Глава 2. психолог и школа: проблемы подчинения

Вопросами построения взаимоотношений не исчерпывается круг проблем, которые возникают в связи с появлением в школе психолога у него самого и других участников школьной системы. Еще один момент, который мы считаем нужным затронуть, —



М. Битянова • •.

это проблемы административного и профессионального подчине­ния психолога. Сейчас, как известно читателю, этот вопрос реша­ется однозначно: все рычаги управления деятельностью психоло­га находятся в руках школьной администрации. И сегодня это многих не устраивает, по крайней мере, на официальном и на неофициальном уровне широко обсуждается вопрос о возможных путях изменения этой ситуации. Мы в данной книге хотели бы высказать свою точку зрения только по поводу одного аспекта проблемы — профессионального подчинения. Оно, на наш взгляд, должно выводится за рамки системы отношений психолога и ад­министрации и вообще за рамки школы. Психолог заключает со школой профессиональный контракт, он является ее сотрудни­ком, частью школьной системы, но вопросы его профессиональной деятельности, в том числе — ее оценки, используемых технологий, подходов, методического оснащения должны оставаться за компе­тентными «инстанциями». Кому же в профессиональном плане должен подчиняться школьный психолог? На сегодняшний день существуют два типа структур в народном образовании, которым могут быть переданы такие функции: методические отделы быв­ших РОНО и психологические центры того административного уровня, который непосредственно выходит на конкретные учреж­дения образования (муниципальные, районные, сельские, городс­кие и т. д.). Наверное, этот вопрос еще рано обсуждать в силу того, что система психологических центров в народном образова­нии еще только складывается даже в Москве, однако именно им, на наш взгляд, предпочтительнее передать функции профессио­нального управления школьными психологами. Центры могли бы осуществлять методическую поддержку, взять на себя просвеще­ние и профессиональное развитие психологов, даже функции груп­пы профессиональной поддержки, так как располагают соответ­ствующими специалистами. Они могут компетентно оценить эф­фективность их деятельности, предоставив результаты своей аналитической работы школам. Центр осуществлял бы курирова­ние школ с точки зрения осуществляемой в них психологической работы, помогал при поиске специалиста, составлении контракта. Принципиально важно следующее: школьные психологи, находясь в тесной связи с центром, знали бы, куда и как можно переадре­совать запрос, направить для оказания квалифицированной по­мощи. Методические отделы к сожалению не всегда могут компе­тентно осуществлять такие функции.

• • • Психолог в школе: проблемы взаимодействия

Нам представляется, что изменение в области профессио­нального подчинения принесло бы в конечном итоге пользу всем участникам ситуации: школьной администрации, психологу, психологическому центру, стало бы первой ступенькой в про­цессе создания единой системы психологической поддержки народного образования.

Наши рекомендации