Игры со звуками, буквами и словами 1 страница

РАБОТА ЛОГОПЕДА

Логопедом проводится два вида логопедических заня­тий. На одном из них ведется работа по формированию правильного произношения и по обучению языковому анализу и синтезу. Подробно о таких занятиях можно узнать из книги «Волшебный мир звуков и слов» [Пожи-ленко Е. А., 1999, 2003]. Другой вид занятий направлен на формирование лексики, грамматики и связной речи. В основу всех видов занятий положена идея комплексно­го подхода в решении задач гармоничного развития ре­бенка. На примере трех конспектов логопедических за­нятий можно проследить, как используется изложенный в пособии дидактический материал из разных разделов. Одно из занятий связано с темой «Одежда», другое — с темой «Домашние животные», третье — с темой «Назем­ные животные».

Конспект логопедического занятия по теме «Одежда»

Наглядный материал: игрушка или изображе­ние инопланетянина, кукла и кукольная зимняя одежда, картинки (шляпа, платье, шуба, шарф, пальто, куртка, купальник, халат врача, костюм пожарного).

1. Релаксационные упражнения. Психогимнастика.

Обыгрывание ситуации «Стирка».

Дети, представьте, что вы нечаянно испачкали одежду. Какой стала ваша одежда? (Грязной.) Давайте постираем одежду. Налейте воду в таз. Шумит водичка: с-с-с-с. По­трогайте, какая она — холодная, очень горячая, теплая. (Выразить свои ощущения.) Насыпаем порошок: ш-ш-ш-ш. Взбиваем пену: буль-буль-буль. Подуйте на пену: ф-ф-ф-ф. Покажите, какие появились мыльные пузыри. (Показы­вают пальчиками.) Стираем белье, полощем, отжимаем,

растряхиваем, вешаем его на веревку. Вдруг подул силь­ный ветер: у-у-у-у, сорвал белье. Оно падает на землю и пачкается. Мы очень огорчены — придется полоскать белье еще раз. Теперь резвесим его и закрепим прищеп­ками. Белье высохло, его надо погладить. (Имитация действий с предметами.)

2. Развитие мелкой моторики.

Дети, представьте, что у вас в руках иголка с ниткой. Покажите, как мы вдеваем нитку в иголку, шьем игол­кой или на ручной машинке, вяжем спицами шарф.

3. Фонетическая зарядка.

Произнесение звуков, слоговых сочетаний и фраз с изменением интонации, силы и высоты голоса. Задачи:

— развитие просодических компонентов речи;

— развитие речевого дыхания и голоса;

— развитие мимики.

Имитация шитья на швейной машинке с произнесе­нием звуков и слогов (т-д-т-д-, ты-ды-ты-ды).

Произнесение междометий: «Ай-ай-ай!», «Ой-ой-ой!», «Ах-ах-ах!» — в связи с создавшимися ситуациями: по­рвалось платье, испачкалось платье, укололи пальчик.

4. Развитие логической памяти. Подбор слов по ассоциатив­ным цепочкам.

Выставляется картинка с изображением инопланетя­нина.

Дети, посмотрите, у нас сегодня гость — инопланетя­нин. Какая у него одежда? Чем отличается его одежда от нашей одежды?

Давайте расскажем ему о нашей одежде.

Сначала вспомним названия одежды. Кто знает, пусть продолжает. (Я знаю такую мужскую одежду: брюки... Я знаю такую женскую одежду: юбка... Я знаю такую зимнюю одежду: шуба... Я знаю такую детскую одеж-

ду...)

Подберите слова, относящиеся к одежде. (Одежда, ткань, швея ...)

5. Лексико-грамматичеекие задания. Подбор антонимов.

Как называется одежда, которую носят мужчины? (Мужская.) Одежда, которую носят женщины, называет­ся (женская). Какая у вас разная одежда! У Олиного платья рукава длинные, а у Сашиной рубашки — (корот­кие). Плательная ткань тонкая, а пальтовая — (толстая). Одежду, которую вы носите каждый день, мы называем повседневной, а в праздник — (праздничной). Бывает одежда новая, а если ее долго носить, она становится (старой).

Одежда, которую вы испачкали, станет (грязной), а та, которую постирали,— (чистой).

Игра «Все наоборот». Подберите слова с противополож­ным значением.

Надеть — (снять), одеть — (раздеть), испачкать — (по­стирать), застегнуть — (расстегнуть), намочить — (высу­шить), разбросать — (сложить), смять — (погладить), ра­зорвать — (зашить), чисто — (грязно), прямо — (вкривь), аккуратно — (неряшливо), удобно — (неудобно).

Речь сопровождается показом действий.

Какое это платье? (Праздничное.) Назовите «слова-приятели» к слову праздничный. (Нарядный, роскош­ный, великолепный, пышный, красивый, дорогой, бо­гатый.) Как по-другому можно сказать о необычном наряде? (Необыкновенный, странный, особенный, ди­ковинный.)

При затруднении выполнения задания педагог назы­вает, а дети повторяют синонимы.

Подбор синонимов. Словообразование.

Скажите ласковые слова о своей одежде. (Пальто — пальтишко, шорты — шортики, рубашка — рубашечка, шарф — шарфик, штаны — штанишки, носки — носочки и т. д.)

Подбор родственных слов.

Представьте, что у нас в руках недошитое платье. Что нам предстоит с ним сделать? (Сшить, дошить.) Что мы будем делать? (Шить.) На чем мы будем шить? (На швей­ной машинке.). Кто ты по профессии? (Швея.) Повтори­те похожие слова. Я скажу первое слово, а вы продол­жайте: шитье, швея, швейная, шить, сшить. Это род­ственные слова.

Подберите «слова-родственники» к слову одежда. (Одеж­да— одевание, одевать, одеваться, одетый.)

6. Физкультминутка. Пластические этюды.

Волшебные превращения. Вокруг себя повернись и в предметы превратись!

Представьте себя старой потерянной варежкой, бро­шенной на землю. О чем она могла вас попросить? Что могла сказать варежка детям, вернувшим ее хозяйке? Представьте себя новой варежкой. Что она могла сказать своей хозяйке?

Обыгрывание стихотворения «Где мой пальчик» Н. Са-конской. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы изоб­разите, как Маша надевала варежку и искала пальчик.

Маша варежку надела.

— Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал! Маша варежку сняла.

— Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь — и найдешь. Здравствуй, пальчик! Как живешь?

7. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.

Сейчас мы с вами поиграем со звуками и словами. Какого звука не хватает? ...апка, ...латок, блу...ка, шо...ты. Повторите слова, называя их правильно.

Назовите первый звук в словах варежка, рубашка, брюки, рукавицы. Какой последний звук слышится в этих словах?

Назовите четыре слова — названия одежды, в которых первый звук п. (Платье, плащ, пальто, платок.)

Назовите пять слов — названий одежды, которые начи­наются со звука ш. (Шуба, шарф, шапка, шорты, шляпа.)

Назовите шесть предметов одежды, в названиях кото­рых есть звук р. (Рубашка, куртка, сарафан, перчатки, рукавицы, ветровка.)

8. Работа над предложением. Развитие речевого внимания и мышления.

Задачи:

— использование в речи разных типов предложений;

— развитие логического мышления и воображения.

Игра «Я — не я!». Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный. Я буду говорить разные предло­жения, а вы будете отвечать: «Я — не я!»

Я люблю гладить белье. Я разбрасываю вещи по ком­нате. Я постираю одежду в сковороде. Я положу одежду в буфет. Я заштопаю носки. Я свяжу шарф иголкой.

Игра «Бывает — не бывает?». Придумайте предложе­ния и предложения-небылицы со словами портной, игол­ка, швейная машинка, рубашка, варежки.

Портной шьет иголкой. На швейной машинке шьют одежду. Мальчик носит рубашку. Иголка шьет портни­хой. Варежки носим на голове. Рубашку надеваем на ноги. Объясните, почему так не бывает.

Усвоение глаголов надеть, одеть. Обыгрывание ситуа­ции «Оденем куклу на прогулку».

Расскажите инопланетянину, какое сейчас время года. (Зима.) Без какой одежды мы не можем сейчас выйти на улицу? (Без шубы, шапки, рукавичек, шарфа, свитера, носков.) Нам нужно взять куклу с собой на прогулку. Какая одежда понадобится нам для одевания куклы? Что мы сейчас будем делать? (Одевать куклу.) Что делает Маша? (Одевает куклу.) Что Маша надевает на куклу? (Маша надевает на куклу свитер.) Какой свитер надевает Маша на куклу? (Маша надевает теплый шерстяной сви­тер.) В чем вы сами пойдете на прогулку? Что вы будете делать? (Одеваться.) Какую одежду наденете сначала, а какую — потом? Чем вы укутаете шею? (Шарфом.) Чем вы согреете руки на улице? (Варежками, рукавицами, перчатками.)

9. Развитие связной речи.

Задачи:

— развитие связной речи;

— развитие воображения и творческих способностей. Придумывание диалогов.

Что могут сказать Шляпа и Платье о своей Хозяйке? О чем говорят между собой Шуба и Шарф, Пальто и Куртка, Купальник и Шляпа, Костюм пожарного и Ха­лат врача?

10. Итог занятия.

Инопланетянин благодарит за то, что вы познакомили его с нашей одеждой. Он узнал много новых слов. Пода­рите ему рисунки одежды. Он покажет на своей планете, как одеваются люди на Земле.

Конспект логопедического занятия по формированию правильного произношения и языкового анализа и синтеза

Звуки к, к' . Буква к. «Домашние животные»

Наглядный материал: картинки: бабушка, де­душка, внучка; домашние животные (корова с теленком, лошадь с жеребенком, кошка с котятами, собака со щен­ками, коза с козлятами, ослик, кролики, поросенок, утки, куры, индюки); цветовые символы звуков и слов, домики для определения позиций звуков: зеленый до-мик — для мягких согласных, синий домик — для твер­дых согласных.

1. Психогимнастика.

Волшебные превращения. Вокруг себя повернись и в животных превратись!

Дети, изобразите ласкового котенка, который просит молочка у своей хозяйки.

Изобразите сердитую козу, трясущую своей головой. Покажите, как ее испугалась маленькая девочка.

Изобразите походку утят, идущих на пруд.

Покажите огорчение маленького цыпленка, который хотел запеть как петух, но у него ничего не получилось.

2. Сообщение темы занятия.

Выделение звуков к, к' из слов поросенок, коза, кот, утки.

Дети, отгадайте мои загадки, и вы узнаете, какие зву­ки мы будем сегодня изучать.

Впереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, а на ней щетинка.

(Поросенок.)

Какой последний звук вы услышали в слове поросе­нок? (Звук к.)

Часто умывается, а с водой не знается.

(Кот.)

Какой первый звук в слове кот? (Звук к.)

Ходят вперевалочку, плавают, ныряют и на дне пруда корм себе добывают.

(Утки.)

Как звучит звук к' в слове утки? Как мы назовем этот звук?

3. Характеристика звуков к, к' по артикуляционным и акусти­ческим признакам. Обозначение их цветовыми символами.

Одинаково ли звучат звуки к, к'? Что вы можете ска­зать о звуке к? Какой это звук? (Согласный твердый глухой звук.) Каким кружочком вы его обозначите? (Си­ним кружочком.) Этот звук будет жить в синем замке. Отличается ли звук к' от звука к? Как вы назовете звук к'? (Согласный мягкий звук.) Каким кружочком будем обозначать звук к'? (Зеленым кружочком.) Этот звук бу­дет жить в зеленом замке.

4. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймайте звук». Сейчас я буду произносить названия домашних животных, а вы внимательно слу­шайте. Хлопните в ладоши, если в словах услышите зву­ки к, к' Слова: индюк, гусь, верблюжонок, лошадь, кош­ка, овца и др.

5. Анализ и синтез слогов ак, ик.

Какие гласные звуки вы знаете? В гости к звуку а пришел звук к. Какой слог получился? (ак.) Звук и под­ружился со звуком к, и мы «прочитаем» слог ик. (Обо­значение звуков символами-кружочками.)

6. Произношение звуков к, к' в словах.

Дети, я получила письмо от бабушки Кати и дедушки Кости. Они приглашают нас приехать к ним в гости. Сегодня мы с вами отправимся в деревню. Мы поедем на машине, в названии которой есть звук к. Эта машина называется... (Такси.) (Выставляются картинки с изоб­ражениями деревни, бабушки, дедушки и девочки.) А вот и деревня! Кто нас встречает? (Бабушка Катя, дедушка Костя и их внучка.) Придумайте ей имя со звуком к или к'. (Аленка, Машенька, Кира, Иринка и т. д.) Назовем ее Аленка. Она хочет показать вам, какие у них есть животные.

7. Падежное управление. Согласование числительных с су­ществительными. Развитие памяти.

Кого мы увидели во дворе? (Поросенка, жеребенка, ослика, кроликов, корову с теленком, утку с утятами, кошку с котятами, козу с козленком и др.)

Игра «Послушайте, запомните и повторите». Козленок, котенок, крольчонок. Кто это? (Детеныши козы, кошки и крольчихи.) Чем похожи эти слова? (В этих словах есть два звука к. Звук к слышим в начале и в конце слов.) Послушайте слова еще раз: козленок, котенок, индюшо­нок, утенок, крольчонок. Какие новые слова вы услыша­ли в этом ряду? (Индюшонок, утенок.) Сколько звуков к в этих словах?

Я скажу слово, а вы измените его так, чтобы вместо звука к, появился звук к'.

Утка — (утки), индюк — (индюки), индейка —(индей­ки), цыпленок — (цыплятки).

Назовите их одним словом. (Птицы.)

Сосчитайте, сколько у кошки котят. Сколько у утки утят? (Дети считают, сколько утят, котят и т. д.)

Аленка спрашивает, в названиях каких животных вы произносили звук к в начале слова, конце и середине. (Дети определяют позиции звуков к, к' в словах, пере­кладывают кружочки в домике звуков, исходя из пози­ции звуков в словах.)

Дети, посмотрите, кто здесь гуляет. (Курица с цыпля­тами.) Споем песенку о них.

8. Физкультминутка.

Исполнение песни «Цыплята» (слова Т. Волгина, му­зыка А. Филиппенко). Дети выполняют действия в соот­ветствии с текстом песенки:

Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки,

Желтые цыплятки. — Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Не ходите далеко. Лапками гребите, Зернышки ищите! Съели толстого жука, Дождевого червяка, Выпили водицы Полное корытце.

9. Словообразование. Падежное управление. Произношение звуков к, к' в предложениях.

(Дети делятся на две группы. Одной группе даются карточки с изображением детенышей животных, а дру­гой — их мам.) Помогите детенышам отыскать своих мам. (Дети становятся парами. Затем картинки выставляются на наборное полотно. Дети называют животных и их де­тенышей.) У кого крольчата? (У крольчихи — крольчата. У коровы — теленок. У лошади — жеребенок. У козы — козлята. У утки — утята. У кошки — котята.) Скажите ласково о каждом детеныше. (Теленочек, козленочек, уте­ночек и т. д.) За кем бы вы хотели ухаживать? Чем вы будете их кормить?

10. Составление предложений по заданному слову. Анализ словесного состава предложений.

Научите Аленку составлять предложения. Придумай­те предложения, в которых будут слова котенок, теле­нок, щенок. (Выставляется схема предложения с наме­ренной ошибкой.) Правильно ли Аленка обозначила по­лосками предложение Котенок лакает молоко? (Дети считают количество слов в предложении и дают правиль­ный ответ.)

11. Физкультминутка. Развитие мелкой моторики и просоди­ческих компонентов речи.

Покажите бабушке Кате и дедушке Косте, как вы уме­ете изображать домашних птиц.

Наши уточки с утра:

— Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда:

— Га-га-га!

А индюк среди двора:

— Бал-балды, балды-балда! Наши курочки в окно:

— Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! А как Петя-петушок показал свой гребешок.

12. Развитие связной речи.

Назовите свое любимое животное и расскажите, поче­му вы его любите. (Рассказы-рассуждения детей.) Ваши рассказы очень понравились бабушке Кате. Знаете, чем она хочет нас угостить? (Молоком.)

13. Знакомство с буквой к.

Чтобы прочитать и написать названия домашних жи­вотных, надо узнать букву к.

Два столба стояли рядом. Вдруг один переломился И к другому прислонился.

Л. Леонова

Чтение слогов ка, ку, ки.

14. Итог занятия.

Скажем спасибо бабушке Кате, дедушке Косте и Ален-ке за гостеприимство. С какими новыми звуками вы по­знакомились, будучи у них в гостях? Что вы хотите им сказать на прощание?

15. Пение знакомых песенок о домашних животных.

Какие песни о домашних животных вы знаете? Давай­те споем их.

Конспект итогового логопедического занятия по теме «Путешествие медвежонка Умки в Антарктиду»

Наглядный материал: картинки — белый медве­жонок Умка, кенгуру, белка, рысь, лиса, заяц, лось, ку­ница, олень, слон, жираф, носорог, бизон, горностай, песец, киты (кашалот и нарвал), альбатрос, Старичок-Ле-совичок, девочка; кружочки — символы звуков, полос­ки — символы членов предложения, буквы.

1. Релаксационные упражнения. Психогимнастика.

Дети, сегодня я получила письмо от медвежонка Умки. Где живет медвежонок Умка? (На Севере, в Арктике. На берегу Северного Ледовитого океана.) (Показать на глобу­се.) Он хочет совершить путешествие и увидеть пингви­нов. Где живут пингвины? (В Антарктиде.) (Показать на глобусе расположение Антарктиды.) Умке одному в та­ком путешествии будет скучно и опасно. Вы хотите от­правиться вместе с ним?

Изобразите медвежонка Умку и маму-медведицу. По­кажите, как они выходят из своей снежной берлоги, про­щаются друг с другом, у них грустное и печальное выра­жение глаз.

А вот и Умка! (Выставляется картинка.) Поздоровай­тесь с ним. Спросите, как он себя чувствует. Прежде чем отправиться в путь, сложите в рюкзак теплые вещи. Ка­кую одежду вы возьмете с собой? Не забудьте положить угощение для пингвинов. Чем вы их угостите? (Рыбой.) Поднимите рюкзаки, покажите, как вам тяжело нести их. Отправляемся в путь.

2. Звуко-слоговой анализ и синтез.

(Дети подходят к своим местам.)

Сделаем привал! Снимите свои рюкзаки. Вам сразу стало легко. Присядьте. Посмотрите, здесь стоит избуш­ка. А вот и ее хозяин — Старичок-Лесовичок. Поздоро­вайтесь с ним.

Старичок-Лесовичок спрашивает: «Куда вы путь дер­жите?» (Мы идем в Антарктиду. Мы путешествуем.)

Что значит путешествовать? (Куда-то идти, ехать, бы­вать в разных странах, знакомиться с новым, неизвест­ным.) Каких два слова слышатся в слове путешествовать? (Путь, шествовать.) Старичок-Лесовичок, покажите нам, пожалуйста, дорогу в Антарктиду.

«Показать могу, только и вы исполните мою просьбу. Сорока-белобока сообщила мне весть, что с вами прово­дились логопедические занятия. Расскажите моей внуч­ке Машеньке, чему вы на них научились. Согласны?»

Давайте покажем Машеньке, чему мы научились на занятиях.

Выставляются плоскостная фигурка девочки или кук­ла и картинки животных.

Расскажите Машеньке, какие бывают звуки. (Гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие.)

Выделение гласных звуков в словах волк, рысь, пума, лиса, лоси, куница. Я назову животное, а вы — гласные звуки, которые слышатся в его названии.

Угадайте название животного.

В слове первый звук с, последний — н. Кто это? (Слон.)

Первый звук к', последний—у? Кто это? (Кенгуру.)

Первый звук з, последний — ц? Кто это? (Заяц.)

Соберите «рассыпанные» звуки в слово: р, с', ы (рысь); б', л, э, а, к (белка).

Угадайте название животного по звуковой схеме. (Сим­волами-кружочками обозначьте слова волк, лиса.)

Составьте названия животных из перепутанных букв: н, к, у, ц, и, а (куница); о, и, л, с (лоси); ж, р, и, а, ф (жираф). (Выставляются буквы на наборном полотне.)

Узнайте слова по первому и последнему слогу. В слове три слога: первый слог ли, последний — ца. Какое это слово? (Лисица.) Первый слог гор, последний — стай, это — (горностай).

Составьте названия животных из перепутанных слогов: сук-бар (барсук), дук-бу-рун (бурундук), чи-ха-зай (зайчи­ха), зон-би (бизон), ра-зеб (зебра), сец-пе (песец), мот-беге (бегемот).

В названии какого кита есть слово, обозначающее пи­щу? (Кашалот.) Слово рвал! (Нарвал.) Какие коротень­кие слова есть в слове носорог! (Нос, рог, сор.)

О чем бы вы хотели спросить Старичка-Лесовичка и Машеньку? Задайте им вопросы.

3. Физкультминутка.

Волшебные превращения. Вы показывайте движения и повадки животных, а мы будем узнавать, кто это.

«Спасибо за то, что научили Машеньку слышать зву­ки и узнавать животных. За это я дарю вам сапоги-ско­роходы». (Дети имитируют надевание сапог-скороходов и ходьбу в них.) В скороходах-сапогах мы шли-шли-шли, мигом в Африку пришли. (На глобусе показыва­ется Африка. Выставляется фигурка Бармалея.) «Я дав­но вас жду! Вы — мои пленники!» Скажите добрые слова Бармалею, может быть, он сжалится над нами. (Барма-леюшка, какой ты добрый, славный, милый. Какая у тебя длинная красивая борода, добрые глаза!) «Ладно, от­пущу, только ответьте на мои вопросы».

4. Согласование прилагательных с существительными.

О каких животных можно сказать пятнистый, пятни­стая? (Пятнистый жираф, гепард, леопард, рысь, ягуар; пятнистая гиена.) Полосатый? Полосатая? (Полосатый тигр, бурундук; полосатая зебра.) Почему зайца, слона и лося называют травоядными? (Они питаются растительной пищей.) Почему волка, тигра и рысь назвали хищниками? (Они нападают на других животных. Питаются мясом дру­гих животных.) Молодцы, хорошо ответили на мои вопро­сы. Я еще хотел бы узнать что-нибудь о диких животных.

5. Работа над предложением.

Придумайте для Бармалея интересные предложения о животных.

Составление предложений со словами жираф, лиса, волк, гиппопотам. Словесный анализ одного-двух пред­ложений с использованием полосок-символов.

6. Творческие задания.

«Умеете ли вы сочинять чистоговорки? Научите, по­жалуйста, меня сочинять чистоговорки. (Сочинение чис­тоговорок детьми со словами слон, пингвин.) Большое спасибо! Идите с миром!» — «Бармалеюшка, далеко ли еще до Антарктиды?» — «Еще далеко. Сейчас я вызову вам самых больших летающих птиц. В названии этой птицы есть слово трос. Угадали, кто это?» (Альбатрос.) (Показ картинки.)

Садитесь на альбатросов, полетим. А вот и Антаркти­да! Здравствуйте, пингвины! Угощайтесь рыбкой! Объяс­ните Умке, чем пингвины отличаются от других птиц? (Пингвины очень большие птицы. У них маленькие кры­лья. Пингвины не умеют летать. У них нет больших перьев.) Что общего между медвежонком Умкой и пинг­вином? (Они умеют плавать. Питаются рыбой. Не боятся холода. Шерсть медвежонка и перышки пингвина не на­мокают в воде.)

7. Развитие связной речи.

Придумайте разговор медвежонка Умки с пингвином. Что они могли рассказать друг другу о себе?

Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвра­щаться домой. Как мы доберемся домой?

8. Итог занятия.

Что вам понравилось на сегодняшнем занятии? Что бы вы еще хотели узнать об Антарктиде? Какими вы сегод­ня были? (Смелыми, выносливыми, добрыми, вниматель­ными, воспитанными, заботливыми.)

Как видно из предлагаемых конспектов занятий, про­водимых воспитателями и логопедом, у детей происхо­дит развитие коммуникативных навыков и психофизи­ческих функций. Занятия содержат максимум информа­ции, что способствует обогащению памяти детей образами и представлениями. Разнообразие заданий, быстрый темп проведения занятий позволяют педагогам поддерживать внимание и интерес на протяжении всего занятия, пре­пятствуют утомлению и развивают переключаемость вни­мания у детей.

Многообразие организационных форм, наличие нагляд­ного материала, включение в работу всех анализаторов, в том числе двигательного, способствуют усвоению мате­риала большего по объему, чем предлагается обычно в коррекционных программах.

Приложение 3

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Помимо фронтальных занятий, лексический материал используется на индивидуальных и подгрупповых заня­тиях по коррекции звукопроизношения.

На подготовительном этапе при постановке звуков, по­мимо артикуляционной гимнастики, ведется работа по развитию фонематического восприятия. Для этой цели можно использовать иллюстративный материал по каж­дой конкретной теме. Наиболее приемлемы на этом эта­пе будут следующие задания: отбор картинок с изучае­мым звуком; выделение звука из заданного слова (хлоп­нуть в ладоши, если в названии предмета будет тот или иной звук).

На этапе автоматизации произношения звука в словах важно сочетать работу над коррекцией звукопроизноше­ния с формированием лексико-грамматического строя ре­чи и развитием познавательных процессов.

Автоматизация произношения звуков в словах ведет­ся параллельно с усвоением грамматических категорий словообразования и словоизменения. Например, упраж­няясь в правильном произношении звука ж, ребенок од­новременно овладевает образованием существительных с помощью суффиксов (лужа, лужица, лужища). Закреп­ляя звук с, он постигает значение родственных слов снег, снежок, снежинка, Снегурочка, снеговик, снегирь; авто­матизируя произношение звука з', упражняется в обра­зовании приставочных глаголов от слова возит (завозит, перевозит, подвозит, увозит). Единственное и множествен­ное число существительных и падежное управление луч­ше усваиваются детьми при выполнении таких заданий, как «Дополните слово», «Подскажите слово в чистого-ворке», «Назовите родственные слова», «Подберите сло­ва с противоположным значением» и др.

Формирование навыков правильного произношения звуков можно проводить на материале изучаемой лекси­ческой темы. В предложенных тематических словариках представлены существительные, прилагательные, глаго­лы, наречия и причастия. Из них легко выбрать слова на требуемый звук. Например, для автоматизации про­изношения звука л наиболее подходит глагольная лек­сика по теме «Транспорт». Отвечая на вопрос Что ты делал?, ребенок упражняется в проговаривании слов со звуком л. (Плыл, ехал, заходил, входил, садился, вста­вал, крутил, остановил и т. д.) Для автоматизации произ­ношения звука л' можно использовать глаголы прошед­шего времени множественного числа. Для этого надо поставить перед ребенком вопросы: Что мы (вы, они) (с)делали? (Ехали, приехали, летели, прилетели.)

Параллельно с автоматизацией произношения звуков и расширением лексического запаса слов следует проводить игры на развитие внимания, восприятия и памяти из раз­делов «Развитие познавательных процессов» и «Игры со звуками, буквами и словами».

Для составления словосочетаний используются задания «Найдите слову пару», «Исключите лишнее и повторите слова». Словосочетания могут состоять из прилагатель­ного и существительного, причастия и существительно­го, числительного, прилагательного и существительного, наречия и глагола, глагола и существительного. Согласо­вание местоимения с глаголом усваивается в игровых ситуациях или во время специально организованных физ­культминуток.

На этапе автоматизации произношения звука в пред­ложении ведется работа по усвоению разных типов пред­ложений. Используются следующие приемы: «Ответьте на вопрос», «Вставьте нужное слово и повторите предло­жение», «Вставьте коротенькое слово-предлог» и др.

Автоматизация произношения звуков в связной речи наиболее результативна, когда чистоговорки сочиняют сами дети. Помимо чистоговорок дети составляют загад­ки-описания, придумывают диалоги между предметами и животными, заучивают загадки, стихи и придумывают сказки.

Материал изучаемой лексической темы включается во все виды занятий — логопедические, физкультурные, му­зыкальные, изобразительные, математические, а также в режимные моменты. Плановые недельные задания рас­пределяются между воспитателями и логопедом. Таким образом, исключается повтор заданий на каждый день и в то же время не пропускается ни один вид работы в течение недели.

Приложение 4

ПЛАН ЗАНЯТИЙ НА НЕДЕЛЮ (СТАРШАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА)

Работа воспитателя Работа логопеда
Понедельник, утро Восприятие пространствен­ных отношений, величины и формы (геометрических фигур). Рисование одежды по тра­фаретам. На какую геомет­рическую фигуру похожи юбочка, пальто, манжет? Ка­кой формы бывают ворот­нички? Сравнение пуговиц по цве­ту и величине. Для какой одежды подходят большие пуговицы, для какой — ма­ленькие? Счет пуговиц. Занятие познавательного цикла. Вечер Развитие слуховой памяти. Послушайте, запомните и повторите слова шорты, джинсы, брюки, костюм, ру­башка. А какое новое слово появилось в ряду следующих слов: пиджак, шорты, джин­сы, брюки, костюм, рубаш­ка? Мелкая моторика. Заучи­вание наизусть стихотворе­ния И. Лопухина «Вот куд­рявая овечка...». Понедельник Индивидуальная работа по коррекции звукопроизноше-ния. Развитие зрительного вос­приятия. 1. Контурные изображения одежды, наложенные друг на друга. Какую одежду ты видишь? 2. Какой детали не хвата­ет в одежде? (Платье без ру­кава, рубашка с одним угол­ком воротника, брюки с од­ной укороченной брючиной, пальто с оторванными пуго­вицами.) 3. Найдите ошибки ху­дожника. (Платье с одним длинным, а другим корот­ким рукавом. Пуговиц на рубашке больше, чем петель. Помпон на шляпе. Ребенок, купающийся в шубе и шап­ке. Девочка в сарафане, иду­щая на лыжах. Девочка в бальном платье, собираю­щая грибы. Девочка в зим­ней шапке, юбке и блузке.)
Вторник, утро Развитие слуховой памяти. Запоминание названий одежды. Классификация одежды (детская, женская, мужская). «Оденьте куклу». Подобрать одежду к плоскостным фи­гуркам мальчика и девоч­ки. Математика. Музыкальное занятие. Пластические этюды. Прогулка. Рассматривание зимней одежды детей. Развитие мышления. Ус­тановление функциональных аналогий. Что общего меж­ду шубой и снегом? (Шуба греет человека, а снег — землю.) И т. д. Вечер Развитие зрительно-прост­ранственного восприятия. Со­ставление трафаретов одеж­ды из четырех — шести ча­стей. Чтение стихов по теме. Вторник Фронтальное логопедиче ское занятие. Индивидуаль ная коррекционная работа Развитие зрительной па мяти. Выполните задание «Посмотрите, запомните и скажите». Перед ребенком выкладывается несколько картинок с изображением одежды. Сколько картинок ты запомнил? Убирается одна картинка. Чего не ста ло? Изменяется местополо жение картинок или пред метов одежды. Что измени лось? Развитие внимания и мы шления. Игра «Бывает — не быва ет». Придумывание детьми предложений-небылиц.
Среда, утро Изготовление выкроек ку­кольной одежды. Вырезание силуэтов одежды. Закрепле­ние названий частей одеж­ды. Математика. Развитие зрительного вос­приятия и памяти. Правиль­но ли нарисовал художник костюмы трех друзей? (Пе­репутаны головные уборы, пиджаки и брюки.) Из ка­ких тканей сшита одежда? (Рисунки разной одежды и цветные лоскутки тканей.) Найдите самую длинную, са­мую толстую и самую тон­кую иголку. (Иголки разной длины и толщины.) Найдите отличия в платьях. (Даны две картинки, на которых по-раз­ному расположены детали.) Музыкальное занятие. Вечер Развитие кинестетических ощущений. Шитье одежды для кукол. Знакомство с тканями, из которых шьется одежда. При­шивание пуговиц. Ознаком­ление с наперстком, иголь­ницей и другими швейными принадлежностями. Закреп- ление навыков обращения со швейными принадлежно­стями. Среда Фронтальное логопедичес­кое занятие. Индивидуаль­ная коррекционная работа. Формирование временных понятий. Чем раньше была льняная рубашка? (Льном.) Чем раньше было ситцевое платье? (Хлопком.) Чем раньше была вискозная юб­ка? (Древесиной.) Шерстя­ной платок? (Шерстяными нитками, клубком.) Разви­тие слуховой памяти и во­ображения. Заучивание за­гадок и стихов. Придумы­вание детьми чистоговорок.
Четверг, утро Физкультурное занятие. Рисование. Развитие мышления. Кто быстрее подберет комплект одежды? Одному ребенку предлагается подобрать зим­нюю, а другому — летнюю одежду. Игра «Четвертый лишний». Плащ, куртка, пальто, са­поги. Юбка, блузка, чашка, са­рафан. Прогулка. Воспитательная беседа об отношении к одеж­де во время сбора на про­гулку. Узнайте друга по одежде. Один ребенок отворачива­ется, а другой дает описа­ние одежды одного из де­тей. Например, у этого маль­чика меховая шуба, красная шапочка, красный шарф. Кто это? Вечер Развитие внимания. Игра «И я — не я». Детям зачи- тываются предложения, на­пример: «Я люблю гладить белье», «Я бросаю платье на пол», «Я надеваю шор­ты на голову», «Я люблю носить грязные платья» и др., а они отвечают: «И я», если это положительный при­мер, или «Не я», если при­мер отрицательный. Затем детям предлагается самим придумать аналогичные предложения. Сюжетно-ролевая игра «Ателье». Четверг Фронтальное логопедичес­кое занятие. Индивидуаль­ная работа. Актуализация глагольной лексики. Развитие памяти. Запом­ните и повторите пары слов: девочка— юбка, мальчик — шорты, комбинезон — строи­тель, врач — халат, мат­рос — тельняшка. Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто? Назовите слова, отвечающие на вопрос что? Развитие воображения. Придумывание диалогов между Шляпой и Платьем, Пальто и Курткой, Туфля­ми и Шляпой.  
Пятница, утро Закрепление оттенков ос­новных цветов. Подберите аксессуары такого же цвета к одежде принцессы (шляп­ку, сумочку, туфельки и др.). Комплексное занятие по развитию речи. Рисование. Украшение на­циональной саамской одеж­ды. Прогулка. Игра «Радио». Описание одежды товарищей. Внимание! Внимание! По­терялся мальчик в голубом пуховике, синей вязаной шапочке, кожаных рукавич­ках и т. д. Вечер Трудовая деятельность де­тей (стирка кукольной одеж­ды). Пятница Работа с родителями. Индивидуальная работа. Чтение загадок и стихов. Развитие воображения. Придумывание чистоговорок-небылиц, чистоговорок-« сме­шинок» со словами платок, шляпа, шуба и др.  
             

Ежедневно в утренние часы проводится комплекс уп­ражнений на развитие мелкой и артикуляционной мото­рики, дыхания и голоса. Задания носят игровой харак­тер, то есть насыщены игровыми образами, связанными с изучаемой темой.

Наши рекомендации