Шацкий и его концепция школы как центра воспитания в социальной среде.

С. Т. Шацкий (1878-1934) родился в Смоленске, закончил Московский университет, изучал математику, медицину, Московская консерватория. Деятельность Ш. связана с детьми, большим экспериментом.

1 период – в Щелково 1905г. создал летнюю трудовую колонию. Идея трудового свободного воспитания, реализует самооб-служивание ( строят дачу, готовят еду, составляют распорядок дня).Колонию закрыли. Вывод: дети сильно влияют друг на друга, отсюда следует коллективизм. Авторитет полезен, если в нем нет прямого воздействия.

2 период – создает детское общество «Setlement»: детский сад, школа, политехнические курсы, мастерская для девочек и сто-лярная мастерская для мальчиков. Уделял внимание развитию детского творчества. Искусство, детское самоуправление. В 1907 г. общество закрыли. Ш. уезжает из России. В 1909 г. возвращается, открывает детское общество «Детский труд и отдых». Написал 2 работы: «Задачи общества», «Детский труд и отдых». Дети после учебы занимаются трудовой деятельностью, проводят свободное время в кружках, клубах, внеклассная работа. Вывод: деятельность должна носить творческий и созидательный характер. Взрослые должны подавать достойный пример для подражания. В 1911 в Калужской области общество «Бодрая жизнь», где дети проводят летнее время. Самоуправление, трудовая деятель-ность ( помощь малоимущим, трудовая деятельность, сбор урожая, возделывание земли). Жизнь коллектива управляется само-стоятельно коллективом. Желательно объединять детей на долгое время – образовывать учреждения, где они занимались бы ин-теллектуальным трудом. В 1919 г. получил должность первой опытной станции по народному образованию. 2 центра: Москва и Калужская область. 5 детских садов, 16 школ 1-ой ступени, 3 школы 2-ой ступени, 2 интерната, музей-выставка по педагогике, учительские курсы. Комплексное учебное учреждение. Ш. работал там с 1919 по 1929 гг.Затем – директор консерватории.

Идеи Ш.:

1) в основе единство умственного и физического труда;

2) проблема педагогики среды, как школа может благоприятно влиять на окружающую среду. Социализация личности. Связы-вает педагогики, психологию, географию, соц. элементы.

Дети обучались в школе 1-ой ступени, затем проходили практику в школьных мастерских; проводили выступления перед населением; игровая, творческая, физическая, интеллектуальная, трудовая деят-ть.

Метод: опыт 3 его элемента: 1) личный опыт; 2) организованный опыт; 3) опыт, приобретенный на основе упражнений.

23. Константин Дмитриевич Ушинский – основоположник русской школы научн педагогики. Статья «О пользе пед лит-ры».

К.Д. Ушинский (1824-1870), Тула, дет-во возле Новгорода Северного, закончил Моск универ, юрид фак-т. 1850 –назначение учителем, затем инспектором Гатчинского сиротского института (улучшил постановку О и В). 1857-1858 – в «Журнал для Вос-питания» ряд статей: «О пользе пед лит-ры», «О народнсоти в обществ воспитании». 1859 – инспектор классов Смол института бла-городных девиц (=реформир-е института, нов уч план: гл = русс яз, русс лит-ра, естеств науки, + наглядность). 1862 - уволен из Смольн института, в длит командировку за границу для изучения женск образования. После Швейц-ии – книга для классн чтения «Родное слово», 2 тома псих-пед сочинения – «ЧЕЛ как предмет Воспитания». Возврат в Россию, умер в 47 лет. В пед науке, указал, что пед-ка д.б. основана на использ-и законов анатомии, физиол-и, псих., филос-и, истор и др наук, д от-крывать законы В., + против эмпиризма в пед-ке, т.к. недостаточно основ-ся на опыте воспит работы, за единство теории и прак-тики. Гл – усвоить принципы и конкр правила воспит работы, нужно вооруж-ся знанием основ законов чел природы, + уметь применять. У стремился исходить из опыта, больш значение – наблюдению. Процесс О д строиться на принципах: сознат-ти и активности, наглядности, последов-ти, доступности, прочности. У- учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Осно-вополагающий тезис – двуединство обучения и воспитания. Воспит-е зависит от истор разития народа – пр народности, поэтому нельзя выдумывать или заимств-ть систему Воспит-я, н созхдавать творч путем. 1857-1858 – «Журнал для В-я» - статья «О пользе пед лит-ры». Воспит деят-ть направлена на развитие сознания в челе. Пед-как не м б названа наукой в сам смысле этого слова. Ей нельзя выучиться, треб-ся умение приложить эти знания к делу, развивая наблюд-ть и навыки. Пед лит-ра пердс-т возможность наблюдения опытн педагогов. Воспит-е – сознат деят-ть со стороны воспита-ля, сознат мысль – та, в кот опред-на цель, мат-л, ср-ва для ее достижения. Воспит-ль не м б лишь исполнителем инструкций препод-я и Вос-я, он д. б. убеждения. Личность Воспит-ля значит ВСЕ в деле В-я. Действовать на личность можно путем пед В-я и пед лит-ры. Пед лит-ра оживл-т воспит деят-ть, обращает внимание общества на дело воспитания. Пед лит-ра – устан-т в общ-ве правильн треб-я в становлении В-тия, + откр-т ср-ва для удовлетв-я этих требований.

Наши рекомендации