Исследование умения ощущать разницу в направлении воздушной струи.
1 балл- смог вдохнуть и выдохнуть только ртом.
2 балла-совершил вдох и выдох только носом и /или только ртом.
3 балла- справился с заданием.
Уточнение состояния фонематического слуха.
1 балл- не смог издать не одного звука.
2 балла- справился с половиной задания.
3 балла- задание выполнено без ошибок.
Исследование звукопроизношения.
1 балл- ребёнок не справился с заданием.
2 балла- справился с половиной задания.
3 балла- задание выполнено без ошибок.
Выявление умения удерживать язык у верхних зубов в форме чашки.
1 балл-ребёнок не справился с заданием.
2 балла- справился с трудом не с первой попытки.
3 балла- задание выполнено без ошибок.
5) Определение достаточно ли подвижны губы и щеки у ребёнка.
1 балл- не справился с заданием.
2 балла- ребёнок справился но не смог выполнять задание в течение положенного времени.
3 балла- справился с заданием.
На основном этапе было проведено диагностическое исследование для выявления детей с диагнозом Ринолалия , с помощью методик , подобранных на подготовительном этапе.
В ходе оценки результатов проведённого обследования по полученным показателям были получены следующие данные ,которые представлены в таблице (приложение 2).
Учитывая ,что диагностический комплекс состоял из 5 блоков заданий , мною была разработана следующая шкала для выявления детей с диагнозом Ринолалия в зависимости от количества набранных баллов:
0-5 баллов –значительное недоразвитие речевого аппарата ( первый уровень ОНР)
5-10 баллов – незначительное недоразвитие речевого аппарата ( второй уровень ОНР)
10-15 баллов – уровень развития речевого аппарата соответствует возрастной норме.
На заключительном этапе, после проведения диагностического обследования выявления детей с диагнозом Ринолалия, проводилась оценка полученных данных.
Проанализировав результаты исследования и проведя необходимые расчеты , было выявлено, что у ребёнка незначительное недоразвитие речевого аппарата ( второй уровень ОНР. Ринолалия) .
В результате диагностического исследования ребёнка с диагнозом Ринолалия было выявлено, что :
1. Испытуемый не умеет ощущать разницу в направлении воздушной струи;
2. Состояние фонематического слуха недостаточно развито;
3. Звукопроизношение не соответствует возрастной норме;
4. Удерживать язык у верхних зубов в форме чашки вызывает затруднение у ребёнка.
5. Губы и щеки недостаточно подвижны.
Вывод по главе 2.1
Таким образом, в результате использования специально разработанных диагностических заданий на базе МДОУ детского сада №71 «Незабудка» г. Тамбова было проведено исследование для выявления ребёнка с диагнозом, Ринолалия. Для исследования мы взяли 1 ребёнка .Результаты эксперимента показывают ,что ребёнок вступает в контакт со взрослыми и детьми, но проявляет скованность в общении. Знает и называет своё имя, затрудняется назвать родственные связи. Имеет элементарный объём знаний об окружающем мире. Смысл в сюжетных картинах и текстах понимает с помощью взрослого. Определяет, называет основные цвета. Возникает затруднения в определении формы и величины. Так же имеются трудности в определении и называние времён года и частей суток. Определяет правую и левую руки, сторону, различает понятия: «впереди-сзади», «вверху-внизу». Неустойчивая концентрация внимания. С трудом запоминает, воспроизводит не точно. Процесс анализа и синтеза нарушен. Смысл пословиц и загадок не понимает. Не устанавливает причинно-следственные связи. Нарушение фонематического слуха. Ошибки в словообразовании и словоизменении. Словарный запас ограничен. Не читает. Владеет прямы счётом до 10-ти. Задания принимает. Но не доводит начатое дело до конца. Испытывает затруднения при переключении на новый вид деятельности. Эмоциональный смысл картин и текста улавливает. Работоспособность снижена.
В результате использования специально разработанных диагностических заданий, заполнения речевой карты и изучения заключений врачей, мы выяснили, что ребёнок имеет логопедическое заключение ОНР (II уровень ,Ринолалия ).