Абилитация детей-инвалидов как социальная проблема.
Процесс социальной абилитации – это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.
Проблема абилитации детей и подростков с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом и в практическом отношении. Но, не смотря на это реабилитации детей – инвалидов все еще не являются предметом специального исследования.
В представлении Е.И. Холостовой – реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности [49]. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.
Современное понятие абилитации включает в себя комплекс социально- экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса.
По мнению Дементьевой Н.Ф. – реабилитация – процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на более полную компенсацию ограничения жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья, со стойким расстройством функций организма [15].
Абилитационная деятельность включает:
· Развитие духовных и физических способностей ребенка.
· Содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему.
· Обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам.
· Содействие в выполнении соответствующей деятельности, при невозможности получения прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной работы).
· Установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.
· Поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия.
· Облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни.
· Необходимость включения в процесс абилитации и адаптации не только детей, как пациентов, но и членов его ближайшего окружения.
В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2006г. № 1653 создано государственное учреждение "Центр социальной реабилитации инвалидов Фрунзенского района".
Целью создания Центра является социальная поддержка инвалидов. Его деятельность направлена на предоставление комплекса услуг по социально-психологической абилитации, медицинскому сопровождению, профессиональной ориентации, адаптивной физической культуре.
В центре реализуется методика формирования у детей с ограниченными возможностями умений и навыков. В задачи социального развития также входят:
· Умственное развитие детей.
· Формирование навыков правильного поведения.
· Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.
· Физическое воспитание.
· Самообслуживание.
· Бытовая ориентировка и социальная адаптация.
· Знания об умении одеваться в соответствии с ситуацией.
· Оформление жилых комнат, сервировка праздничного стола, правила приема гостей.
· Получение сведений о музыке, художественной литературе, живописи, кино и других видах искусства.
С целью побуждения к социальной активности, формирования способности к выбору жизненной позиции у детей-инвалидов, на базе центра социальной абилитации инвалидов Фрунзенского района, была реализована реабилитационная программа.
Цель абилитационной программы: создание условий для социальной адаптации «особых» детей в общество нормально развивающихся сверстников посредством развития их творческих и коммуникативных способностей в процессе овладения различными видами народных ремесел.
Задачи:
1. Обучить практическим навыкам по различным видам народных ремесел;
2. Обеспечить развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка;
3. Способствовать приобретению ребенком социального опыта.
Программой предусмотрен постепенный переход ребенка от индивидуальных занятий к деятельности в группе сверстников.
1. Включение «особого» ребенка в группу сверстников, где предоставлены равные права и возможности всем, независимо от особенностей развития и способностей. Взаимоотношения детей – инвалидов – мощнейший фактор социальной адаптации.
2. Тесное сотрудничество педагога с родителями. Родитель является активным субъектом образовательного процесса. Поэтому необходимо заинтересовать родителей увлечением ребёнка, сделать их своими единомышленниками. Наблюдая, как меняется их ребёнок от занятия к занятию, как растёт и совершенствуется его мастерство, родители начинают меньше его опекать, больше ему доверять, предоставлять больше самостоятельности.
3. Ключевая идея абилитации заключается в построении разумной перспективы будущей жизнедеятельности ребенка.
Дети с ограниченными возможностями – сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результатов их обучения и воспитания педагог ждет достаточно долго. С этими детьми труднее установить «обратную связь», чем с их нормально развивающими сверстниками. У «особых» детей чаще всего наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Поэтому приходится включать в образовательный и воспитательный процессы многообразие педагогических приемов и методов, как традиционных, так и не традиционных. В работе используются такие формы занятий:
· занятие – путешествие
· занятие – игра
· занятия с элементами психотерапии – рисования, сказки, музыки.
Занимаясь в объединении, дети знакомятся и осваивают практические навыки по народным ремеслам, таким как плетение, народная игрушка, лепка, вязание, вышивка, роспись. Обучение ребенка ремеслу способствует его мотивации к познанию и творчеству, дает возможность творческого самовыражения, а в перспективе, и возможность обеспечить средства к существованию.
Осваивая народные ремесла, дети развивают творческие и коммуникативные способности, нравственные качества личности, само выражаются и самосовершенствуются, некоторые из них определяются с выбором профессии. Занимаясь в объединении, дети находят себе друзей, они не чувствуют больше себя одинокими и беспомощными. Такие дети с желанием приходят заниматься любимым делом, принося радость себе и окружающим.
Кроме занятий творчеством в процессе занятий, дети совместно с родителями проводят общие мероприятия: праздники, экскурсии, походы, художественные мастерские, выставки.
Результативность кружковой работы во многом зависит от умения педагога поддерживать интерес ребенка к собственным достижениям и успехам и его товарищей через создание условий для демонстрации достижений каждого ребенка в форме участия в выставках, конкурсах, мероприятиях досугового плана. Особое внимание обращается на воспитание чувства гордости у ребят за достижения своих друзей.
В рамках программы педагог не только помогает овладеть основами народных ремесел, но и создает условия для формирования у ребёнка статуса здорового члена общества, снятия у него комплекса неполноценности через творческое самовыражение и доброжелательное общение со сверстниками и взрослыми.
Должна быть абилитирована собственная потенциальная активность ребенка. Эффективность абилитации определяется не мерой соответствия заранее заложенным эталоном «нормы», а становлением его способности к дальнейшей самореализации, саморазвитию.