструкции, заданию, по алгоритму или алгоритмическим предписаниям – и, наконец, умение творчески применять усвоенные знания, навыки и умения в изменённых ситуациях

Психологические требования к уроку

К ним относятся:

Планирование усвоения знаний в готовом виде и процессе самостоятельного поиска

Учёт контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

Соотношение побуждения учащихся к деятельности(комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.)

Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока

Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся

Соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление

Определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности учащихся

Планирование урока в соответствии с индивидуальными возрастными особенностями учащихся

Проведение урока с учётом «сильных» и «слабых» учеников

Дифференцированный подход к «сильным» и «слабым» ученикам.

Гигиенические требования к уроку

температурный режим;

освещенность;

критические точки усвояемости.

Время 1-4 мин. 5-23 мин. 23-34 мин. 35-45 мин.
Усвояемость 60 % 80 % 45-60 % 6 % 6%

Кризисы внимания:

1 - на 14-18-ой минуте

2 - через 11-14 минут

3 - через 9-11 минут

4 - через 8-9 минут

обстановка и гигиенические условия в кабинете

Количество видов учебной деятельности (норма 4-7)

Количество видов преподавания (норма не менее 3-х)

Чередование видов преподавания (норма не позже через 10-15 минут)

Место и длительность применения ТСО(Технические средства обучения)

Чередование позы учащихся

Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке (норма: по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого)

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ

Наличие мотивации

Психологический климат на уроке

Использование эмоциональных разрядок

Темп окончания урока

Этапы планирования урока

Разработка системы уроков по теме или разделу.

Определение задач и целей урока.

Определение оптимального объема учебного материала, расчленение на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей.

Разработка структуры урока, определение его типа и методов обучения.

Нахождение связей данного материала с другими дисциплинами и использование этих связей при изучении нового материала.

Планирование всех действий преподавателя и студентов на всех этапах урока.

Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, карточек, плакатов, схем, вспомогательной литературы).

Своевременная проверка оборудования для опытов и их предварительная постановка.

Планирование записей и зарисовок на доске.

Определение объема и форм самостоятельной работы на уроке.

Определение форм и методов контроля знаний студентов.

Определение формы подведения итогов на уроке.

Определение внеклассной работы по данной теме.

Наши рекомендации