Воспитательные системы школы, их особенности, компоненты, характеристика

ВСШ – это система взаимосвязанных компонентов, обеспечивающая эффективность работы школы и развития личности.

Принципы построения ВС школы:

1) Принцип природосообразности - мы должны строить нашу деятельность, учитывая половые и возрастные особенности детей.

2) Принцип культуросообразности - заключается в знакомстве детей с культурой, ис-вом, национальными традициями.

3) Принцип гуманности - любовь к ребёнку, развитие его творческого потенциала.

4) Личностно-ориентированное обучение – способствует становлению духовно-нравственных ценностей.

5) Педагогическое сотрудничество – взаимодействие взрослых и детей.

6) Принцип дифференциации – учитывается определённый темп, объём, формы и методы воспитания.

7) Принцип интеграции – связь с м/д дисциплинами.

8) Принцип системности.

9) Принцип комплексности.

ВСШ имеет сложную структуру и состоит из следующих компонентов:

1) Цели. В целях выражены исходные концепции, идеи развития школы.

Формирование у детей целостной картины мира

Формирование гражданского самосознания (у детей надо формировать чув-во гражданина, уважительное отношение к нации, культурным традициям).

Приобщение детей к общественным ценностям ( 1-й подход – религиозный – те в основу воспитания должны быть заложены религиозные ценности; 2-й подход – поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой; 3-й подход – основанный на общечеловечеких ценностях (семья, труд, знания, культура, отечество, земля –экологич проблемы, мир м/д народами

Формирование творческих способностей, творческой направленности как черты личности.

Фор-ие самосознания личности. Формир-ие своего собственного я.

2) Деятельность, обеспечивающая реализацию этой концепции. Деятельность ВС м б учебная, познавательная, игровая, трудовая (Макаренко).

3) Субъекты деятельности, реализующие данную концепцию. Субъектами деятельности являются и педагоги и школьники, в некоторых воспитательных системах – перагоги, школьники и родители. Они составляют единый педагогический коллектив. ВС построена на взаимодействии этих субъектов.

4) Отношения м/д субъектами деятельности. Отношения рождаются в процессе деятельности. Формируются деловые отношения (функциональные),отношения ответственности и зависимости, эмоционально-психические отношения (применяются косвенные формы взаимодействия), гуманистические отношения

Гуманистические отношения характеризуются доброжелательностью и оптимистичностью атмосферы, вера в силы и возможности каждого ребёнка, обеспечение защищённости каждой личности от оскорблений, унижений, создание благоприятных условий в коллективе.

5) Среда, освоенная субъектами деятельности. Внешняя среда – то что окружает школу (арх-рная, экологич среда). Внутренняя среда – микроколлектив класса, кот влияя ет на личность ученика. Воспитательная среда – содействует развитию гармоничной личности.

6) Управление этой воспитательной системы, которая обеспечивает интеграцию всех этих компонентов.

Заключается в выделении этапов, постановке целей и задач.

Управление м/б изнутри. Выделяются ведущие виды деятельности, ключевые дела, формы организации деятельности.

Извне. Создание условий д/реализации самих идей и формирование отношений

Управление саморазвитием

При авторитарной воспит системе – личность явл продуктом среды, общественные интересы выше личных. Отсюда жестокая дисциплина и послушание.

В гуманистической ВС – личность явл высшей ценностью, развивается индивидуальность личности.

Закономерности ВС школы:

Воспитательная система должна развиваться. Остановка в развитии есть смерть воспит системы

Процесс развития ВС противоречив, в нём всегда есть подъёмы и спады, борьба мнений, несовпадение т.з., следоватьльно требуется вносить коррективы.

ВОПРОС

Наши рекомендации