VII. 3 класс (II год обучения)
Радостный мир православной культуры.
На 2 году обучения в соответствии с методологией отечественной педагогической школы, принципов христианской антропологии в определении этапов становления личности школьники начинают знакомиться с христианским православным пониманием духовности, как основы православной культуры.
В программе 2 года обучения продолжается разработка общих учебно-воспитательных задач курса :
- преподавание младшим школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для нашего народа культурных ценностей;
- воспитание детей как благочестивых граждан, обладающих добродетелями, осознающих духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении;
- передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» II ГОДА ОБУЧЕНИЯ (3 КЛАСС).
№п.п. | Тема занятия | К-во час. | Дата | Задачи | Прак.деят. |
1 четверть-8 часов | |||||
1. | Красота и радость в жизни людей. | - расширить знания по тематическому блоку «Сотворение мира» | |||
2. | Буквица славянская. История азбуки. | - дать понятие о церковнославянской азбуке; - активизировать нравственное чувство сопереживания; - актуализировать смысл Священной истории для современных школьников с целью их духовно-нравственного развития. | Раскрашивание славянских букв. | ||
3. | Праздники –радости сентября: Рождество Пресвятой Богородицы. | - воспитывать духовно-нравственную сторону личности. | Сочинить рассказ или нарисовать рисунок на тему «Доброе дело» | ||
4. | Православный храм – дом Божий. | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - повторить значение слов Бог, Богородица, Мария. | Игра «Зодчие» | ||
5. | О чем рассказывают иконы. | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - углубить понимание значений слов «благодать», «любовь». | Рисунки на темы: «Доброта», «Полет», «Хорошее настроение» | ||
6. | Радостный мир православной иконы. | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - раскрыть значение понятий: акафист, радость, собор, Образ Божий, царствие Небесное, всемилостивый, благодать. | Рисование буквы «В» в стиле русского орнамента | ||
7. | .Скорби и торжество в православной иконе. | - объяснить понятия: печаль и радость, крест, спаситель, скорбь, терпение, дух, богослужение. | Рисование в стиле русского орнамента буквы «Глаголь», рисование символа Креста. | ||
8. | Повторение. | - обобщить знания детей | Коллективная творческая работа | ||
2 четверть-8 часов | |||||
1. | Праздники-радости октября: Покров Пресвятой Богородицы. | -- расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение названия праздника: «Покров Пресвятой Богородицы» | Рисунок «Покров» | ||
2. | Радостные гимны Романа Сладкопевца. | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: добродетель-радость, грех, совесть, скорбь, покаяние, прощение, красота, кондак, икос, гимн. | Русский орнамент | ||
3. | Какими законами Бог сохранял красоту мира. | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: заповедь, Закон Божий. | Рисунки на темы: «Дочь фараона», «Синайский закон». | ||
4. | Синайское законодательство. | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: Заповеди Божии, ковчег, неопалимая Купина. Синай. | Рисование на темы стих. К.Фофанова «Неопалимая Купина». | ||
5. | История царя Давида. Псалтырь. | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: благочестие, грех, покаяние, спасение, радость, пророк. Псалтирь, псалом, Тропарь. | Нарисовать музыкальный инструмент псалтирь. | ||
6. | Введение во храм Пресвятой Богородицы. | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятия христианская радость. | Рисуем на тему «Введение во храм». | ||
7. | Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария? Что мы видим в православном храме | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: Рождество Христово, храм. | Рисуем на тему: «Храм». | ||
8. | Что мы видим в православном храме | - расширить знания о церковнославянской азбуке. | Творческая коллективная работа. | ||
3 четверть-10 часов | |||||
1. | Ветхозаветное пророчество о Христе. Рождество Христово. | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: Ветхий Завет, пророки, пророчества. | Рисование на темы: «Рождество Христово», «Новогодние радости». | ||
2. | Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона? | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: иконописный канон, Мир Небесный, мир земной. | Буквицы славянские «РХ», раскрашивание. | ||
3. | Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме. | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: сретение, божественная литургия. | Рисование орнамента. | ||
4. | Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются» | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: смирение, скромность, Иоанн. | Раскрашивание славянских букв. | ||
5. | Для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель. | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: фарисеи, гордость, смирение. | Рисование древа добродетелей. | ||
6. | Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека. | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: святой, благодать, смирение. | Рисунки на тему : «Чудесная дружба». | ||
7. | Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь. | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: заповеди блаженства, проповедь. | Рисунки на тему: «Счастье». | ||
8. | Радость послушания. Дети и родители. | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: послушание, радость, красота, счастье, непочтительность-несчастье. | Раскрашивание буквиц славянских. | ||
9. | « Небесное веселье». Христианские мученики. | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: мученик, священное предание, святцы, венцы, мудрость. | Раскрашивание буквы «М». | ||
10. | Радость православной веры. | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: умеренность, покаянный канон. | Творческая коллективная работа. | ||
4 четверть-8 часов | |||||
1. | О чем рассказывают создатели православной культуры? | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: религиозное искусство, христианство, православие, православные мастера, красный угол. | |||
2. | Благовестие спасения. | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: чудо воскрешения. | Раскрашивание буквы «И». | ||
3. | Воля Божия и воля человеческая. | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: апостолы, искушение, крестная жертва, искупление. | Рисование букв в стиле древнерусского орнамента. | ||
4. | Радость праведных. | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: Царство Небесное, праведники, христианская радость, притчи, чертог. | Рисование орнаментов славянских букв «К», «Ж». | ||
5. | Праздник праздников. Торжество торжеств. | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: пасхальная радость. Багряница. Терновый венец, благодарение. | |||
6. | Защита веры. Святые люди. | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: вознесение, сошествие Святого Духа, Андрей Первозванный. Благочестивый человек. | Раскрашивание буквиц заставных. | ||
7. | Доброта и милосердие христианина. | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: милосердие, ближний, милующее сердце, бескорыстие, служение, благотворение. | Раскрашивание буквиц заставных «М». | ||
8. | Какой он, христианин? | - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: рождение христианской Церкви, праведные, равноапостольные, мученики. | Коллективная творческая работа. |
Творческие работы и полезные дела детей. |
Конкурс поделок и рисунков по темам занятий, обобщения и выставки в конце каждой темы. |
Подготовка и участие в фестивалях, посвященных великим православным праздникам, посвященным Рождеству Христову и Светлому Воскресенью. |
Акция «Помоги ближнему» |
Изготовление подарков будущим первоклассникам |
Изготовление книжек-самоделок для малышей. |
Конкурс рисунков «Кто что любит делать» |
«Зимняя фантазия» - украсим наш двор. |
Экскурсии в храм. |
Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание детей, Основы православной культуры нашего народа» |
Выставка прикладного детского творчества «Добро спасет мир» (предметы стариной утвари, бабушкино рукоделие, современные изделия, выполненные детьми и их родителями в народном стиле). |
«За что я отвечаю?» - наполним «Шкатулку добрых дел» |
Выставка творческих работ детей «В семье единой». |
Участие в ярмарке творчества детских объединений «Добро спасет мир » |
Конкурс-выставка семейных работ «Папа, мама, я – православная семья» |
Мы все – дети Божьи. |
Акция «Кормушки для зимующих птиц» |
Праздник птиц. Конкурс «Лучший домик для птиц» |
Используемая литература.
1. Шевченко Л. Л. Концепция и программа учебного предмета «Основы православной культуры», Москва, 2002.
2. Учебно-методический комплект «Основы православной культуры», Шевченко Л. Л., Москва, 2002 (1, 2-й годы обучения).
Состав комплекта:
1) методическое пособие для учителя : программа, планы, разработки уроков);
2) наглядное пособие «Иллюстрации»;
3) музыкальное пособие «Звуковая палитра»;
4) учебное пособие для учащихся.
3. Горбачева Н. Евангельская история в рассказах о двунадесятых праздниках, Москва, 2008.
4. Шорыгина Т. А. Православные праздники для детей. Сценарии и беседы, Москва, 2001.