Виды и алгоритмы занятий по развитию речи детей дошкольного возраста

1. Ознакомление со свойствами и качествами материалов с детьми дошкольного возраста

Структурные части занятия:

1 часть. Ознакомление или закрепление названия предметов, материала, из которого они сделаны (на демонстрационном материале).

2 часть. Знакомство с качествами и свойствами материала (на раздаточном материале), организация обследования предмета через указания (Проведите пальцем по поверхности бумаги?) и вопросы (Какая поверхность: гладкая или шероховатая?).

3 часть. Упражнение на закрепление наиболее значимого (значимых) свойства и качества. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Приемы обучения: привлечение внимания к предмету, действию и привлечение внимания к слову; вопросы; указания; игровые приемы; обследование предмета; рассматривание предмета, его деталей; активное подражание детей речевому образцу; чередование игровых действий с речевыми.

2. Ознакомление с художественной литературой с детьми дошкольного возраста (чтение, рассказывание произведений)

Структурные части занятия:

1 часть. Вводная – подготовка к восприятию текста (внесение наглядности, обращение к личному опыту).

2 часть. Основная – чтение или рассказывание произведения, беседа по содержанию произведения (вопросов должно быть от 5 до 10 в зависимости от возраста детей).

3 часть. Заключительная часть. Можно использовать чтение понравившихся детям отрывков, показ иллюстраций, дидактическую игру. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Приемы обучения: вопрос; акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку; выявление значений незнакомых слов и выражений; уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном значении; анализ изобразительных средств языка текста; объяснение педагогом значений слов; проговаривание слов детьми; замена авторских слов словами, близкими по значению; подбор слов для характеристики героев; употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения; выразительное чтение; показ иллюстраций, анализ.

3. Заучивание стихотворения, пересказ литературного произведения с детьми дошкольного возраста

Структурные части занятия:

1 часть. Вводная – подготовка к восприятию произведения (внесение наглядности, обращение к личному опыту). Объяснение трудных слов, встречающихся в тексте.

2 часть – основная. Она включает в себя:

- Первичное чтение текста с целью восприятия, ознакомления. Дать точное название произведения, указать автора.

- Вторичное чтение текста с установкой на беседу по содержанию.

- Беседа по содержанию произведения (задаем вопросы, на которые дети отвечают строчками из текста).

- Чтение произведения 3-ий раз с установкой на запоминание.

- Чтение стихотворения детьми или пересказ текста. Анализ каждого пересказа или стихотворения.

3 часть - заключительная. Можно использовать авторское чтение стихотворения, показ иллюстраций. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Приемы обучения: вопросы; упражнение после общего указания; выразительное чтение текста; подсказ слова или фразы, подсказ в форме вопроса; совместный пересказ; отраженный пересказ; пересказ или чтение стихотворения по частям, по ролям; поощрение; пересказ в форме «подарков»; «эстафетный» пересказ; пересказ от лица героя; придумывание продолжения к прочитанным текстам; анализ.

4. Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Структурные части занятия:

1 часть. Вводная – сообщение темы занятия, мотивация (внесение наглядности, обращение к личному опыту).

2 часть – основная. Она включает в себя разные варианты заданий, которые могут быть направлены на:

- ознакомление со словом и предложением;

- ознакомление со словесным составом предложения;

- ознакомление со слоговым составом слова;

- ознакомление со звуковым строением слова;

- подготовку руки ребенка к письму.

3 часть - заключительная. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Приемы обучения: придумывание предложения с заданным словом; придумывание предложения, начинающегося с определенного слова; произнесение слов под хлопки; произнесение слов вразбивку; составление предложения из разного количества слов; составление схемы предложения; количественный и порядковый счет слогов в слове; произнесение слова по слогам; перестановка слогов в слове; разные варианты игры «Живые слова»; подбор слов с заданным звуком; определить последовательность звуков в слове.

5. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста

Структурные части занятия:

1 часть. Вводная – сообщение темы занятия, мотивация (внесение наглядности, использование художественного слова).

2 часть – основная. Она включает в себя:

- Рассматривание предмета, игрушки или картины (задаем 4-5 основных вопросов).

- Воспитатель использует образец рассказа, план или схему для составления рассказа.

- Рассказы детей. Анализ каждого рассказа.

3 часть - заключительная. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Приемы обучения: совместное рассказывание; образец рассказа; частичный образец; анализ образца рассказа; план рассказа, составление плана детьми; моделирование; коллективное составление рассказа; составление рассказа по частям; оценка; вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных воспитателем.

6. Первичное ознакомление с предметами (младший дошкольный возраст)

Структурные части занятия:

1 часть – вводная – постановка перед детьми учебной задачи в игровой форме.

2 часть. Демонстрация предмета, вычленение его частей, связь с назначением.

3 часть. Выбор предметов всеми детьми. Упражнение на закрепление. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Приемы обучения: объяснение, повторение, привлечение внимания к предмету, действию и привлечение внимания к слову; вопросы; игровые приемы; рассматривание предмета, его деталей; активное подражание детей речевому образцу; чередование игровых действий с речевыми.

7.Рассматривание картины с детьми дошкольного возраста

Структурные части занятия:

1 часть – вводная – подготовка к восприятию картины (использование художественного слова, обращение к личному опыту детей).

2 часть – основная. Рассматривание картины (используем вопросы репродуктивного и поискового характера; количество вопросов 5-10 в зависимости от возраста детей).

3 часть - заключительная. Рассказ воспитателя, или авторский рассказ близкий содержанию картины, обобщающий все рассмотренное. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Приемы обучения: вопросы; показ действующих лиц, предметов, изображенных на картине; договаривание отдельных слов и фраз; составление названия картины; выход за рамки виденного; речевой образец; пояснение; рассказ воспитателя; чтение стихов, загадывание и отгадывание загадок; объяснение и толкование новых слов, сопоставление их с уже известными; многократное проговаривание слов детьми в разном контексте.

8. Обобщающая беседа с детьми дошкольного возраста

Структурные части беседы:

1 часть. Начало беседы – сообщение темы беседы, мотивация (внесение наглядности, обращение к личному опыту, художественное слово).

2 часть – основная. Она включает в себя вопросы по теме беседы (репродуктивные и поисковые) и ответы на них (ответы могут носить как полный, так и однословный характер).

Можно использовать чтение стихов воспитателем или детьми, дополнения по теме беседы, наглядный материал (картины, игрушки, фотографии, натуральные предметы).

3 часть – концовка беседы. Проведение дидактической игры, пение или слушание песни, музыкального произведения. Рефлексия. Подведение итогов беседы.

Приемы обучения: вопросы; объяснение; обобщение; указания; художественное слово; показ картины, предмета, игрушки; обращение к личному опыту детей; анализ.

9. Комбинированное занятие по развитию речи с детьми дошкольного возраста

Структурные части занятия:

1 часть - вводная – мотивация (внесение наглядности, обращение к личному опыту, художественное слово).

2 часть – основная. Она включает в себя различные задания, направленные на решение задач развития лексической, грамматической, звуковой, связной сторон речи. Задания желательно объединить одной темой. Задания могут быть направлены на решение новых задач или задач на закрепление.

3 часть - заключительная. Рефлексия. Подведение итогов активности детей на занятии.

Приемы обучения: вопросы; художественное слово; показ наглядного материала; показ положения органов артикуляции; показ действия, движения; объяснение; указание; повторение; поощрение; оценка.

Образцы планов-конспектов занятий по развитию речи разных типов

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы

Тема занятия: «В музее транспорта»

Задачи:

-актуализировать знания детей о транспорте;

- закрепить правила безопасного поведения на улице;

- совершенствовать умения составлять описательный рассказ по предложенной схеме;

- совершенствовать умение образовывать существительные в форме родительного падежа множественного числа, используя суффиксы;

- развивать мелкую моторику;

- воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Образовательные области:познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Словарная работа:экспонат,экскурсовод,экскаваторщик, бульдозерист, скутерист, гужевой транспорт.

Предварительная работа:беседа о культуре поведения в общественных местах, рассматривание картин с изображением транспорта, отгадывание загадок о транспорте.

Индивидуальная работа:Миша Ш. – отрабатывать умение составлять простые и сложные предложения;Дина С. – закреплять умение четко произносить окончания существительных.

Оборудование и материалы:

- демонстрационный: приглашение от «Самоделкина», листы бумаги с аппликацией автобуса, машины без каких-либо деталей, игрушки, изображающие транспорт, картинки с изображением «ретро»-транспорта, схема составления рассказа, иллюстрации с изображением различных ситуаций на дорогах;

- раздаточный: карточки с изображением контура предметов, карандаши, клей, детали транспортных средств, медали «Знаток транспорта»

Методическое обеспечение:

-Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет.

-Дыбина О.В. Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для дошкольников.

- Дыбина О.В. Что было до…: игры-путешествия в прошлое предметов.

- Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников.

Ход занятия:

Вводная часть.

Дети получают приглашение от Самоделкина посетить музей транспорта, отгадывают загадки.

«Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут» (автомобиль)

«Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет,

Человек им управляет, что же это?» (самолет)

«По волнам плывет отважно, не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно, что такое?» (пароход)

- Как можно одним словом назвать автомобиль, самолет, пароход?

Основная часть.

Дети садятся за столы. Перед детьми на карточке контур предмета. Воспитатель предлагает соединить точки по контуру, получить изображение, назвать предметы.

Дети отправляются в музей, где первый зал называется «Мастерская Самоделкина».

- Как вы думаете, почему его так назвали?

- Кто занимается ремонтом машин?

На мольберте транспорт без той или иной детали.

- Посмотрите, чего не хватает у машин, автобуса?

- Какой детали нет у автобуса?

- Какой детали нет у грузовой машины?

Воспитатель предлагает детям приклеить недостающие детали к машинам.

Дети отправляются в следующий зал, он называется «Выставочный зал». На столах расставлены игрушки-экспонаты, изображающие различные транспортные средства.

- Что такое экспонат?

Предложить одному из детей быть экскурсоводом и рассказать по схеме о транспортном средстве.

Игровое упражнение «Кто, чем управляет?»

- Трактором – тракторист; велосипедом – велосипедист; такси – таксист; бульдозером – бульдозерист; управляет автобусом – водитель; экскаватором – экскаваторщик; подъемным краном – крановщик; скутером – скутерист; мотоциклом – мотоциклист; велосипедом – велосипедист.

Физкультминутка.

Едем, едем на машине (руки согнуты в локтях, вращаем руками с продвижением по кругу)

Нажимаем на педаль (останавливаемся, руки вниз)

Раз включаем, выключаем (поворот кисти руки вправо-влево)

Смотрим пристально мы вдаль (имитируем «бинокль»)

Дворники сметают капли

Вправо, влево – чистота (поднятые руки влево-вправо)

Ветер волосы ерошит

Мы шоферы хоть куда!

Дети переходят в следующий зал – «Исторический».

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, повернуться вокруг себя и оказаться в прошлом.

- Как вы думаете, с помощью чего человек передвигался в прошлом?

- Для того, чтобы перевозить грузы, человек придумал телегу. Сколотил доски, поставил колеса. Хорошая повозка получилась для перевозки грузов, но в гости, в театр, на бал в такой повозке не поедешь.

- Как вы думаете, что придумал человек для того, чтобы ездить в гости, театр, на бал?

- Кого запрягали в карету и телегу?

- Как называется такой транспорт?

Предложу детям повторить название транспорта - гужевой.

- Шло время, люди много учились и придумали «железного коня».

- Что это такое?

- У нас в городе ездят такие автомобили?

- Почему мы не видим таких автомобилей на улицах нашего города?

Воспитатель знакомит детей с новым словом «ретро».

Дети возвращаются из прошлого в настоящее.

- Какие современные марки автомобилей вы знаете?

Дети переходят в последний зал – «Зал безопасности». В этом зале выставлены иллюстрации с изображением различных ситуаций на дорогах.

- Рассмотрите их и назовите, что дети делают неправильно?

Дети рассматривают иллюстрации, называют неправильные поступки.

- Почему нельзя так поступать?

Дети возвращаются из музея транспорта в детский сад.

Заключительная часть.

- Как называется музей, в котором мы побывали?

- Для чего нам нужен транспорт?

- Что больше всего вам понравилось в музее?

- Для чего вам может пригодиться то, о чем мы сегодня говорили?

Воспитатель вручает детям медали «Знатоки транспорта».

При подготовке и проведении занятия по развитию речи следует обратить внимание на грамотное использование словесных приемов. К ним относятся:

- Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо.

- Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое.

- Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значения слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх.

- Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Указания бывают: обучающие, организационные и дисциплинирующие.

- Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. В оценке подчеркиваются, прежде всего, положительные качества речи.

- Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Педагогу необходимо учитывать требования к вопросам:

1). Вопросы должны быть логически-последовательными.

2). Вопросы должны соответствовать программному содержанию занятия.

3). Вопросы должны быть понятны детям (начинаться с вопросительного слова; не быть многословными; не содержать трудных, незнакомых слов).

4). Требования к формулировке вопросов:

- Не следует начинать вопросы со слов: А, Ну-ка, Не скажите ли, Скажите мне, Ответьте мне?

- Не следует вставлять в вопрос имя ребенка.

- Не следует задавать вопросы, на которые дети отвечают однословно – да или нет: Вы были в лесу?

- Нельзя задавать общих вопросов: Что бывает зимой?

- Нельзя задавать двойных вопросов: Куда улетают птицы и почему?

- Нельзя вставлять в середину вопроса обращение к детям: Куда пассажиры, дети, едут?

- Не следует задавать короткие, повторяющиеся вопросы: А еще? Ну и что?

2. План-конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы

Тема занятия: «Знакомство со свойствами мела и сахара»

Задачи:

- помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства сахара и мела: цвет, форму, твердость, способность растворяться в воде;

- уточнить назначение мела и сахара;

- расширять и обогащать словарь детей словами: твердый, сладкий, гладкий, шероховатый, растворяется, быстро, медленно;

- развивать логическое мышление: умение договаривать нужные по смыслу и рифме слова;

- воспитывать интерес к занятию, умение внимательно слушать воспитателя и своих товарищей.

Образовательные области:познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Словарная работа:твердый, сладкий, гладкий, шероховатый, растворяется, быстро, медленно.

Предварительная работа:ознакомление со свойствами и качествами бумаги, ткани, дерева, рисование мелом.

Индивидуальная работа:Маша Ш. – отрабатывать умение отвечать на вопросы полным предложением;Даша С. – закреплять умение четко произносить окончания существительных.

Оборудование и материалы:

- демонстрационный: мел, сахар, мяч, меловой порошок, банка с водой;

- раздаточный: по два куска сахара, по одному куску мела на каждого ребенка, банка с водой на каждый стол.

Методическое обеспечение:

-Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет.

- Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников.

Ход занятия

1.Вводная часть.

Воспитатель предлагает детям собрать картинки, которые лежат в конвертах на столах.

Дети выполняют задание, получая при этом целую картинку с изображением Буратино.

- Кто к нам придет? (Буратино)

2. Основная часть.

Звучит музыка, песня Буратино и в группу входит Буратино, здоровается с детьми.

Берет со стола воспитателя сахар, рисует на доске, но у него ничего не получается.

- Почему у Буратино ничего не получается?

- Дети, посмотрите на кусочек сахара, но не трогайте его руками. Расскажите о нем.

- Попробуйте сахар язычком. Какой он на вкус?

- Надавите на кусок сахара. Что можно сказать о нем?

- Проведите пальчиком по кусочку сахара и определите, какая у него поверхность гладкая или шероховатая?

Воспитатель предлагает Буратино все повторить.

- Как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его опустить в воду?

Дети проделывают опыт, делают вывод, что сахар растворяется в воде.

- Для чего нужен сахар?

Буратино загадывает детям загадку:

Бел, как снег,

Тверд, как орех,

В воду попал,

Там и пропал (сахар)

Предложить повторить все свойства сахара.

Физкультминутка.

Дети выполняют движения под музыку «Песенка Буратино» по показу Буратино.

- А теперь посмотрите на мел и расскажите о нем.

- Потрогайте мел, надавите на него. Что можно сказать о нем?

- Проведите по нему пальчиком. Что осталось на пальце?

- Что можно делать мелом?

- Если мел растолочь, получится порошок.

Воспитатель показывает детям порошок.

- Вот таким порошком можно белить потолок.

- Что произойдет с мелом, если опустить его в банку с водой?

Давайте проверим, опустим мел в банку с водой.

- Что случилось?

- Почему вода стала мутной?

Буратино загадывает детям загадку:

Я не сахар, не фломастер,

Угадай, кто я, дружок?

Мной рисуют на асфальте,

Мною белят потолок (мел)

- Чем отличается мел от сахара?

- Чем похожи сахар и мел?

3. Заключительная часть.

Воспитатель предлагает вспомнить, что нового узнали на занятии, что больше всего понравилось. Итог активности детей на занятии.

Приемы обучения: игровые приемы, художественное слово, вопросы, указания, физкультминутка, музыкальное сопровождение, показ мела и сахара, обследование предметов.

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста

Тема занятия: «Путешествие в мир волшебных предметов»

Задачи:

- обогатить знания детей об окружающем: познакомить с таким материалом как пенопласт; закрепить знания детей о материалах – дерево, бумага, пластмасса, ткань;

- обогащать и активизировать словарный запас словами: пенопласт, пластмасса, шероховатый, прозрачный, хрупкий, крошится и другие;

- продолжать учить детей активно действовать с предметами, обследуя его, выделяя нужные свойства и качества;

- воспитывать интерес к занятию, умение слушать друг друга, воспитателя.

Образовательные области:познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Словарная работа:пенопласт, пластмасса, шероховатый, прозрачный, хрупкий, крошится.

Предварительная работа:ознакомление со свойствами и качествами дерева, бумаги, пластмассы, ткани; сравнение бумаги и ткани.

Индивидуальная работа:Женя С. – отрабатывать умение отвечать на вопросы полным предложением;Даша С. – закреплять умение четко произносить окончания существительных.

Оборудование и материалы:

- демонстрационный: лодка из пенопласта, игрушка-гномик, таз с водой, мячик, деревянный кубик, линейка;

- раздаточный: кусочки пенопласта.

Методическое обеспечение:

-Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет.

- Дыбина О.В. Что было до…: игры-путешествия в прошлое предметов.

Ход занятия

1.Вводная часть.

К детям приходит сказочный персонаж – Гномик. Он никогда не был в детском саду, очень хочет, чтобы ему показали группу.

2.Основная часть.

Дети подходят к столу, на котором разложены предметы, выполненные из бумаги.

- Дети, что лежит на столе? (это наши рисунки).

- Что ещё вы видите на столе, на полке? (альбом, книги, поделки).

- Из какого материала они сделаны? (из бумаги).

Гномик трогает полку, спрашивает, из чего она сделана? (из дерева).

- Дети, а что ещё сделано в нашей группе из дерева? (мебель, некоторые игрушки).

- Как интересно! А это что у вас такое красивое? (показывает на полку с игрушками).

- Из какого материала сделана полка? (из пластмассы).

- Посмотрите, какая она красивая, разноцветная. Какого цвета полка? (синего, жёлтого, красного, зелёного).

- Что ещё на полке сделано из пластмассы? (кубики, конструктор, машина).

- Ой! Какие красивые у вас кресла! Какого они цвета? (красного).

Воспитатель находит за креслом кораблик, сделанный из пенопласта.

- Что у меня в руках? (кораблик).

- Из чего сделан кораблик? (из пенопласта, мачта из дерева, парус из бумаги).

Воспитатель предлагает сесть детям за столы и познакомиться с таким материалом как пенопласт.

- Ой! Я уже забыл, как называется этот материал, напомните мне? (пенопласт).

- Посмотрите на кусочки пенопласта, но не трогайте их руками. Скажите, какого цвета пенопласт? Какой он формы? На что похож пенопласт? (индивидуальные ответы детей).

- Теперь возьмите кусочек пенопласта в руки, проведите пальчиком по поверхности. Какая поверхность, гладкая или шероховатая? (шероховатая).

- Что мы слышим, когда проводим пальчиком по пенопласту? (шум, звук).

- Дети, вы сравнили пенопласт со снегом. Как вы думаете, если сжать пенопласт в руке, он растает? (нет).

- Положите кусочек на ладонь. Какой пенопласт, лёгкий или тяжёлый? (лёгкий).

- Давайте надавим пальчиком на кусочек пенопласта. Какой он, твёрдый или мягкий? (твёрдый).

- Посмотрите через кусочек пенопласта. Прозрачный пенопласт или непрозрачный? (непрозрачный).

- Поднимите кусочек и уроните на стол. Что с ним произошло? (ничего, он не разбился). Какой пенопласт? (прочный).

- Теперь попробуем разломать пенопласт. Что произошло? (разломался).

- Значит, пенопласт хрупкий (предложить повторить).

- Ой! Я хочу запустить кораблик! Ребята, как вы думаете, кораблик утонет или нет? (ответы детей).

Дети встают из-за столов, подходят к тазу с водой, опускают кораблик, определяют, что кораблик из пенопласта не утонул.

Воспитатель предлагает детям опустить кусочки пенопласта в воду и ещё раз убедиться, что кусочки не тонут.

- Почему кусочки не утонули? (потому что пенопласт лёгкий).

Физкультминутка.

- Давайте посмотрим, какие предметы тонут в воде, а какие не тонут?

Дети опускают поочерёдно предметы (мячик, линейку, деревянный кубик, бумажную салфетку) в воду, определяют, какие предметы утонули.

- Назовите, какие предметы утонули в воде? (линейка, кубик, салфетка).

- Из каких материалов выполнены предметы? (ответы детей).

- Назовите предметы, которые не тонут в воде? (кораблик).

- Из какого материала сделан кораблик? (из пенопласта).

3. Заключительная часть.Воспитатель обобщает все знания, полученные в ходе занятия.

Игровое упражнение «Расскажи о материалах»: подбор слов-признаков.

- Дети, давайте вспомним, какие материалы вы знаете (ответы детей).

- Какая бывает бумага? (цветная, белая, непрозрачная, гладкая, мятая).

- Какое бывает стекло? (прозрачное, тонкое, хрупкое, матовое, холодное, бьющееся, твердое).

- Какой бывает ткань? (цветная, однотонная, прочная, теплая, тонкая).

- Какая бывает пластмасса? (прочная, гибкая, твердая, непрозрачная).

- Какой бывает пенопласт? (шероховатый, твердый, хрупкий, непрозрачный).

- Что можно изготавливать из всех названных материалов? (ответы детей)

- Да, ребята, как мне у вас понравилось! До свидания! Мне пора уходить. Я хочу рассказать своим друзьям, что сегодня увидел и узнал от вас ребята. Спасибо, вам!

- Что больше всего вам понравилось сегодня назанятии?

- Для чего нам нужно знать о разных материалах?

Воспитатель подводит итог активности детей.

Приемы обучения: игровые приемы, вопросы, указания, рассматривание предметов, сравнение материалов, обследование предметов, опытническая деятельность.

План-конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста

Тема занятия: «Скоро в школу»

Задачи:

- упражнять детей в составлении и анализе предложений из 3-4 слов; закрепить умение составлять схему предложения;

- закрепить умение делить слова, состоящие из 3-х слогов на слоги; составлять из слогов слова;

- активизировать в речи детей слова по теме «Школьные принадлежности»;

- продолжать развивать связную речь: пересказывать самостоятельно знакомый рассказ;

- упражнять в подборе слов-предметов, слов-признаков, слов-действий;

- развивать мелкую моторику руки.

Образовательные области:познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Словарная работа:пенал, ластик, портфель, ранец, учитель, ученики, учиться.

Предварительная работа:дидактическая игра «Для чего нужны предметы?», экскурсия в школу, беседа о школе.

Индивидуальная работа:Сева А. – отрабатывать умение отвечать на вопросы полным предложением;Саша И. – закрепить умение составлять из слогов слова.

Оборудование и материалы:

- демонстрационный: школьные принадлежности (книги, тетради, ручки, карандаши, альбом для рисования, пенал, портфель);

- раздаточный: листья деревьев.

Методическое обеспечение:

-Л.Е.Журова «Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду».

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Чтение стихотворения К.Мурзалиева «Почему?»

Почему на небе тучи? Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает, до ладошки долетая?

Почему ползут барханы? Почему висят туманы?

Почему земля и море целый век друг с другом в споре?

Почему звезда упала? Почему я знаю мало?

Видно, надо не лениться, а учиться и учиться!

- Для чего нужно учиться?

2. Основная часть.- Объясните пословицу «Ученье и труд вместе живут».

- Где дети получают знания, учатся? (в школе)

- Давайте с вами вспомним, куда мы с вами недавно ходили на экскурсию? (в школу).

- Что особенно запомнилось и понравилось вам в школе?

Воспитатель предлагает составить предложения об увиденном на экскурсии из 3-4 слов, сделать анализ предложения, «записать» получившееся предложение с помощью схемы.

Дидактическая игра «Школьные принадлежности»: воспитатель загадывает детям загадки о школьных принадлежностях, дети отгадывают, находят соответствующий предмет и объясняют отгадку.

- Как можно назвать все эти предметы одним словом? (школьные принадлежности).

Воспитатель называет слова, а дети с помощью хлопков определяют количество слогов в слове, объясняют свои действия. Затем дети самостоятельно составляют слова из 3-слогов.

Игровые упражнения: «Что нужно школьнику для учебы» (дети называют слова-предметы); «Скажи какой, какая, какие?» (портфель, книга, карандаши, фломастеры); «Что делают предметом?» (ручкой, ластиком, линейкой, ножницами).

Чтение рассказа В.Осеевой «Синие листья».

- Как называется рассказ?

- Почему рассказ так называется?

- Как бы вы поступили на месте героев рассказа?

Пересказ рассказа детьми. Можно использовать пересказ по ролям.

Упражнение «Разноцветные листья»: детям предлагается заштриховать белые листочки разной формы карандашами разного цвета.

3.Заключительная часть.

Воспитатель предлагает детям назвать трудности, с которыми дети встретились на занятии. Итог занятия.

Приемы обучения: художественное слово, вопросы, четкое произнесение слов с паузой, последовательное называние слов в предложении, составление схемы предложения, пересказ по ролям, количественный счет слогов в слове, подсчет слогов под хлопки, произнесение слова по слогам, подбор слов с заданным количеством слогов, штриховка листьев.

Наши рекомендации