Примерные конспекты логопедических занятий
Тема 1. Занятие 1. Слова, обозначающие действие предмета.
Цель:
ü знакомство со словами, обозначающими действие предмета; формирование практических навыков правильного употребления глаголов. Активизация словарного запаса учащихся в рамках лексической темы «Домашние животные»; развитие артикуляционной моторики, слухового внимания и памяти, обогащение запаса представлений об окружающем мире;
ü формирование положительного отношения к занятиям, интереса к языковым явлениям.
Зрительный ряд: картинки «Домашние животные», «Паровозик и вагончики», таблички с двумя полосками (теремок, картинки серии «Звукознайка».
Звуковой ряд: песня из мультфильма «Паровозик из Ромашково» В. Юровского, Г. Циферовой.
Ход занятия
Организационно-подготовительная часть занятия.
• Знакомство в кругу.
• Игра «Паровозик».
Логопед: Сегодня, ребята, мы отправимся в гости к словам. Поедем на поезде. Вот конверты с билетами (цветовой тест Люшера) билеты разные — желтые, зеленые и красные, коричневые, черные и голубые — выбирайте любые! Выберите тот билет, который вам кажется самым красивым. А теперь выходите сюда, поставьте билеты в вагончики (на наборном полотне картинка «Паровозик и вагончики»), а сами станьте друг за другом в паровозик. (Дети делают под музыку несколько кругов; когда музыка выключается, «паровозиком» становится новый ребенок.)
• Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Вот мы и приехали в гости к словам. В корзиночке у меня много слов. Слышите, как они шуршат? А вылезать не хотят. Они не знают, хорошо ли говорят ребята, послушны ли у них губки, язычок. А это мы сейчас проверим: сделаем упражнения для губ и язычка:
Лягушка-слоненок; Шарик за щекой;
Лошадка; Чистим зубы;
Маляр; Игры-звукоподражания;
Чистоговорки.
(Артикуляционная гимнастика сопровождается стихами и демонстрацией картинок серии «Звукознайка».)
Основная часть занятия.
• Слова, обозначающие действие предмета.
Логопед: Словам очень понравилось, как вы делали артикуляционную гимнастику, и они решили поближе познакомиться с вами (Дети выходят по одному, достают из корзинки карточки со словом, логопед читает слово и просит выполнить действие.)
Слова: хлопает, топает, ходит, машет, прыгает, стучит.
Логопед. Что делает Маша? (Коля, Петя и т. д.) Какой вопрос я задавала? Все эти слова отвечают на вопрос «Что делает?» и обозначают действие предмета. Для таких слов мы будем использовать карточки с двумя полосками... Ах, а в корзинке еще остались слова!
Ну-ка, послушайте: «My!..». Кто это?... (что делает?)» (На наборном полотне — картинка с изображением коровы и карточка с двумя полосками.)
Аналогично: лает, мяукает, хрюкает, ржет, блеет, рычит.
(Картинки: кошка, корова, свинья, собака,коза, лошадь, волк.)
• Логопед: Как назвать картинки одним словом? Какое животное лишнее?
Беседа о домашних животных;
Каждый ребенок составляет рассказ о понравившемся ему животном с опорой на картинный план:
- где живет (изображение домика)?
- чем питается (изображение миски)?
- какую пользу приносит (вопросительный знак)?
• Игра «Что мы делаем?»
Логопед: Домашние животные предлагают детям поиграть в одну интересную игру.
Дети (сопряжено с логопедом): Логопед: Дети (сопряжено с логопедом):
Хлоп-хлоп-хлоп! Что мы делаем? Мы хлопаем!
Топ-топ-топ! Что мы делаем? Мы топаем!
Прыг-прыг-прыг! Что мы делаем? Мы прыгаем!
Шлёп-шлёп-шлёп! Что мы делаем? Мы шлёпаем!
Кач-кач-кач! Что мы делаем? Мы качаем!
Стук-стук-Стук! Что мы делаем? Мы стучим!
(Пауза.) Что мы делаем? Мы молчим!
Му-му-му! Что мы делаем? Мы мычим!
(Аналогично другие звукоподражания — мяу, хрю, гае, и-го-го, бе.)
• Игра «Кто как стучит ?»
Логопед: Как-то раз пошли домашние животные погулять. Идут и видят: стоит в поле теремок (на наборном полотне картинка). Вошли они в теремок и стали там жить.
Когда они куда-нибудь уходили, то, возвращаясь, каждый стучал в дверь по-своему.
(Логопед просит повторить ритмичный стук типа: хх, ххх, хХХ, ХХх, хххх, хх-хх-хх и т. п. Ребенок, правильно повторивший стук, получает картинку с изображением домашнего животного.)
• Подбор предметов ксловам-действиям.
Логопед. Тот,о ком я скажу, войдет в теремок. Сторожит, грызёт, лает. Кто это? Собака что делает? (Ребенок, у которого картинка с изображением собаки, выходит к доске и отвечает на вопрос логопеда. Аналогично работа со словами: мяукает, лакает; хрюкает, роет, ржет, скачет, возит; блеет, бодается; мычит, жует, молоко дает).
• Лото «Сказки».
Дети по цепочке рассказывают сказку «Курочка Ряба», логопед задает вопросы:
Дед что делал? Баба что делала? Мышка что делала?
Заключительная часть занятия.
Покупка билетов на поезд (цветовой тест Люшера).
• Смысловая рефлексия занятия (с какими словами познакомились?).
• Эмоциональная рефлексия занятия (что понравилось, что не понравилось).
• Пароль на выход (на какой вопрос отвечает слово ... , что делает кошка, корова...).
Примечание: важно, чтобы в конце занятия ребенок поставил билет в тот же вагончик, что и в начале. Это позволяет отслеживать изменения в эмоциональном состоянии за время занятия.
Тема 2. Занятие 1. Простое двусоставное нераспространенное предложение.
Цель:
ü активизация словарного запаса учащихся в рамках лексических тем «Семья», «Домашние животные»; знакомство с понятием «предложение»; обучение правильному составлению предложений из двух слов;
ü развитие слухового внимания, памяти, обогащение запаса представлений об окружающем мире;
ü формирование положительного отношения к занятиям, внимания к языковым явлениям.
Дидактические средства: картинки «Незнайка», «Домашние животные», «Семья»; сюжетные картинки для составления предложений; карточки с одной и двумя полосами.
Ход занятия