VII. 3 класс (II год обучения)

Радостный мир православной культуры.

На 2 году обучения в соответствии с методологией отечественной педагогической школы, принципов христианской антропологии в определении этапов становления личности школьники начинают знакомиться с христианским православным пониманием духовности, как основы православной культуры.

В программе 2 года обучения продолжается разработка общих учебно-воспитательных задач курса :

- преподавание младшим школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для нашего народа культурных ценностей;

- воспитание детей как благочестивых граждан, обладающих добродетелями, осознающих духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении;

- передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» II ГОДА ОБУЧЕНИЯ (3 КЛАСС).

№п.п. Тема занятия К-во час. Дата Задачи Прак.деят.
1 четверть-8 часов
1. Красота и радость в жизни людей.   - расширить знания по тематическому блоку «Сотворение мира»  
2. Буквица славянская. История азбуки.   - дать понятие о церковнославянской азбуке; - активизировать нравственное чувство сопереживания; - актуализировать смысл Священной истории для современных школьников с целью их духовно-нравственного развития. Раскрашивание славянских букв.
3. Праздники –радости сентября: Рождество Пресвятой Богородицы.   - воспитывать духовно-нравственную сторону личности. Сочинить рассказ или нарисовать рисунок на тему «Доброе дело»
4. Православный храм – дом Божий.   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - повторить значение слов Бог, Богородица, Мария. Игра «Зодчие»
5. О чем рассказывают иконы.   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - углубить понимание значений слов «благодать», «любовь». Рисунки на темы: «Доброта», «Полет», «Хорошее настроение»
6. Радостный мир православной иконы.   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - раскрыть значение понятий: акафист, радость, собор, Образ Божий, царствие Небесное, всемилостивый, благодать. Рисование буквы «В» в стиле русского орнамента
7. .Скорби и торжество в православной иконе.   - объяснить понятия: печаль и радость, крест, спаситель, скорбь, терпение, дух, богослужение. Рисование в стиле русского орнамента буквы «Глаголь», рисование символа Креста.
8. Повторение.   - обобщить знания детей Коллективная творческая работа
2 четверть-8 часов
1. Праздники-радости октября: Покров Пресвятой Богородицы.   -- расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение названия праздника: «Покров Пресвятой Богородицы» Рисунок «Покров»
2. Радостные гимны Романа Сладкопевца.   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: добродетель-радость, грех, совесть, скорбь, покаяние, прощение, красота, кондак, икос, гимн. Русский орнамент
3. Какими законами Бог сохранял красоту мира.   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: заповедь, Закон Божий. Рисунки на темы: «Дочь фараона», «Синайский закон».
4. Синайское законодательство.   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: Заповеди Божии, ковчег, неопалимая Купина. Синай. Рисование на темы стих. К.Фофанова «Неопалимая Купина».
5. История царя Давида. Псалтырь.   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: благочестие, грех, покаяние, спасение, радость, пророк. Псалтирь, псалом, Тропарь. Нарисовать музыкальный инструмент псалтирь.
6. Введение во храм Пресвятой Богородицы.   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятия христианская радость. Рисуем на тему «Введение во храм».
7. Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария? Что мы видим в православном храме   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: Рождество Христово, храм. Рисуем на тему: «Храм».
8. Что мы видим в православном храме   - расширить знания о церковнославянской азбуке. Творческая коллективная работа.
3 четверть-10 часов
1. Ветхозаветное пророчество о Христе. Рождество Христово.   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: Ветхий Завет, пророки, пророчества. Рисование на темы: «Рождество Христово», «Новогодние радости».
2. Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: иконописный канон, Мир Небесный, мир земной. Буквицы славянские «РХ», раскрашивание.
3. Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме.   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: сретение, божественная литургия. Рисование орнамента.
4. Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются»   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: смирение, скромность, Иоанн. Раскрашивание славянских букв.
5. Для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель.   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: фарисеи, гордость, смирение. Рисование древа добродетелей.
6. Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека.   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: святой, благодать, смирение. Рисунки на тему : «Чудесная дружба».
7. Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь.   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: заповеди блаженства, проповедь. Рисунки на тему: «Счастье».
8. Радость послушания. Дети и родители.   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: послушание, радость, красота, счастье, непочтительность-несчастье. Раскрашивание буквиц славянских.
9. « Небесное веселье». Христианские мученики.   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: мученик, священное предание, святцы, венцы, мудрость. Раскрашивание буквы «М».
10. Радость православной веры.   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: умеренность, покаянный канон. Творческая коллективная работа.
4 четверть-8 часов
1. О чем рассказывают создатели православной культуры?   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: религиозное искусство, христианство, православие, православные мастера, красный угол.  
2. Благовестие спасения.   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: чудо воскрешения. Раскрашивание буквы «И».
3. Воля Божия и воля человеческая.   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: апостолы, искушение, крестная жертва, искупление. Рисование букв в стиле древнерусского орнамента.
4. Радость праведных.   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: Царство Небесное, праведники, христианская радость, притчи, чертог. Рисование орнаментов славянских букв «К», «Ж».
5. Праздник праздников. Торжество торжеств.   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: пасхальная радость. Багряница. Терновый венец, благодарение.  
6. Защита веры. Святые люди.   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: вознесение, сошествие Святого Духа, Андрей Первозванный. Благочестивый человек. Раскрашивание буквиц заставных.
7. Доброта и милосердие христианина.   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: милосердие, ближний, милующее сердце, бескорыстие, служение, благотворение. Раскрашивание буквиц заставных «М».
8. Какой он, христианин?   - расширить знания о церковнославянской азбуке; - объяснить значение понятий: рождение христианской Церкви, праведные, равноапостольные, мученики. Коллективная творческая работа.
Творческие работы и полезные дела детей.
Конкурс поделок и рисунков по темам занятий, обобщения и выставки в конце каждой темы.
Подготовка и участие в фестивалях, посвященных великим православным праздникам, посвященным Рождеству Христову и Светлому Воскресенью.
Акция «Помоги ближнему»
Изготовление подарков будущим первоклассникам
Изготовление книжек-самоделок для малышей.
Конкурс рисунков «Кто что любит делать»
«Зимняя фантазия» - украсим наш двор.
Экскурсии в храм.
Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание детей, Основы православной культуры нашего народа»
Выставка прикладного детского творчества «Добро спасет мир» (предметы стариной утвари, бабушкино рукоделие, современные изделия, выполненные детьми и их родителями в народном стиле).
«За что я отвечаю?» - наполним «Шкатулку добрых дел»
Выставка творческих работ детей «В семье единой».
Участие в ярмарке творчества детских объединений «Добро спасет мир »
Конкурс-выставка семейных работ «Папа, мама, я – православная семья»
Мы все – дети Божьи.
Акция «Кормушки для зимующих птиц»
Праздник птиц. Конкурс «Лучший домик для птиц»

Используемая литература.

1. Шевченко Л. Л. Концепция и программа учебного предмета «Основы православной культуры», Москва, 2002.

2. Учебно-методический комплект «Основы православной культуры», Шевченко Л. Л., Москва, 2002 (1, 2-й годы обучения).

Состав комплекта:

1) методическое пособие для учителя : программа, планы, разработки уроков);

2) наглядное пособие «Иллюстрации»;

3) музыкальное пособие «Звуковая палитра»;

4) учебное пособие для учащихся.

3. Горбачева Н. Евангельская история в рассказах о двунадесятых праздниках, Москва, 2008.

4. Шорыгина Т. А. Православные праздники для детей. Сценарии и беседы, Москва, 2001.

Наши рекомендации