Понятие, сущность и основная идея игрового обучения

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного возраста игра – ведущий тип деятельности. Игровой мотив сохраняется и у младших школьников, он является ступенью к учебной мотивации.

Что же такое игра? В толковом словаре русского языка при­водятся следующие значения слова «Играть». Игра определяется, как «действие по глаголу играть»: «развлекаться, забавлять­ся... Проводить время в каком-либо занятии, служащим для развлечения, доставляющим удовлетворение, удовольствие одним только участием в нем... ».

Рассмотрим наиболее известные подходы к игре в историчес­ком аспекте. Одна из теорий — теория К. Грооса, который при­давал детской игре исключительно большое значение: «...у ре­бенка она составляет главное содержание его жизни». К. Гроос развивает свою теорию как теорию упражнений, считая, что у высших живых существ, особенно у человека, прирож­денные реакции являются недостаточно развитыми, поэто­му человеку дано особенно длинное детство для подготовки к жизни с помощью подражания привычкам, способностям старшего поколения.

Альтернативной позицией на теорию К. Грооса была теория игры Ф. Бойтендайка, который критиковал и возражал Гроосу. Его теория состояла в том, что инстинктивная деятельность не нуждается в упражнениях, что инстинкты созревают незави­симо от упражнений, которые он не считал игрой.

В исследованиях Д.Б. Эльконина отмечается, что К. Гроос в своей теории ответил на вопрос, зачем детеныши играют, а Ф. Бойтендайк — на вопрос, почему они играют. Тем самым эти подходы не исключают, а дополняют друг друга.

Следует отметить, что, начиная с 30-х годов ряд исследовате­лей: Й. Хейзинг, Ю. Левада и другие, создают культурологичес­кую концепцию игры, в которой игра рассматривается как важ­нейшая характеристика человека, как культурного существа.

Философский анализ игры в работах Х.-Г. Гадамера, И. Кан­та, Ф. Шиллера и др. рассматривается как изображение, а не как переживание. Игра своеобразна тем, считали они, что имеет границы изображаемого и реального.

Игра с позиции психологов имеет несколько другие концеп­ции. В. Штерн в своей теории игры принимает позицию К. Грооса (игра как упражнение), но, вместе с тем, рассматри­вает ее «со стороны сознания» и проявления в игре детской фантазии.

В теории игры К. Каффки, с точки зрения гештальт-психологии, игре отводится огромнейшее значение в детском мире ребенка. Мир ребенка, согласно Каффке, похож на мир «при­митивного человека», наделяющего живое и неживое мисти­ческими свойствами, но такое обращение с вещами характер­но только для детства. Становясь взрослым, человек обраща­ется с ними совершенно иначе. То, что для ребенка являлось полноправным миром, для взрослого становится игрой.

Особый вклад в изучение игры в конце XIX — начале XX века внес выдающийся русский педагог П.Ф. Каптерев. Его исследования особо актуальны сегодня, когда коренным обра­зом изменилось отношение к игре в процессе обучения детей. Автор отмечал, что в обучении ребенку чрезвычайно важно уметь сосредотачивать свое внимание на различных предме­тах. «Этому великому искусству учит игра. Для достижения этой цели нужно, чтобы не было противоположности между игрой и учением, чтобы учение не являлось чем-то чрезвычай­но сухим и отталкивающим по существу и по форме».

Особое внимание в умственном развитии детей П.Ф. Кап­терев уделяет развитию органов чувств. «Это постоянная наблюдательность, требуемая игрой, способствует развитию органов внешних чувств: глазомера, слуха, рук, ног; ни одно движение противной партии, даже ни одно ее намерение, не должны ускользнуть от наблюдательного глаза, от постоянно прислушивающегося уха и против всякой мины и атаки сей­час должны быть введены контрмины и атаки». Отсюда сле­дует отметить, что развитие чувств больше поддерживается играми, чем ученьем.

В 30-е годы в советской психологии исследованиями игры занимались М.Я. Басов, П.П. Блонский, но особый вклад в раз­работку теории детской игры внес Л.С. Выготский. Еще в 1933 году он впервые выделил ролевую игру, как ведущий вид дея­тельности дошкольника и вывел ряд отличий в игре детей ран­него и дошкольного возраста. Он отмечает, что игра дошколь­ника — это воображаемая, иллюзорная реализация нереали­зуемых желаний. Центральным моментом игры Л.С. Выготс­кий считает мнимую ситуацию, которая определяет сознание ребенка, т.е. ребенок действует не с вещами, а лишь с их значе­нием, и только в школьном возрасте осознает их как значение. По определению Л.С. Выготского игра «создает зону ближай­шего развития ребенка, в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя».

В книге Д.Б. Эльконина «Психология игры» автор опреде­ляет игру, как выделение неразложимых единиц, которые обладают свойствами целого. По его мнению, такими единицами являются роль, сюжет, содержание, игровое дей­ствие.

В последние годы проводились и проводятся исследования игры, связанные с ее педагогическим, терапевтическим ис­пользованием, как подготовкой к взрослой жизни. Авторы этих исследований: С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк, С.А. Шмаков, С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Г.Л. Лэндрет, Т.А. Куликова, Н.П. Флегонтова и др.

По мнению многих исследователей, игра имеет большое зна­чение в обучении, воспитании и психическом развитии детей. Она дает возможность робким, неуверенным в себе детям пре­одолеть свои комплексы и нерешительность.

Игру можно использовать для обучения абсолютно всему, и результаты часто бывают выше, чем при других видах учеб­ной работы.

В книге «Технология игры в обучении и развитии» авторов П.И. Пидкасистого и Ж.С. Хайдарова говорится: «Сегодня мало кого удивишь тем, что в передовых учебных центрах взрослые люди, студенты и школьники учатся уму-разуму, иг­рая, как малые дети, интересно и весело. И играют они не в жмурки-бирюльки, а в законы и формулы, в войну и мир, в большой и малый бизнес, словом — в жизнь»[7].

Таким образом, игра направлена на развитие обще-учебных умений и навыков; психического развития и самореализации со­стояния. Игра способствует созданию хорошего психологичес­кого климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости. Не менее важным фактом яв­ляется и то, что игра — это упражнение по формированию само­стоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создает равные условия в деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником.

Обучение в процессе игры или игровое обучение, весьма продуктивно. Это неоспоримо и подтверждено многими исследователями. Нет ни одного признанного отечественного и зарубежного педагога, который не отметил бы в речах и произведениях огромную роль игры в учении.

Игровые приемы обучения, предполагающие создание игровой ситуации, в ходе разрешения которой обучающиеся в увлекательной форме овладевают знаниями, умениями и навыками. Вид активного обучения, имитирующий определенные практические ситуации. Используется как универсальное средство в деле становления личности. Преподавание любой учебной дисциплины в начальной школе можно преобразовать в интенсивную и игровую форму обучения. Игровые методики преследуют цели интенсификации процесса обучения, поскольку во время игр, проводимых на высоком уровне эмоций, в развлекательной форме, с использованием неосознаваемых видов психической деятельности обеспечивается непроизвольное запоминание гораздо большего массива учебной информации, чем на обычных занятиях.

Игры создают разнообразие форм учебной деятельности, содержат элементы развлекательности, включают элементы психотренинга, рациональной работы с текстами, ролевой игры, приемы совершенствования, соревнования, генерации идей, творчества. Эта игровая система помогает выработать у обучающихся психологическую устойчивость и психологическую готовность к решению профессиональных задач в современных "штатных" и экстремальных условиях. Хорошая игра, которая увлекает, всегда чему-то учит, в любом хорошем учебном упражнении содержится элемент игры.

Отличительной чертой обучающих игр является сочетание повторения и неожиданности. Поэтому искусство организатора игр состоит в правильной дозировке повторения и неожиданности. Однако игра-это первым делом желание играть, и, хотя это желание может и не быть абсолютно мотивированным, оно все-таки в высшей степени индивидуально. Оно возникает у игрока, и никакие внешние влияния не могут гарантировать его появления.

Игры не ведут автоматически к учению. Если мы хотим обеспечить постоянную связь между игрой и учением в школе, то добиться этого можно лишь путем привнесения духа игры в школьную жизнь, а не просто использованием каких-то дидактических игр. Учитель, как организатор игры, должен открыть в себе источники собственного игрового начала и должен учить, внося в процесс обучения элементы игры.

Построение учебно-воспитательного процесса базируется на знании структуры учебной деятельности, других психологических особенностей, присущих младшему школьнику. Эти знания в основном заложены в учебных программах, они определяют методы и приемы обучения. Но поскольку они присутствуют там, в скрытом, неявном виде, учителю было бы полезно проследить, опору на какое психологическое явление предполагает тот или иной метод, какие изменения в учебной деятельности или личности ученика он должен повлечь за собой. Так, например, представления о видах учебных действий и их взаимосвязях приводят к использованию на определенных этапах материализованных форм-действий с различными схемами; представления о становлении и переносе приемов познавательной деятельности к их формированию на разном учебном материале и т. д.

От методики преподавания учителя зависит учебная деятельность учащихся. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к обучению, активность учеников на протяжении урока. Следовательно, нужно искать новые эффективные методы обучения, а также – методические приемы, которые, активизировали бы мысль учащихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса учащихся к предмету зависит от того, насколько умело будет построена учебная работа.

Важно позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм. Современным и признанным является метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Игра – это труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Во время игры дети очень внимательны и дисциплинированны. Включение в урок дидактических игр и игровых элементов делает процесс интересным и занимательным.

«Обучающая игра» — термин до некоторой степени патологичен. Игра и учение — единый умственный процесс, и педагог-профессионал всегда ведет урок в игровой атмос­фере.

Обучающие игры имеют ряд правил: они не должны содер­жать слишком много информации (даты, имена, правила, фор­мулы); не должны поучать, иначе они перестают быть играми; должны расширить мышление детей, поощрять инициативу; не должны создавать ситуацию зависимости от микрокомпь­ютера или видеомагнитофона; должно быть больше самостоя­тельности, воображения, творчества.

В каких же моментах обучающая игра в образовательном учреждении не только полезна, но и необходима? Во-первых, для активизации и формирования коммуникативных отношений, особенно в начале учебного года в установлении отношений «педагог – дети» и отношений меж­ду детьми; во-вторых, для преодоления порога познания, когда встречаются трудные темы, для их лучшего усвоения исполь­зуются обучающие игры (парадоксы, головоломки, игры на аналогию и т.д.), которые позволяют уйти от старых стереоти­пов и искать новые способы решения задач.

Учебные игры — это определенный объем информации или сообщение, которое в какой-то степени посягает на свободу играющих, где утрачивается развлекательность.

Характеризуя учебные игры, необходимо отметить следу­ющие особенности:

— педагог действует совместно с детьми в роли одной из играющих сторон;

— педагог находится в роли наблюдателя или болельщика;

— педагог участвует в игре в роли ведущего, арбитра, эксперта, консультанта.

Рассмотрим более подробно разные виды игр в обучении и воспитании.

В практике педагогов широко известно использование
проблемно-игровых ситуаций, цель которых — развитие у де­тей творческих способностей. Проблемно-игровые ситуации содействуют включению ребенка в творческую деятельность, развитию своего творческого начала, формированию у детей коммуникативно-оценочного отношения к творчеству.

Начало развитию творчества должно положить, прежде все­го, знакомство детей друг с другом. Например, проблемно-иг­ровая ситуация «Растущие цепочки». Дети садятся (становят­ся) в круг, один из играющих называет свое имя, сосед повто­ряет и называет свое. Каждый последующий повторяет пре­дыдущую цепочку и добавляет к ней свое звено. Подобный ва­риант проблемно-игровой ситуации может быть использован на занятиях по иностранному языку, например, для усвоения вопроса «What is your name? » (Как тебя зовут?) и ответа на него; в усвоении алфавита или других заданиях.

Игры на развитие мышления, речи, памяти и внимания
детей. Например, игра «Три слова». Педагог предлагает детям
три слова, не связанных между собой по смыслу. Цель: составить как можно больше предложений, включающих предла­гаемые слова. Условия игры: можно менять падежи, дополнять предложения другими словами. Варианты слов: книга, небо, цветок; двор, мяч, друзья; очки, сумка, велосипед и т.д.

Простой вариант ответа может быть таким: «В книге опи­саны небо и цветы». Оригинальный вариант: «О необыкновенных цветах и лазурном небе были стихи в этой книге». Игру можно усложнять и предлагать детям составлять не только предложения, но и целые рассказы.

Игры и упражнения на формирование умения выделить
основные, характерные признаки предметов, на сравнение и сопоставление их. Например, игра-упражнение «Сопоставление». Цель: выразить суждение об отношении свойств разных предметов. «Таня и Галя читали книги. Они начали читать одновременно и читали одинаково быстро. Таня прочитала больше книг, чем Галя.
Кто из них потратил больше времени?» (ответ: Таня).

Игры на обобщение предметов по определенным призна­кам. Например, назовите предметы по свойствам материалов: деревянные, пластмассовые; по форме: круглые и т.д.

Игры на развитие умений отличать реальные явления от нереальных. Например, «Кто летает?». Педагог спрашивает, а дети без пауз должны отвечать.

«Орел летает? — Летает! (поднимают руки); Воробей летает? — Летает!;

Змея летает? —

(Тот, кто ошибается — водит, задает вопросы).

Игры на развитие фонематического слуха и смекалки.
Например, «Невидимые слова».

Педагог в воздухе как бы прописывает простые слова, а дети должны суметь прочитать их и записать на своем листе, но так, чтобы другие не видели. Потом педагог оценивает результат.

Следует особо отметить, что в любой обучающей игре есть игровое действие. Оно имеет учебно-тренировочный характер и всегда повторяется и проверяется детьми. При разработке игры важно использовать такие игровые действия, которые потребуют от ребенка усвоения необходимой информации и выражения ее в заранее заданной вами информационно-логи­ческой схеме.

Использование игры в обучении и воспитании — это уже готовность к изменению мышления. Игра в учебно-воспита­тельном процессе одновременно является и формой, и мето­дом обучения — вполне самостоятельной категорией, расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, развивают находчивость, смекалку, побуждают интерес к различным областям науки, техники, искусства.

Технология игры

Рассматривая технологию игры как последовательную систему действий, следует отметить, что успех технологии игры во многом зависит от условий, в которых она проводится. Умение правильно выбрать игру столь же важно, как и умение ее провести. Технология проведения игр заключается в том, чтобы ребе­нок мог самовыразиться, самоутвердиться, познать себя и дру­гих, чтобы детям в игре было легко и уютно. Представим технологическую цепочку игры в следующих действиях:

1. Организация игрового пространства. Важна роль педагога, который организует игровую ситуацию. Умение пригласить в игру столько участников, сколько необходимо, объяснить сам про­цесс игры — все это требует от педагога высокого профессио­нализма. И все необходимое для проведения игры должно находиться у педагога под рукой, об этом следует своевременно позаботиться.

2. Рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное «Я». Организуя игру, важно; не должно быть элементов, связанных с рис­ком для здоровья детей; недопустимо унижать достоинства де­тей; игра должна соответствовать возрасту и особенностям де­тей; используемые в игре атрибуты должны быть гигиеничны, безопасны, удобны и эстетичны; каждая игра должна создавать эмоциональный настрой даже для проигравших детей.

3. Организация и проведение игры начинается с ее объяс­нения. Технология объяснения игры должна соответствовать ряду требований: ясность и четкость в изложении; эмоциональная выразительность и до­статочная громкость не зависимо от количества игроков; объяснение должно быть максимально показательным. Не следует начинать игру с ее названия или пере­сказа содержания, т.к. это снижает интерес к ней. Краткость изложения содержания игры и ее правил лучше дополнить наглядно – подкрепить показом. И желательно начинать объяснение игры со вступления, которое должно быть связано с темой занятия или игровой ситуации.

4. Правила игры ребята должны запомнить, осмысленно и точно действовать, ведь во многих играх есть своя тактика!

Не следует повторять одну и ту же игру много раз подряд. Игры, требующие большого физического напряжения, нужно чередовать с играми более спокойными.

5. Количество участников игры. Исключение составляет лишь массовая игра.

Приглашать в игру надо столько участников, сколько необ­ходимо для ее проведения. Обращаться следует к тем обучающимся, которые нужны в данный момент игры: мальчикам или девочкам.

Варианты приглашения в игру:

· предложить детям жетоны разного цвета: «Прошу подой­ти ко мне ребят, у которых только красные (зеленые, синие) жетоны»;

· использовать карточки с цифровым обозначением: «Приглашаю в центр класса ребят только с четными (не­четными) номерами; или у кого числа 5,10,15 и т.д.»;

· для всех учащихся задаются несколько вопросов или
загадок, достаточно сложных, чтобы исключить ответ хором.

Правильно ответивший учащийся становится участником игры. Примером может служить игра «Путешествие по стране сказок», где педагог спрашивает: «Ребята, вы любите сказки? Поднимите, по­жалуйста, руки, кто прочитал 10 сказок? А кто 30? А кто 100?». Сначала поднимают руки почти все дети, а в конце остаются всего несколько ребят. Тогда и приглашаются участники, которые подняли руки последними.

Участники игры сами могут соби­рать команду из тех, на кого надеются и кому симпатизируют или бросают детям мяч и оговаривают, кто его ловит: « Эти мячи ловят только мальчики (только девочки) и подходят ко мне» и т.д.

6. Диалог в процессе игры между педагогом и детьми. Если игра носит словесный характер, то педагог должен повторить ответ ребенка, независимо от того, правильный он или неправильный, например, в игре «Герои сказок» маль­чики называют сказочных героев, а девочки — сказочных ге­роинь. Педагог должен повторить за каждым ребенком имя на­званного им персонажа. В таком случае дети внимательно сле­дят за происходящим.

7. Темп игры важно регулировать, не допускать пауз, вести игру в хорошем настроении, с улыбкой.

8. Продолжительность игры зависит от интереса учащихся, времени и усвоения материала.

9. Поощрение участников игры словами: «спасибо», «молодцы», «умники», «умницы» и т. д., предложить ребятам поаплодировать участникам за удачное выполнение игрового задания или остроумный ответ, чтобы их подбодрить, и раздать призы.

10. Подведение итогов игры:

— если проводятся тематические игры, в которых участву­ют две или несколько команд, то для оценки конкурсов необходимо жюри. Слово жюри — это закон. Конкурсы могут оце­ниваться по балльной системе. У каждого члена жюри имеется своя табличка с баллами, которые они выставляют, затем подсчитывается средний бал или жюри ставит коллективную оцен­ку выступлений той или иной команды;

— другой формой оценки игры может быть жетонная сис­тема. Она удобна при учете активности личного участия игра­ющих, например, в викторинах, конкурсах, олим­пиадах и т.д., когда за правильный ответ участник игры полу­чает жетон. По окончании игры победителем является участник, набравший наибольшее количество жетонов. Эта систе­ма необходима, когда в играх принимает участие весь класс;

— не менее значим и ритуал награждения победителей. В начале, желательно высказать несколько добрых слов в адрес проигравшей команды, которая заняла «почетное место», а за­тем награждать победителей. Награды не должны быть равно­ценными. Могут быть продуманы награды для активных болельщиков и зрителей в виде вымпела, значка, рисунка, игруш­ки и т.д.

Каждая игра может варьироваться в нужном для педагога направлении. В этом деле, как и во всяком другом, необходима творческая инициатива, и она поможет учителю преодолеть все трудности[8].

Необходимо отметить ряд требований к педагогу, организующему детские игры в учебно-воспитательном процессе. В первую очередь — это эстетика его внешнего вида; особые требования предъявляются к его культуре речи, выразительным средствам языка, эмоциональности. Доброжелательное отношение, внимание к каждому ребенку и коллективу учащихся класса, добросовестная подготовка к использованию игровых технологий в учебно-воспитательном процессе — все это, бесспорно, влияет на качество обучения младших школьников.

Ролевая игра

Теоретическая основа главной идеи ролевой игры – «человек как автор ситуации» – была разработана Якобом Леви Морено (1889–1974), австрийским социологом и психиатром.

В 20-е годы XX века Морено проводил эксперименты в Австрии, а затем в США. Морено попробовал помочь взрослым людям выйти из жизненного кризиса тем способом, который он подсмотрел в детских играх. Он основал «театр спонтанности», где роли не расписываются и не заучиваются заранее, а актеры реагируют спонтанно. Ученики импровизировали на тему, данную учителем. Эта практика дала рождение новому методу – «живая газета», где предлагалось обыграть различные факты, опубликованные в газетах. Затем, превосходя рамки собственно театра, спонтанная ролевая игра была использована Морено как метод индивидуальной групповой психотерапии, названный психодрамой [Морено 2001].

Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является непродуктивной. Кроме того, это особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром (воссоздающая реальную деятельность или отношения в ней), явную (сюжетная игра) или скрытую (игра с правилами).

Творческие или сюжетно-ролевые игры создаются самими детьми. Они различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации – разыгрывание сказок и рассказов).

Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы: подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх – без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других – иные.

Иногда игры соотносят с материалом.

1.Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.

2.Настольно-печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

3.Словесные игры наиболее сложны. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

Требования к дидактическим играм:

1.Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

2.В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи[9].

Итак, игра выявляет отношение обучающегося к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Обучающимся нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, классе, в жизни.

Наши рекомендации