Занятие № 4

ОРФОЭПИЯ. ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗУКОВ, СОЧЕТАНИЙ СОГЛАСЫХ.

Литература

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. С. 275-329 (таблицы).

2. Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И.Аванесова М., 1983. С. 667-679.

3. Культура речи на сцене и на экране/ Отв. ред. Л.И. Скворцов, Л.Н. Кузнецова. М., 1986. С. 5-34.

4. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 133-137, 139-142.

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Дайте определение орфоэпии как научной дисциплины.

2. Расскажите, каковы критерии установления орфоэпических норм.

3. Объясните, какие группы правил выделяются в орфоэпии при описании звучащей речи.

4. Укажите, какие правила произношения согласных звуков получили отражение в домашнем упражнении.

5. Прочитайте текст в соответствии с литературными нормами.

Прокомментируйте произношение согласных и их сочетаний в случаях, которые могут вызвать затруднения у школьников и часто приводят к орфоэпическим ошибкам:

Ах, этот день двенадцатый апреля,

Как он пронёсся по людским сердцам.

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,

Тот праздник, в пёстром пламени знамён,

Когда безвестный сын земли смоленской

Землёй-планетой был усыновлён.

(А. Твардовский)

6. Укажите, какие правила орфоэпии иллюстрируются произношением слов и форм слова: голод – холод, гол – холл, гость – холст, восторг – слог, аншлаг – дуршлаг, творог – порог, визг – брызг, лязг – брызг, ногти – когти, дёгтя; мягкое, лёгкое; мягче, легче.

II. Задания:

Прослушайте стихотворение А.С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" в исполнении Д. Журавлёва, В. Яхонтова.

1. Определите характер произношения: стилистически неокрашенный, нейтральный или стилистически окрашенный высокий; стилистически окрашенный разговорный. Аргументируйте свои выводы, опираясь на определение стилей произношения в кн.: Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. С. 33-35.

2. Затранскрибируйте две строфы стихотворения в соответствии с нормами литературного языка.

3. Сделайте фонетический анализ подчеркнутого слова.

Вариант 1.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

(А. Пушкин)

Вариант 2.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспоривай глупца.

(А. Пушкин)

III. Домашнее задание.

А. Подготовьтесь отвечать на вопросы:

1. Произношение безударных гласных.

2. Произношение звуков в грамматических формах.

Законспектируйте материал из учебника: Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. § 66, 69 (с. 133-139); повторите с. 124-128 (вопросы, связанные с позиционной меной гласных).

Б. Выполните упражнение. Затранскрибируйте текст, сделайте орфоэпический анализ текста, учитывая правила произношения гласных, правила произношения согласных, правила произношения звуков в грамматических формах:

Но перед майскими ночами

Весь город погружался в сон,

И расширялся небосклон;

Огромный месяц за плечами

Таинственно румянил лик

Перед зарёй необозримой…

О, город мой неуловимый,

Зачем над бездной ты возник?…

Ты помнишь: выйдя ночью белой

Туда, где в море сфинкс глядит,

И на обтёсанный гранит

Склоняясь главой отяжелелой,

Ты слышать мог: вдали, вдали,

Как будто с моря, звук тревожный…

(А. Блок)

Наши рекомендации