Глава 4. Современные теории, тенденции и системы

Сурдопедагогика

Под редакцией профессора Е.Г. Речицкой

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших педагогических

учебных заведений, обучающихся по специальности

031600 «Сурдопедагогика»

Москва

УДК 376.3(075.8) ББК 74.3я73 С90

Авторы:

И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова, М.А. Зыкова, Ю.А. Костенкова, Е.П. Кузьмичева, В.В. Линьков, Е.Ю. Малеванов,

Л.П. Носкова, Е.В. Пархалина, Л.А. Плуталова,

Н.В. Покровский, Е.Г. Речицкая, И.В. Речицкий, Л.И. Руленкова,

И.Л. Соловьева, К.И. Туджанова, Л.А. Черкасова, Е.З. Яхнина

Рецензенты: декан дефектологического факультета МПГУ,

профессор Б.П. Пузанов, зав. кафедрой сурдопедагогики МГОПУ

им. М.А. Шолохова,

доцент Е.А. Малхасьян,

профессор кафедры педагогики МПГУ Н.Н. Рощина

Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. С90 заведений / [И.Г. Багрова и др.]; под ред. Е.Г. Речицкой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 655 с. — (Коррекционная педагогика).

ISBN 5-691-01320-3.

Агентство CIP РГБ.

В учебнике представлены современные системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, изложены общие теоретические основы развивающего личностно ориентирован­ного образования лиц с нарушениями слуха, дидактика специ­ального образования глухих и слабослышащих детей, описаны современные образовательные тенденции в обучении детей с проблемами слуха. Издание адресовано студентам педагоги­ческих вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедаго­гика», а также всем, кто работает с детьми, имеющими нару­шения слуха.

УДК 376.3(075.8) ББК 74.3я73

© Коллектив авторов, 2004

© Речицкая Е.Г., научное редактирование, 2004

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004

© Серия «Коррекционная педагогика» и се­рийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004

© Макет. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004

ISBN 5-691-01320-3

Оглавление

От научного редактора…………………………………..………….…………9

Раздел I. Общие основы сурдопедагогики…..….……………………………..

Глава 1. Сурдопедагогика как наука…………………………………... …….

Объект, субъект, предмет сурдопедагогики (В.В. Линьков)…………………12

Цели и задачи сурдопедагогики (В.В. Линьков)………………………………27

Взаимосвязь сурдопедагогики с другими отраслями знаний (Е.Ю. Малеванов)………………………………………………………………………… ……41

Методы исследования в сурдопедагогике (Е.Г. Речицкая)……… ……….….44

Личностные и профессионально значимые качества сурдопедагога

(Е.Г. Речицкая)………………………….……………………………………….49

Глава 2. История развития сурдопедагогики(Н.В. Покровский)…………..

Основные этапы развития зарубежной сурдопедагогики. ………………......66

Развитие российской сурдопедагогики………………………………………..74

Глава 3. Психолого-педагогическая характеристика детей

с нарушениями слуха………………………………………………….………..

Особенности психического развития детей и подростков с нарушениями слуха (Т.Г. Богданова) .............................................................................................. 85

Классификация детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая, Е.З. Яхнина)………………………………………………………………………………..101

Диагностика нарушений слуха (И.В. Речицкий)……………………………..109

Глава 4. Современные теории, тенденции и системы

обучения и воспитания детей с нарушениями слуха…………………………

Современные теории обучения (Е.Г. Речицкая) ……………………………..121

Современные тенденции обучения детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)……………………………………................................ ……………..…….138

Личностно-деятельностный подход в современной сурдопедагогике

(Е.Г. Речицкая)………………………………………………………………….141

Проблема интеграции в сурдопедагогике (Е.Г. Речицкая)………………….154

Билингвистическая система обучения глухих (Е.Г. Речицкая)……………. 167

Верботональная система обучения детей с нарушениями слуха

(ЛМ. Руленкова, Е.З. Яхнина) .................................................................171

Штайнеровская педагогика и возможности ее использования в обучении детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)...……..……………….182

Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха

(Л.Л. Плуталова)……...………………………………………………………194

Раздел II. Современная система воспитания и образования детей с нарушениями слуха ……………………………………………………….........

Глава 1. Воспитание детей с нарушениями слуха ……………………..……

Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) ……………………………………………………………………..207

Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания

(ЕЛ. Большакова)…………………………………………………………….215

Содержание, формы и методы воспитания (Е Л. Большакова)……….220

Содержание и организация жизни и деятельности детей с недостатками слуха в интернате (Е.Г. Речицкая, К.И. Туджанова)………………..…236

Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха

(Е.В. Пархалина) ………………………………………………………………252

Наши рекомендации