Тема:урок – основная форма организации обучения. Задания
1. Провести наблюдение трех разных уроков (русского языка, математики, чтения, природоведения, труда и др.) и составить подробный протокол. В протоколе необходимо отмечать время начала каждого нового вида работы.
2. Проанализировать уроки с точки зрения дидактической и методической структуры:
– определить основные элементы каждого урока (какой из элементов оказался наиболее длительным? самым коротким? самым продуктивным?)?
– на каком этапе каждого урока активность и работоспособность детей оказалась наиболее высокой? чем это можно объяснить?
– определить тип и вид каждого урока;
– составить схематически дидактическую и методическую структуры каждого урока.
3. Составить краткий письменный отчет о выполнении заданий.
4. Сделайте выводы относительно особенностей построения уроков в начальной (средней) школе.
Лабораторная работа № 2
Тема:методы, приемы и средства обучения. Задания
1. Провести наблюдение трех разных уроков и составить подробный протокол.
2. Проанализировать каждый урок с точки зрения использованных учителем и учащимися методов, приемов и специальных средств обучения:
– назвать использованные учителем методы обучения, определить, какие из них на каком уроке были ведущими;
– назвать приемы обучения, определить, какие из них выполняли в основном воспитывающую функцию, какие – развивающую;
– назвать все специальные средства, использованные на каждом уроке, определить, с какими методами или приемами они сочетались;
– определить, какой метод обучения особенно удался с точки зрения эффективности учебной деятельности и почему.
3. Составить краткий письменный отчет о выполнении заданий.
Ответы на поставленные выше вопросы можно представить в виде таблицы (попробуйте самостоятельно составить свой вариант таблицы). В выводах отметьте особенности применения методов, приемов и специальных средств обучения в начальной (средней) школе, на уроках разных учебных предметов.
Лабораторная работа № 3
Тема:контроль и оценка знаний и умений учащихся.
Задания
1. Провести наблюдение трех разных уроков и составить подробный протокол.
2. Проанализировать каждый урок с точки зрения контроля и оценки учебной деятельности и ее результатов:
– определить, на каких этапах урока (в соответствии с методической структурой) осуществлялся контроль за учебной деятельностью и виды контроля;
– определить, какие виды оценки работы детей использовал учитель на каждом уроке;
– определить формы контроля и оценки;
– определить, с какими методами (приемами) обучения сочетались контроль и оценка учебной деятельности, какие функции выполняла оценка учителя;
– осуществлялась ли самооценка учебной деятельности – как она была организована; была ли взаимная проверка учащимися своих знаний и умений;
– советовался ли учитель при оценивании работы отдельных учеников со всем классом, предлагал ли учащимся оценить чей-либо ответ.
3. Составить краткий письменный отчет о выполнении задания. Ответы на поставленные выше вопросы можно представить либо в таблице (попробуйте составить ее самостоятельно), либо в отдельной специально для этого предусмотренной графе протокола урока (например, в графе «Примечания»), либо отдельным текстом. В выводах отметить особенности контролирующей и оценочной деятельности разных учителей в начальных, средних, старших классах.
Лабораторная работа № 4
Тема:формирование учебной деятельности.
Задания:
1. Провести наблюдение трех разных уроков и составить подробный протокол.
2. Проанализировать каждый урок с точки зрения формирования учебной деятельности:
– определить, какие компоненты учебной деятельности имели место на уроке (записать их в отдельной графе протокола урока);
– какие цели ставились учителем перед учащимися (привести конкретные формулировки);
– создавались ли учителем ситуации, в которых учащиеся самостоятельно ставили цели предстоящей деятельности и насколько успешно;
– какое внимание учитель уделял обучению школьников целеполаганию: знакомил с собственными целями, предлагал формулировки учебных целей, давал учащимся задание на самостоятельное определение собственных целей и др.;
– какие цели поставили перед собой учащиеся;
– какие учебные действия они осуществляли;
– какие практические действия выполняли учащиеся для достижения целей (для решения учебных задач);
– каким образом контролировали учебные действия;
– удалось ли детям выполнить учебные задачи и насколько успешно; обращалось ли на это внимание при подведении итогов работы на уроке.
3. Составить краткий письменный отчет о выполнении задания. Ответы на поставленные выше вопросы можно представить в виде таблицы. В выводах отметьте особенности формирования учебной деятельности в начальной (средней) школе.
Лабораторная работа № 5
Тема:коммуникативная деятельность учителя на уроке.
Задания
1. Провести наблюдение трех разных уроков и составить подробный протокол.
2. Проанализировать каждый урок с точки зрения коммуникативной деятельности учителя:
– какие коммуникативные приемы использовал учитель на каждом уроке, зависело ли применение этих приемов от учебного предмета;
– какие приемы аттракции были использованы, насколько результативными они оказались;
– стремился ли учитель к фасилитации;
– было ли установлено взаимопонимание учителя с учащимися, по каким фактам вы судили об этом;
– какую роль в процессе обучения сыграли взаимоотношения учителя и учащихся (способствовали положительной мотивации учебной деятельности, самостоятельности детей, их активности и пр.; вызвали негативное отношение учащихся к заданиям учителя, нарушения дисциплины и т. п.).
3. Составить краткий письменный отчет о выполнении задания. Ответы на поставленные выше вопросы можно представить текстом. Сделайте выводы относительно стиля общения учителя на уроке.
Практическое занятие № 1
Тема:проявление психических сфер школьника в процессе обучения.
Учебные задачи:
1) углубить представление о психических сферах школьника за счет конкретизации знаний, полученных на лекциях;
2) научиться по внешним признакам определять психические сферы школьника, их проявление во время урока;
3) развивать педагогическую наблюдательность (определить способы деятельности учителя, направленные на развитие сфер индивидуальности школьников во время урока).
План занятия
1. Краткое повторение основных характеристик сфер психики человека; ознакомление с описанием внешних признаков проявления сфер психики школьника во время урока:
Интеллектуальная – постановка вопросов, осмысленный взгляд, сосредоточенное выполнение учебных действий, ответы на вопросы учителя, самостоятельность действий и др.
Мотивационная – положительные состояния: стремление добавить к ответу, желание работать у доски, постановка перед собой цели, заинтересованность, отсутствие реакции на звонок или другие отвлекающие факторы; отрицательные состояния: уклонение от работы, нарушение дисциплины, демонстративное нежелание отвечать на вопросы учителя и др.
Эмоциональная – удивление, возгласы и жесты радости или огорчения, нетерпение желаний (трясет рукой, обращая внимание на себя, вскакивает с места и т. д.), проявление чувства сопереживания, эмоциональные состояния страха, беспокойства, волнения и др.
Волевая – напряженная, сосредоточенная поза при работе, отказ от помощи со стороны, стремление довести начатую работу до конца.
Предметно-практическая – уверенно действует при выполнении задания, обращается к необходимым учебным пособиям, использует их по назначению, дисциплинирован, организован, последователен и т. д.
Саморегуляции – контролирует свои действия, оценивает их, исправляет ошибки, интересуется действиями других учащихся, может найти ошибки и предложить способы их исправления, переводит внимание с отвлекающих факторов на нужный объект, следит за осанкой и др.
Экзистенциальная – высказывает собственное мнение, выражает несогласие с мнением другого, обосновывает собственную позицию и др.
2. Выполнение задания (просмотр видеозаписи фрагмента урока, в ходе которого необходимо накопить данные о проявлении психических сфер школьников) – задание выполняется подгруппами, образованными в соответствии с отдельными сферами психики (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др.), в результате каждая подгруппа следит за проявлением одной сферы.
3. Беседа по анализу фрагмента урока. Основные вопросы беседы:
– Удалось ли увидеть проявление психических сфер школьников?
– Какие факты подтверждают это?
– Что особенного в проявлении сфер психики (что особенного в их характеристике, когда речь идет о разных сферах)?
– Какие выводы можно сделать о фактах проявления психических сфер, о соотношении между сферами?
– Оказывалось ли учителем воздействие на сферы индивидуальности учащихся? По каким фактам можно судить об этом?
– Что в уроке особенно эффективно способствовало развитию сфер индивидуальности школьников – содержание учебного материала? Методы и приемы обучения? Формы обучения? Наглядные, технические и другие средства обучения? Контроль и оценка знаний?
– Какие действия учителя по управлению развитием сфер индивидуальности школьников оказались самыми эффективными?
– Как бы вы поступили на месте учителя, чтобы воздействие на какие-то свойства и качества психики ребенка были более результативными?
4. Подведение итогов занятия. Обобщение информации, полученной во время беседы. Самооценка студентами значимости занятия.
Лабораторная работа № 6
Тема:исследование особенностей внимания и управления им на уроках разных учебных предметов:
Рекомендациипо выполнению работы:
1) исследование проводится путем наблюдения за одним из учащихся во время уроков математики, русского языка, природоведения и т. д. – уроки выбираются любые, но разные (в дальнейшем при выполнении других работ наблюдения проводятся за одним и тем же ребенком);
2) в ходе наблюдения ведется запись протокола урока, при этом в специальной графе отмечается вид внимания и его длительность (сколько минут оно сохранялось). Протокол необходимо вести достаточно подробно, чтобы потом, анализируя урок, можно было бы в выводах записать, что способствовало изменению внимания учащегося (внешние обстоятельства, действия учителя и т. д.). Важно определить те приемы в деятельности учителя, которые повышали внимание, делали его устойчивым и т. п.;
3) при наблюдении за учащимся можно пользоваться следующей программой:
– как на уроке создается установка быть внимательным?
– как учитель стимулирует интерес к содержанию урока?
– каковы особенности изучаемого материала (доступность, занимательность, необычность, разнообразие и др.)?
– как раскрыта на уроке практическая значимость изучаемого материала?
– как используется наглядный материал для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, сочетание со словом учителя и пр.)?
– как организовано изложение материала (яркость, образность, эмоциональность речи, смена интонаций, сочетание с наглядностью, постановка риторических вопросов и пр.)?
– как организована смена видов деятельности на уроке?
– каков темп ведения урока?
– как организуется активность учащихся на уроке?
– как учитываются индивидуальные особенности внимания учащихся во время урока?
Результаты выполнения лабораторной работы должны быть представлены в отчетепо следующей форме:
Тема: особенности внимания учащихся и управления вниманием на уроках.
Характеристика работы:
а) наблюдение проводилось на уроках ......................................................
протоколы уроков прилагаются;
б) наблюдение проводилось за учащимся ...................................................
Основные результаты:
а) график изменения внимания на уроке ....................................................
послепроизвольное
произвольное непроизвольное
отсутствует _______________________________________________________________ время урока
Далее должны быть представлены графики внимания учащегося, на других уроках;
б) особенности внимания учащегося (какой вид преобладает, является ли оно устойчивым, подвержено ли внимание внешним воздействиям, зависит ли оно от учебного предмета и т. д.);
в) приемы в деятельности учителя, способствовавшие появлению или усилению внимания учащегося .........................................................................................
Рекомендации по управлению вниманием учащихся на уроках .................................
Лабораторная работа № 7
Тема:исследование восприятия и развития перцептивных способностей учащегося на разных уроках.
Рекомендациипо выполнению работы:
1) кроме наблюдения за учащимся во время уроков следует использовать беседу с ним и анализ продуктов его учебной деятельности. При наблюдении ведется подробный протокол, особое внимание обращается на то, какая работа осуществляется с изучаемыми объектами, как обеспечивается их эффективное восприятие. В беседе с учеником важно выяснить особенности его перцептивной деятельности (проявление апперцепции, влияние установки, фона, речевых особенностей учителя, наглядных средств и т. д. на восприятие);
2) при наблюдении за деятельностью учителя необходимо сосредоточить внимание на действиях по организации перцептивной деятельности учащихся. Можно воспользоваться при этом следующей программой:
– как создается на уроке установка на восприятие?
– как контролируется и учитывается точность и полнота формирующихся на уроке образов?
– какими приемами привлекается внимание школьников к объектам восприятия?
– как учитывается фон восприятия при изложении материала урока?
– как использует учитель прошлый опыт учащихся при организации их восприятия?
– как организовано обучение перцептивным действиям?
– как учитываются закономерности развития восприятия?
– как учитываются индивидуальные различия в характере восприятия?
3) в беседе с учеником можно придерживаться следующей примерной программы:
– всегда ли ты следишь за объяснением учителя?
– всегда ли тебе понятно объяснение?
– задаешь ли ты вопросы, если тебе что-то непонятно?
– весь ли новый материал ты можешь сразу воспроизвести? Если нет, то что именно можешь повторить?
Результаты лабораторной работы оформляются в отчете по форме, аналогичной предыдущей.
Лабораторная работа № 8
Тема:исследование процессов памяти на уроках разных учебных предметов и способов их развития.
Рекомендациипо выполнению работы:
1) в протоколах уроков особое внимание следует уделить записям, отражающим воспроизводящую деятельность учащегося и запоминание;
2) в ходе наблюдения за уроками одновременно с действиями учащегося необходимо фиксировать действия учителя, выделяя из них те, которые направлены на обеспечение процессов памяти учащихся. Можно воспользоваться следующей программой наблюдения:
– удалось ли и что конкретно воспроизвести учащемуся на уроке? В чем он испытывал затруднения при воспроизведении материала?
– создавалась ли на уроке установка на запоминание?
– удалось ли и что конкретно запомнить нового учащемуся на уроке?
– какими приемами привлекалось внимание учащихся к тому, что подлежало запоминанию?
– проводилось ли обучение учащихся приемам запоминания?
В отчете необходимо представить ответы на следующие вопросы:
1. Какие процессы памяти имели место на наблюдаемых уроках?
Учебный предмет | Процессы памяти | ||
запоминание | сохранение | воспроизведение | |
математика | |||
природоведение | |||
чтение |
В графе «воспроизведение» отметьте уровень (уровни), который демонстрировал учащийся на том или ином уроке (узнавание, собственно воспроизведение, припоминание).
2. Какой учебный материал (или какая деятельность) способствует лучшему запоминанию и воспроизведению?
3. Какие мнемонические действия были осуществлены на уроках?
Учебный предмет | Мнемонические действия | |||||
группировка | планирование | классификация | аналогия | опорные пункты | мнемотехнические приемы | |
математика | ||||||
природовед. | ||||||
чтение |
4. Какие способы и приемы были использованы учителем, чтобы обеспечить эффективность процессов памяти у учащихся?
Лабораторная работа № 9
Тема:исследование мотивационных состояний учащегося на уроках разных учебных предметов и способов формирования его мотивации учения.
Рекомендациипо выполнению работы:
1) наблюдение проводится за выбранным ранее учащимся в течение трех разных уроков, при этом особое внимание обращается на отношение учащегося к деятельности, организуемой на уроке; необходимо заранее (до наблюдения) приготовить основу для будущего графика мотивационных состояний:
В ходе наблюдения через каждые 3 минуты следует точкой фиксировать уровень активности учащегося, отражающий те или иные мотивационные состояния:
I – полная пассивность (отсутствие положительных мотивационных состояний);
II – учащийся с трудом входит в работу, отвлекается по любому поводу (мотивационные состояния носят непроизвольный характер);
III – учащийся работает легко, на отвлекающие факторы не реагирует, хотя и замечает их (стремления, заинтересованность и другие мотивационные состояния четко просматриваются);
IV – полная увлеченность учением, не замечает отвлекающих факторов (явно выраженный познавательный интерес);
2) при наблюдении за деятельностью учителя важно обращать внимание на то, какие действия, слова, жесты, интонации влекут за собой изменения в мотивационных состояниях учащегося. Эти данные необходимы для того, чтобы при анализе графика указать на причины повышения (или понижения) активности, ее устойчивости (неустойчивости) и т. д. Данные наблюдения за деятельностью учителя на уроке можно фиксировать следующим образом:
Время | Деятельность учителя |
Организация работы, общая установка ....................................................................................................... | |
Устный фронтальный опрос ............................................................................................................ | |
......... | ....................................... |
Задание (общее и индивидуальное) по карточкам, подбадривание ................................................................ | |
......... | ................................................................. |
Инсценировка ............................ | |
........ | ....................................... |
В отчете необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Является ли отношение учащегося к разным учебным предметам одинаковым?
2. Какие мотивационные состояния удалось пронаблюдать у учащегося на разных уроках?
Учебный предмет | Стремление к деятельности | Стремление к хорошей оценке | Желание отвечать | Заинтересованность | Увлеченность |
Математика | |||||
Русский язык | |||||
Природоведение | |||||
Чтение |
3. Чем можно объяснить наличие мотивационных состояний у ученика на том или ином уроке? Каковы причины их изменений на одном и том же уроке? (Здесь необходимо представить полученные графики.)
4. Какие способы и приемы, используемые учителем, способствовали возникновению (или подкреплению) положительных мотивационных состояний у учащихся? (По каждому уроку отдельно.)
5. Есть ли, по вашему мнению, необходимость в индивидуальном воздействии на мотивацию наблюдаемого учащегося? Если да, то что бы вы порекомендовали?
Лабораторная работа № 10
Тема:исследование особенностей мышления учащегося на уроках разных учебных предметов и способов его развития. Рекомендациипо выполнению работы:
1) для исследования особенностей мыслительной деятельности учащегося кроме наблюдения необходимо использовать и такие методы, как беседа с учеником, анализ его устных и письменных (практических) работ;
2) при наблюдении уроков следует вести самые подробные записи;
3) можно воспользоваться следующей программой наблюдения:
– какие средства использует учитель для формирования интереса к процессу мышления?
– какие общие приемы мыслительной деятельности формировались на уроке?
– обучались ли школьники в ходе урока приемам логической, смысловой обработки материала?
– происходило ли в процессе объяснения выделение главного в содержании изучаемого материала?
– создавались ли на уроке проблемные ситуации? Как было организовано их разрешение?
– предоставлялась ли учащимся возможность самостоятельно мыслить? Насколько успешной оказывалась мыслительная деятельность детей?
– каким конкретно способам мыслительной деятельности учились дети на уроке?