Приемы актуализации духовно-нравственных эмоций и чувств

В качестве приёмов создания ситуаций ценностного самоопределения в педагогическом процессе чаще всего используются те, которые обращены к активизации интеллектуальной оценочной деятельности, и очень редко те, которые вызывают высокие эмоциональные состояния и чувства, без которых невозможно постижение и принятие духовно-нравственных ценностей.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА

Приём используется для того, чтобы пробудить в душе человека те чувства и переживания, которые он испытал когда-то, необходимые для понимания и принятия им тех ценностей, о которых идёт речь.

Например:

А

- Вспомните о том случае в вашей жизни, когда вы обидели друга или близкого человека, и он вас простил. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция?

А теперь вспомните другую ситуацию: вы просили прощения, и вас не простили. Какие чувства и мысли у вас были?

Б

- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, не подумав перед этим о возможных негативных последствиях вашего поступка. Вспомните о своих ощущениях после этого и расскажите о них.

Активизация эмоциональной памяти и повторного чувствования обя­зательно должна сопровождаться рефлексией своих эмоциональных состояний и анализом их.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Приём, основанный на создании внутренних образов в сознании человека, т.е. активизации воображения с помощью слуховых, зрительных и других ощущений. Визуализация помогает человеку развивать его эмоциональную память, воссоздавать те высокие духовные эмоции и ощущения, которые он испытывал когда-то и вместе с тем вносить изменения в свои мысли и чувства. Для использования этого приёма необходимо создать ситуацию погружения человека в свой внутренний мир, что достигается с помощью релаксации (пси­хического и физического расслабления) и концентрации (сосредоточения).

Упражнение на растворение чувства обиды

Расслабьтесь, закройте глаза. Дышите спокойно и ритмично. Представьте, что вы в затемнённом театре и перед вами небольшая сцена. Поставьте на сцену человека, который вас обидел. Вызовите его образ. Скажите себе следующие слова: "Перед моим внутренним взором появляется человек (тот или иной образ). Повторите это ещё раз. Затем: "Образ становится всё более чётким". "Образ стоит передо мной". Когда вы ясно увидите этого человека, представьте, что с ним происходит что-то хорошее, то, что для него имеет большое значение. Представьте его улыбающимся и счастливым. Задержите этот образ в вашем представлении, а потом пусть он исчезнет.

А теперь поставьте на эту сцену себя. Представьте, что с вами происходит только хорошее. Представьте себя счастливым и улыбающимся.

Растворяются тёмные облака накопленной обиды, она уходит... Открываем глаза.

А теперь давайте проанализируем, что чувствовал, ощущал каждый из вас при выполнении этого упражнения.

СИМВОЛИЧЕСКИЙ РИСУНОК

Посредством аппеляции к воображению и с помощью изобразительных средств можно актуализировать и выявить отношение школьников к различным явлениям духовной жизни человека.

Например, создание ситуации самоопределения по отношению к ценности и смыслу свободы может осуществляться следующим образом.

Делим класс на несколько групп. Каждой даем по листу бумаги и фломастеры. Задание: нарисовать понятие "свобода" либо свои ассоциации, связанные с ним (в течение 7-10 мин.)

Затем команды обмениваются рисунками и пытаются объяснить то, что нарисовала другая. Авторы рисунка комментируют его, уточняют свой замысел. Если необходимо, вносятся изменения и дополнения в рисунок.

ЦВЕТОПИСЬ

Создание цветового ассоциативного ряда позволяет выявить отношение учащихся к тому или иному явлению, создать ситуацию осознания своих эмоций и чувств, возникающих в ситуации ценностного самоопределения. Раздайте ученикам карточки с заранее написанными словами, например: жизнь, труд, искусство, общение, человек, природа, бескорыстие, радость, счастье, любовь и т.д., и попросите назвать и нарисовать цвета, которые ассоциируются у них с этими понятиями. Затем измените задание. Предложите воспитанникам цветовую гамму и попросите их определить, с чем у них ассоциируются данные цвета. Последующее обсуждение позволит отрефлексировать ценностный смысл возникших ассоциаций и самого упражнения.

Наши рекомендации