История развития психологии

Психология — достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в. Но и в третьем тысячелетии является чрезвычайно перспективной, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.

Историю развития психологии можно условно разделить на четыре этапа, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Этапы развития психологии

I этап   более 2 тыс. лет назад Психология как наука о душе.   В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Демокрит (материалистическая позиция) считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. Платон (идеалистическая позиция) мыслил, что душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.
II этап   XVII в. - XVIII в.   Психология как наука о психике и сознании. Связано с развитием Европе естественных наук. Сознание – это способность думать, чувствовать, желать. Главный метод П.- наблюдение. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Дж. Локк, утверждая, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики. П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.
III этап   XIX в. – первая половина XX в. Психология как наука о поведении. Главная задача П.- наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поступки, поведение, реакции и т.д. Мотивация не учитывалась.   Большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований их психики. В начале XX в. Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека. Однако главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.
IV этап   с середины XX в. – по настоящее время   Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения. Психология развилась в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества. Зарубежная психологическая наука придерживается различных подходов к осмыслению психики человека: психоаналитического (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.); бихевиористского (Д. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.); когнитивистского (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.); гуманистического (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс) и др. Отечественная психологическая наука следующих:

1.3 Психика и организм. Структура психики.
Основные функции психики.
Развитие психики в фило - и онтогенезе

В самом общем виде психика — это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми. Она существует благодаря способности головного мозга человека и животных отражать воздействия предметов и явлений окружающей действительности.

Согласно методологии психологической науки психика (психическое) выполняетопределенные функции: отражения воздействий окружающей действительности, регуляции поведения и деятельности людей, осознания ими своего места в окружающем мире.

1. Отражение воздействий окружающей действительности. Психическое отражение действительности имеет своей особенности:

¨ это не мертвое, зеркальное, одностороннее отражение на процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия;

¨ при психическом отражении объективной действительности, в ходе которого любое внешнее воздействие (т.е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенность психики, через конкретные состояния человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях);

¨ психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности (возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).

Субъективность психического отражения, характерно для человека, активное преобразование отражаемого и ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира. В реальной жизни человек с помощью психики, отражая воздействия реальной действительности, фиксирует и осмысливает их, формируются в своем сознании реальную картину мира, в соответствии с которой он и действует.

2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления психики.

3. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя: как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных характеристик в тоже время помогает ему приспосабливаться к другим людям, цивильно строить общение и взаимодействие с ними, дожигать общих целей в совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом.

Онтогенез или индивидуальное развитие организма, делится на два периода: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения). Первый продолжается от момента зачатия и формирования зиготы до рождения; второй — от момента рождения и до смерти.

Материальной основой психического выступает головной мозг.

Нервная система человека– совокупность образований: рецепторы, нервы, ганглии, мозг. Осуществляет восприятие действующих на организм раздражителей, проведение и обработку возникающего при этом возбуждения, формирование ответных приспособительных реакций. Регулирует и координирует все функции организма в его взаимодействии с внешней средой.

Нервная система человека (как и у позвоночных животных) делится на центральную и периферическую.

В тесном взаимодействии с ними находятся и так называемые вегетативная и телесная нервные системы.

Центральная нервная система (головной и спинной мозг) — совокупность нервных образований в коре головного мозга, двигательных центрах ствола мозга, мозжечка и спинного мозга. Ее функции — координация и регуляция всей психической деятельности.

Периферическая нервная система — нервные волокна (нервы), нервные узлы и сплетения, чувствительные нервные окончания, соединяющие рецепторы, мышцы со спинным и головным мозгом. 12 пар нервов отходят непосредственно от головного мозга (глазодвигательный, лицевой, слуховой, зрительный и др.) и носят название черепно-мозговых.

В состав каждого периферического нерва входят нервные волокна, состоящие из отростков нервных клеток, передающих импульсы с периферии от воспринимающих концевых чувствительных образований (рецепторов) в центральную нервную систему. Их называют афферентные или чувствительные волокна нерва. По двигательным нервным волокнам распространяются импульсы, направляющиеся от центральной нервной системы ко всем органам и тканям. Это двигательные волокна нерва или эфферентные. Функции периферической нервной системы заключаются в передаче раздражений внешней среды в центральную нервную систему и ответных команд из последней.

Телесная (соматическая) нервная система включает в себя центральную и периферическую нервные системы.

Вегетативная (автономная, висцеральная) нервная система автономна и регулирует деятельность пищеварительного тракта (отделение соков железами пищеварительных органов, продвижение пищи по пищеварительному каналу и др.), кровообращения (сужение и расширение кровеносных сосудов), слезных и потовых желез и желез внутренней секреции, а также других органов. Она играет важную роль в эмоциональных реакциях и разделяется на две части: симпатическую и парасимпатическую, соотношение между которыми очень сложное; некоторые их элементы связаны между собой антагонистически.

Кроме того, в деятельности нервной системы играет большую роль функциональная организация головного мозга, включающая в себя три блока.

1.Энергетический блок поддерживает тонус, необходимый для нормальной работы нервной системы. Расположен в верхних отделах мозгового ствола.

2.Блок приема, переработки и хранения информации включает в себя задние отделы обоих полушарий головного мозга, теменные, затылочные и височные отделы коры.

3.Блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль деятельности нервной системы. Расположен в лобных отделах коры головного мозга (см. Рисунок 1).

история развития психологии - student2.ru

Рисунок 1. Строение нервной системы человека

Нейрон (от др.-греч. νεῦρον — волокно, нерв) — это структурно-функциональная единица нервной системы. Эта клетка имеет сложное строение, высокоспециализированная и по структуре содержит ядро, тело клетки и отростки. В организме человека насчитывается более ста миллиардов нейронов.

Нейрон принимает сигналы от рецепторов и других нейронов, перерабатывает их и в форме нервных импульсов передает к эффекторным (центростремительным) нервным окончаниям. (Когда этих сигналов нет, он находится в состоянии покоя. В нейроне, находящемся в состоянии покоя, протекают электрохимические процессы, обеспечивающие равновесие между нейроном и внешней средой.)

Возбуждение — процесс высвобождения собственной энергии нейроном в ответ на раздражение, ведущий к генерализации потенциалов действия и распространению импульсной активности в нервной системе. В нейроне, находящемся в состоянии возбуждения, нарушается равновесие внутренних электрохимических процессов, что приводит к его активному ответу на воздействия внешней среды.

Передача возбуждения от нейрона к нейрону осуществляется с помощью двух механизмов:

1) индукционного, влиянием электрических полей возбужденных нервных клеток на соседние;

2) передачей возбуждения нервных клеток через определенные соединения синапсов.

Распространение возбуждения происходит диффузно (рассыпается во все стороны) или направленно в зависимости от состояния окружающих нейронов.

Торможение— активный процесс, в результате которого возбуждение нейрона прекращается или затрудняется его возникновение.Он проявляется в ослаблении или прекращении деятельности, специфической для данной системы организма. В нейроне, находящемся в состоянии торможения, как правило, начинается восстановление равновесия происходящих в нем электрохимических процессов.

Возбуждение и торможение не ограничиваются тем пунктом нервной системы, в котором они возникли, а распространяются на другие участки и отделы нервной системы с тем, чтобы потом вернуться и сосредоточиться в месте первоначального возникновения. Кроме того, возникновение одного из процессов вызывает развитие другого. Очаг возбуждения, возникший в каком-либо пункте коры мозга, воздействуя на соседние его участки, вызывает там торможение. Может быть и так, что возникшее в одном очаге нервной системы возбуждение переходит затем в торможение.

Процессы возбуждения и торможения протекают и функционируют в соответствии со своими определенными особенностями и закономерностями, которые необходимо знать и учитывать.

Иррадиация представляет собой способность нервных процессов возбуждения и торможения распространяться в центральной нервной системе от одного ее элемента (участка) к другому. Иррадиация возбуждения, согласно исследованиям И.П. Павлова, лежит в основе генерализации условного рефлекса и зависит от интенсивности раздражения.

Доминанта — временно господствующий очаг возбуждения, подчиняющий себе в данный момент деятельность нервных центров, направляющий ее и определяющий характер ответной реакции. Как показали исследования П.К. Анохина, иррадиация торможения является следствием проявления доминантности отрицательных воздействий внешней среды и их тормозящего действия на другие реакции.

Концентрация — это способность процессов возбуждения? и торможения возвращаться (после иррадиации) к исходному очагу (участку), где сила возбуждения или торможения была наивысшей, а поэтому и сохранение их следов наиболее устойчиво. Концентрация лежит в основе механизмов различения условных стимулов, специализации условно-рефлекторных реакций.

Иррадиация и концентрация возбуждения и торможения зависят от силы раздражителя и вызываемых ими нервны процессов, общего состояния коры головного мозга, а так же от уравновешенности процессов возбуждения и торможения.

Индукция нервных процессов — возбуждающее влияние одного процесса на другой как в периферии от пункта данного процесса, так и в том месте по прекращении раздражения, вызывающего непосредственно тот или иной процесс. Это влияние взаимное, реципрокное: процесс раздражения ведет к усилению торможения — к усиленному раздражению.

Когда в коре головного мозга возникает и стабилизируется очаг возбуждения или торможения, меняется состояние не только тех клеток, которые охвачены ими, но и соседних. В последних возникает противоположный процесс. Эта разновидность индукции называется одновременной, или пространственной. Другая ее разновидность — последовательная (временная) индукция. После исчезновения возбуждения в какой-то части головного мозга в ней развивается торможение, и наоборот. Индукция также может быть отрицательной.

Наиболее сложной формой аналитико-синтетической деятельности мозговой коры является выработка динамического стереотипа Точная повторяемость системы одновременных и последовательных, положительных и отрицательных раздражителей, действующих на организм из внешнего мира, называется стереотипностью. При этом системность состоит в многократном повторении комплекса раздражителей, каждый из которых вызывает условный рефлекс определённой силы. Значит, на одни и те же повторяющиеся раздражители, организм отвечает однообразной («заученной»), прочно установившейся, уравновешенной системой реакций и состояний. Эта системность, или порядок, явлений внешнего мира запечатлевается в деятельности коры в виде динамического стереотипа, то есть единого функционального комплекса, в котором действие одного раздражителя зависит от более или менее постоянно повторяющейся обстановки и последовательности в ряду других агентов.Привычки, навыки, так называемая машинность и механичность в работе, являются не чем иным, как хорошо закреплёнными системами условных рефлексов, связанных с динамическим стереотипом коры головного мозга.

Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует больших усилий в протекании корковой деятельности, многие действия при этом становятся автоматическими.

Выработка стереотипа поведения является основой воспитания и поведения, а перевоспитание осуществляется путём ломки старого, сложившегося стереотипа и строительства нового, что, конечно же, осуществляется и сложнее, и дольше. Особенно трудно поддаются переделке стереотипы, возникшие в раннем детстве. Процесс ломки старого и выработки нового стереотипа протекает тем легче, чем естественнее используемые приёмы и методики, чем меньше грубости и насилия допускается в отношении воспитуемого и обучаемого.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Охарактеризуйте психологию как науку.

2. Какие задачи решает психология при исследовании и анализе феноменов, которые она изучает?

3. В чем различия «житейской» и «научной» психологии?

4. Опишите взаимосвязи психологии с другими науками.

5. Раскройте этапы, которые прошла в своем развитии психологическая наука.

6. Каковы функции психики.

7. В чем отличие подходов к пониманию и осмыслению психики в российской и зарубежной науке?

Наши рекомендации