Общечеловеческие аспекты гражданского воспитания

Гражданско-политическое воспитание имеет общечеловеческие аспекты. Планета Земля представляет собой единую экологиче­скую систему. Растут и расширяются экономические, политиче­ские, культурные взаимосвязи всех стран. Мировое сообщество, объединившееся в ООН, оказывает влияние на решение глобаль­ных и региональных проблем. Но единство мира — это одновре­менно и борьба противоположностей, возникновение и обострение противоречий, которые в целях сохранения планеты и человеческой цивилизации люди должны разрешать политическими средствами, мирным путем. В преодолении глобальных противоречий могут и должны внести свой вклад школа и педагогика всех стран, неза­висимо от их общественного строя и политической системы, наци­ональных различий и отношения к религии.

Сущность общечеловеческих аспектов гражданско-политического воспитания заключается в формировании у детей понимания единства и взаимозависимости мира, одинаковой значимости для всех народов сохранения мира и разоружения; проблем экологии;

защиты и сохранения мировой художественной культуры; эконо­мического, научного, культурного сотрудничества, а также обще­ственной активности в деле разрешения глобальных противоречий. Для школы и педагогики общечеловеческое воспитание есть орга­ническая часть гражданско-политического, определяемая гуманиз­мом научного мировоззрения и его идеалом — всесторонним раз­витием человека. Исторический спор о социальной справедливости может быть решен только в условиях мирного сосуществования, взаимовыгодного сотрудничества, взаимопонимания, соперничества в экономической, культурной области, уважения суверенитета, права каждого народа самостоятельно выбирать путь социально-экономического развития.

В содержание общечеловеческого воспитания входит прежде всего разоружение, борьба за мир, против ядерной угрозы, за выживание людей на Земле, а также ликвидация последствий стихийных бедствий. В этой борьбе объединяются люди различного социального положения, политических убеждений, мировоззрения, религиозных взглядов. Вместе с общественными организациями, родителями, наставниками в нее включаются и дети:

Другая проблема — загрязнение окружающей среды, воздуш­ного бассейна и океанов, истощение природных ресурсов, борьба с голодом и эпидемиями. Эти отрицательные явления промышлен­ного производства, нищеты и антисанитарного состояния могут нанести непоправимый ущерб глобальной экологической системе, губительно отразиться на благосостоянии и здоровье человека. Одна из острых проблем — обеднение художественной культуры, размывание созданных человечеством духовных ценностей. Прак-

тика массовой псевдокультуры ведет к оскудению и разложению духа людей. Наконец, проблема международного сотрудничества в различных областях общественной жизни. Граждане различных стран участвуют в широких экономических связях, в научном со­трудничестве с учеными многих стран, в культурном обмене. Во всей этой деятельности они выступают как носители подлинного гуманизма и человечности.

Функциями общечеловеческого воспитания являются: развитие в детях сознания объективного характера глобальных противо­речий, неизбежной причастности всех и каждого к их преодолению;

обеспечение понимания учащимися единства и взаимосвязи пат­риотизма и интернационализма с решением общечеловеческих за­дач; налаживание контактов и сотрудничества между детьми всех стран в целях совместной борьбы за мир, за сохранение окружаю­щей среды, за сотрудничество художественной культуры.

Основное противоречие общественного воспитания проявляется как нарастание, с одной стороны, требований к подрастающим поколениям быть активными участниками борьбы за мир, пони­мать общечеловеческие проблемы и уметь осуществлять между­народное сотрудничество. С другой,— среди части молодежи су­ществует бездумное, равнодушное отношение к проблемам чело­вечества, пассивное сознание того, будто мир, природа, культура, взаимосвязи между людьми разных стран будут существовать и сохраняться сами по себе, без активных усилий в этом направле­нии каждого человека.

Механизмами осуществления общечеловеческого воспитания являются познание, общение и деятельность. В ходе обучения и воспитания дети узнают о глобальных противоречиях, осознают их. Целенаправленному познанию общечеловеческих проблем активно содействуют средства массовой информации, питающие свободное общение детей со взрослыми и между собой, в процессе которого углубляется понимание процессов, происходящих в мире, расши­ряется кругозор. Наконец, школьники принимают непосредствен­ное участие в деятельности, направленной на защиту мира, на взаимодействие и взаимопонимание между народами, на сохране­ние окружающей среды.

Общечеловеческие аспекты воспитания, органично вписываются в содержание учебно-воспитательного процесса. Большое внимание им может быть уделено в процессе обучения. Помимо специаль­ного «Урока мира», учащиеся обсуждают проблемы мирной поли­тики на уроках истории и других общественных дисциплин, ко­торые вводятся в школах («Человек и общество», «Граждановедение» и т. п.). На уроках музыки школьники разучивают песни о мире и борцах за мир; на занятиях изобразительным искусством рисуют на темы, связанные с глобальными проблемами борьбы за мир, экологии, культуры. На уроках физики они знакомятся с научными данными, которые добыты в результате тесного сотруд­ничества и совместных исследований российских и зарубежных ученых..

В целях общечеловеческого воспитания полезно знакомить школьников с экономическими и культурными связями России в мире: с кем идет торговля, что ввозится и вывозится, как налажено международное разделение труда. Особого внимания заслуживает изучение учащимися деятельности ООН и ее международных ор­ганизаций: ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и других. Это дает представление об усилиях мирового сообщества в решении глобальных общече­ловеческих проблем.

Критериями воспитанности в духе общечеловеческих проблем является знание и понимание их детьми. Показателен интерес ребенка к глобальным проблемам, а также практическая деятель­ность, побуждаемая высокими и благородными мотивами сохра­нения мира, природы, материальных и духовных общечеловеческих ценностей.

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Формирование правового сознания и правопослушного поведе­ния подрастающего поколения — органическая составная часть гражданского воспитания. Речь идет о формировании демократи­ческого правового государства. Придается большое значение роли школы в воспитании уважения к закону, культуре, демократизму, высокой гражданской активности и ответственности.

Законодательство — один из важнейших каналов проведения в жизнь политики государства. Внедрение правовых норм в реаль­ную практику общественных отношений достигается развитием правового сознания, сознательности граждан, авторитетом обще­ственного мнения и принудительной силой закона с помощью го­сударственных правоохранительных органов.

Право выполняет в жизни общества ряд важнейших социаль­ных функций. Основным источником права является Конституция, раскрывающая суть конституционного (государственного) права. На основе Конституции разрабатывается и действует законода­тельство в различных областях общественной жизни: трудовое, гражданское, о собственности, о предприятии, о кооперации, об охране окружающей среды, административное, семейное, уголов­ное. В этом проявляется регулирующая функция права.Воспита­тельная функция исходит из того, что идеалом поведения человека в правовом демократическом обществе является активное и созна­тельное исполнение им норм нравственности и права. На этом основывается взаимодействие педагогической и юридической наук:

педагогика движется от воспитания нравственных норм к право­вым, юриспруденция — от правовых к нравственным. Обе науки решают единую задачу формирования в человеке нравственно-правовой культуры.Защитная, охранительная функция права оберегает закон, права граждан от нарушений и преступлений. Она исполняется специальными правоохранительными органами:

судом, прокуратурой, адвокатурой, арбитражем, нотариатом. Цент­ральной для педагогики является воспитательная функция пра-

ва, через которую она взаимодействует с регулирующей и защитной.

Система правового воспитания определяется научными пред­ставлениями о структуре правового сознания. Его исходным эле­ментом являетсяправовая грамотность: общее знакомство с пра­вовыми основами государства, видами права и нормами, регу­лирующими отношения людей на основе закона. Однако знание элементарных юридических норм не всегда становится решающим действенным мотивом и стимулом правильного поведения. Под­ростки и юноши нередко пренебрегают известными им правовыми нормами, сознательно и тайно идут на правонарушение. Правовое сознание, элементарная правовая грамотность становятся дейст­венной силой, когда органически взаимодействуют с сознанием, гражданским и нравственным. Гражданская сознательность помогает школьнику понять сущность и общественное значение право­вых норм, направленных на защиту интересов демократического общества и его граждан. Нравственное сознание способствует глу­бокому усвоению правовой нормы, нравственным отношением к ней. Оно позволяет увидеть и осознать ту границу нравственного поведения, за пределами которой начинаются безнравственные и противоправные поступки. Например, привычная ложь, мелкий шантаж, обман товарища и коллектива в школьные годы расчи­щают дорогу к припискам, взяточничеству, обсчету, воровству, мошенничеству во взрослой жизни. Неуважение к товарищу, учи­телям и родителям ведет к нарушению прав и оскорблению до­стоинства личности. Безалаберное, нерадивое отношение к труду порождает нарушения трудовой дисциплины и законов о труде. Пьянство способствует совершению преступлений и правонаруше­ний. Когда прекращается нравственное отношение к жизни, обязательно возникает отклоняющееся от правовых норм, нару­шающее их поведение. Оно порождает преступное сознание и из­вращенную антиобщественную мораль. И наоборот. Высоконрав­ственное сознание стимулирует общественно ценное поведение, га­рантирует от правонарушений.

Важнейший элемент правового сознания —нравственно-право­вые и политические чувства. Нравственно-правовым чувством яв­ляется глубокое уважение к закону как проявлению воли народов. Оно неразрывно связано с чувством патриотизма, органично впле­тается в патриотические эмоциональные переживания. Огромную роль в правовом сознании человека играет чувство гражданской совести. Оно является внутренним контролером правопослушного поведения, порождает нравственные страдания личности в случаях нарушения закона. Чувство страха возникает в человеке, утратив­шем совесть, преступившем закон, осознавшем неотвратимость на­казания. И хотя это чувство не представляет собой социально-ду­ховной ценности, оно способно удерживать молодежь в рамках закона.

Элементом структуры правового сознания является такжепра­вовое мышление. Оно основывается на правовых знаниях и пред-

ставляет собою умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права. Правовые знания, чувства и мышление во взаимодействии способны развивать в ребенкепо­требность в правопослушном поведении и волю, направленную на активное соблюдение правовых норм, борьбу против их нарушения. Формирование правового сознания имеет целью воспитание у де­тейправовой культуры. Она включает в себя:знание правовых норм; развитую нравственно-правовую эмоциональную сферу и мышление; умениеиспользовать нормы права в интересах орга­низаций, граждан, своих собственных; гражданскую потребность в осуществлении правового просвещения и борьбе с правонаруше­ниями.

Определяющим элементом, системы правового воспитания школь­ников являетсяцель правового воспитания подрастающего поко­ления. Она состоит в том, чтобы ввести школьников в сложные правовые общественные отношения, с помощью права решить ряд воспитательных проблем. Первая среди них — формирование граж­данина правового государства. Школьник постепенно овладевает элементарной юридической грамотностью, осознает права, обязан­ности и правовую ответственность. В его сознании образуется духовный сплав нравственно-правовой культуры. Нормы нравст­венности облегчают ему понимание норм права, которое, в свою очередь, способствует более глубокому осознанию нравственных истин. Наконец, правовое воспитание призвано стимулировать со­циальную активность школьников, стремление вести активную борьбу с аморальными проявлениями и правонарушениями.

Осознание цели правового воспитания помогает педагогически осмыслить его место в целостном воспитательном процессе, осоз­нать взаимосвязи с другими видами детской деятельности. Позна­ние правовых отношений доступно школьнику в таких видах дея­тельности, как общешкольное самоуправление, участие в полити­ческих кампаниях, производительном труде, физкультурных сорев­нованиях.

Содержание правового воспитания в целостном педагогическом процессе рассматривается в возрастном аспекте. Нравственные основы правового воспитания закладываются в раннем детстве, в нравственных отношениях семьи, в формировании нравственных стимулов и тормозов поведения. Ребенок осознает свои «права и обязанности» как члена семьи сквозь призму представлений: же­лаемого и должного, допустимого и нежелательного, возможного и запретного. Он впитывает все это с молоком матери и приходит в школу с определенным сознанием своих привычек, потребностей и обязанностей.

Младшие школьники и подростки продолжают свое «правовое образование» на более организованной морально-правовой основе. Через учебный процесс они получают общие представления о го­сударстве, его символах, правах и обязанностях граждан. В вос­питании их морально-правовых чувств огромную роль играют му­зыка и изобразительное искусство — разучивание песен о Родине,

изображение жизни общества в рисунках. Школьники этого воз­раста, участвуя в гражданских отношениях, нередко по неведению нарушают требования правовых норм. Поэтому уже младшим под­росткам необходима нравственно-правовая профилактика, разъ­яснение ситуаций, когда их поведение стоит на грани правона­рушения, когда эгоизм, избалованность, распущенность, разгиль­дяйство могут причинить вред другому человеку или нанести ущерб общественному достоянию. Это особенно важно потому, что у школьника, который еще не несет юридической ответственности, накапливается опыт безнаказанного правонарушительского пове­дения.

Вступая в юношеский возраст, учащиеся более глубоко осмыс­ливают суть правовых и нравственных отношений с помощью спе­циальных учебных предметов. Они изучают обществоведение, этику и психологию семейной жизни, дающую представление о семейном праве. Правовое воспитание школьников старшего возраста харак­теризуется тем, что они вступают в реальные правовые отношения гражданской ответственности в различных видах деятельности. Старшеклассники знакомятся с «Основами законодательства в области народного образования», с уставами школы. Они практи­чески усваивают свои права и обязанности через систему учени­ческого самоуправления, организацию и оплату производительного труда, организацию досуга, в отношениях друг с другом. Школь­ники знакомятся с жизнью трудовых коллективов, их правами и обязанностями, участием в управлении государством. Они узнают о практической деятельности административных органов, судов, милиции, оказывают помощь взрослым в проведении выборных кампаний. Некоторые старшеклассники, нарушающие закон, при­обретают отрицательный опыт правовых взаимоотношений, подвер­гаясь за свои поступки различным мерам воздействия и пресече­ния. В целях предотвращения правонарушений среди старшекласс­ников с ними не только обсуждают правовой аспект их отношений и поведения, усиливают профилактическую работу, но и вовлекают их в правоохранительную деятельность как высшую форму нравст­венно-правового воспитания. Гражданская активность подростков и юношей реализуется в создании отрядов друзей милиции, ко­торые патрулируют территорию микрорайона школы, сосредото­чивают внимание на поведении ребят своей и соседних школ. На формирование правового сознания юношей и девушек оказывает определенное влияние их пристрастие к чтению детективной ли­тературы. Существует немало высокохудожественных приключен­ческих произведений, удовлетворяющих интерес молодежи к ро­мантике познавательного расследования. Кроме того, подлинно художественный детектив всегда несет в себе глубокий социальный смысл, раскрывающий корни и причины правонарушений, предо­стерегающий от противоправного поведения.

Среди механизмов осуществления правового воспитания боль­шое значение имеет формирование у детей прочной нравственно-правовой эмоциональной основы. Нравственные чувства есть та

почва, на которой произрастает нравственное сознание. В фор­мировании правового сознания большую роль играет также отра­ботка представлений о праве, которая приводит к усвоению школь­никами правовых понятий. В результате учащиеся старших клас­сов получают возможность осмыслить правовые аспекты своей разнообразной общественной деятельности, с большой пользой для себя обсуждать публикации на правовые темы.

Осуществление правового воспитания требует ясного представ­ления о противоречиях, негативных явлениях в жизни современной молодежи и их воспитании, создающих почву для правонарушений.

Значительное число детей, которые живут в неполных семьях, с родителями-алкоголиками, уже от рождения получают подо­рванную генетическую основу развития организма. Как правило, они предоставлены самим себе, часто попадают в стрессовые си­туации, легко поддаются негативным явлениям, встают на путь правонарушений. С искалеченными душами, при живых родителях, они попадают в детские дома, специальные интернаты и испра­вительные колонии, в которых далеко не всегда существует бла­гополучная обстановка.

Часть подростков и юношества из так называемых «благопо­лучных семей» допускает в своем поведении отклонения от норм нравственности, совершает правонарушения и преступления, при­чины которых коренятся в недостатках, ошибках воспитания, в педагогической запущенности. Дети в таких семьях воспитываются эгоистами, усваивают психологию иждивенчества, вещизма, по­требительства, мещанства, вседозволенности, прав без обязанно­стей, удовлетворения потребностей в отрыве от личного труда, не приучаются к контролю за своим поведением, в распущенности усматривают свободу личности. В школе и семье эти молодые люди приучаются к двойной морали, к лицемерию. Они неплохо учатся, участвуют в общественной работе, пишут сочинения на патриотические темы, выступают с «правильными» речами, веж­ливы с окружающими. В свободное же от «формальной» жизни время предаются удовлетворению своих подлинных интересов: ку­рят, употребляют спиртное, наркотики, токсические вещества, ис­поведуют культ сильного человека, сквернословят; проявляют без­ответственность в поступках. Это размывает их нравственное со­знание, создает атмосферу привычного безнравственного поведе­ния, подталкивает к правонарушениям и преступлениям. В сознании этой части детей мера потребления перестала увязываться с мерой труда в учебе, быту, на производстве.

Существенными причинами правонарушений среди школьников является противоречивость положения, в которое они нередко по­падают. С одной стороны, они усваивают требования морали и права, безусловную необходимость их исполнения, с другой,— из средств массовой информации и общения узнают о многочислен­ных фактах грубого нарушения норм нравственности и закона людьми, облеченными властью, доверием народа. Это вносит су­мятицу в их сознание, ставит под сомнение действительную цен-

ность закона и правовых норм. Осуществлению правового воспи­тания школьников противодействует также устойчивая сила сте­реотипов противоправового и безнравственного мышления и пове­дения отдельных родителей, других взрослых людей. Неустойчи­вость, противоречивость правового сознания и поведения подрост­ков и юношей обусловлена также склонностью поддаваться воздействию массовой психологии, законам ложного товарищества и чести. Подросток может пойти на правонарушение за компанию, опасаясь обвинения в предательстве, в трусости или поддавшись случайно возникшему влечению к «романтическому» приключению. Все эти обстоятельства требуют внимательного их учета в право­вом воспитании, систематической профилактической- работы, осо­бенно с педагогически запущенными детьми.

Критерии правовой воспитанности школьников неразрывно свя­заны с нравственными. Здоровый нравственный климат в коллек­тиве является основой ответственного отношения его членов к правовым нормам,. показателем хорошей работы. Среди других показателей такие, как знание детьми правового минимума, от­сутствие правонарушений, контактов с детской комнатой милиции. Положительные результаты правового воспитания достигаются в целостном педагогическом процессе единством воздействий граж­данского, трудового и нравственного воспитания.

Вопросы и задания:

1. Дайте определение сущности гражданского сознания, его культуры, граждан­ского воспитания и его основных функций. Раскройте- систему гражданско-по-литического воспитания.

2. Раскройте сущность и содержание патриотического, интернационального воспи­тания.

3. Расскажите о сущности правового сознания, его структуре и общественных функциях, а также о системе правового воспитания школьников.

Литература для самостоятельной работы:

1. Давыдов Г. П. и др. Правовое воспитание в системе работы школы.—М., 1976.

Л е к ц и я Х I V

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ЦЕЛОСТНОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ

Наши рекомендации