Глава 4. Современные теории, тенденции и системы
Сурдопедагогика
Под редакцией профессора Е.Г. Речицкой
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника
для студентов высших педагогических
учебных заведений, обучающихся по специальности
031600 «Сурдопедагогика»
Москва
УДК 376.3(075.8) ББК 74.3я73 С90
Авторы:
И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова, М.А. Зыкова, Ю.А. Костенкова, Е.П. Кузьмичева, В.В. Линьков, Е.Ю. Малеванов,
Л.П. Носкова, Е.В. Пархалина, Л.А. Плуталова,
Н.В. Покровский, Е.Г. Речицкая, И.В. Речицкий, Л.И. Руленкова,
И.Л. Соловьева, К.И. Туджанова, Л.А. Черкасова, Е.З. Яхнина
Рецензенты: декан дефектологического факультета МПГУ,
профессор Б.П. Пузанов, зав. кафедрой сурдопедагогики МГОПУ
им. М.А. Шолохова,
доцент Е.А. Малхасьян,
профессор кафедры педагогики МПГУ Н.Н. Рощина
Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. С90 заведений / [И.Г. Багрова и др.]; под ред. Е.Г. Речицкой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 655 с. — (Коррекционная педагогика).
ISBN 5-691-01320-3.
Агентство CIP РГБ.
В учебнике представлены современные системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, изложены общие теоретические основы развивающего личностно ориентированного образования лиц с нарушениями слуха, дидактика специального образования глухих и слабослышащих детей, описаны современные образовательные тенденции в обучении детей с проблемами слуха. Издание адресовано студентам педагогических вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика», а также всем, кто работает с детьми, имеющими нарушения слуха.
УДК 376.3(075.8) ББК 74.3я73
© Коллектив авторов, 2004
© Речицкая Е.Г., научное редактирование, 2004
© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004
© Серия «Коррекционная педагогика» и серийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004
© Макет. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004
ISBN 5-691-01320-3
Оглавление
От научного редактора…………………………………..………….…………9
Раздел I. Общие основы сурдопедагогики…..….……………………………..
Глава 1. Сурдопедагогика как наука…………………………………... …….
Объект, субъект, предмет сурдопедагогики (В.В. Линьков)…………………12
Цели и задачи сурдопедагогики (В.В. Линьков)………………………………27
Взаимосвязь сурдопедагогики с другими отраслями знаний (Е.Ю. Малеванов)………………………………………………………………………… ……41
Методы исследования в сурдопедагогике (Е.Г. Речицкая)……… ……….….44
Личностные и профессионально значимые качества сурдопедагога
(Е.Г. Речицкая)………………………….……………………………………….49
Глава 2. История развития сурдопедагогики(Н.В. Покровский)…………..
Основные этапы развития зарубежной сурдопедагогики. ………………......66
Развитие российской сурдопедагогики………………………………………..74
Глава 3. Психолого-педагогическая характеристика детей
с нарушениями слуха………………………………………………….………..
Особенности психического развития детей и подростков с нарушениями слуха (Т.Г. Богданова) .............................................................................................. 85
Классификация детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая, Е.З. Яхнина)………………………………………………………………………………..101
Диагностика нарушений слуха (И.В. Речицкий)……………………………..109
Глава 4. Современные теории, тенденции и системы
обучения и воспитания детей с нарушениями слуха…………………………
Современные теории обучения (Е.Г. Речицкая) ……………………………..121
Современные тенденции обучения детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)……………………………………................................ ……………..…….138
Личностно-деятельностный подход в современной сурдопедагогике
(Е.Г. Речицкая)………………………………………………………………….141
Проблема интеграции в сурдопедагогике (Е.Г. Речицкая)………………….154
Билингвистическая система обучения глухих (Е.Г. Речицкая)……………. 167
Верботональная система обучения детей с нарушениями слуха
(ЛМ. Руленкова, Е.З. Яхнина) .................................................................171
Штайнеровская педагогика и возможности ее использования в обучении детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)...……..……………….182
Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха
(Л.Л. Плуталова)……...………………………………………………………194
Раздел II. Современная система воспитания и образования детей с нарушениями слуха ……………………………………………………….........
Глава 1. Воспитание детей с нарушениями слуха ……………………..……
Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) ……………………………………………………………………..207
Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания
(ЕЛ. Большакова)…………………………………………………………….215
Содержание, формы и методы воспитания (Е Л. Большакова)……….220
Содержание и организация жизни и деятельности детей с недостатками слуха в интернате (Е.Г. Речицкая, К.И. Туджанова)………………..…236
Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха
(Е.В. Пархалина) ………………………………………………………………252