Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 2 страница
Мудрик выделяет три группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: макрофакторы — космос, планета, мир; мезофакторы — этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; микрофакторы — институты социализации (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников и субкультура.
Десоциализация (от фр. о'ез... — приставка, означающая уничтожение, удаление чего-либо и социализация) — утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов (например, длительные болезнь, отпуск, изоляция от естественной среды, сильная травма головы, дискомфортные для этого человека условия самопроявления и пр.) социального опыта, отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности. Основные причины десоциализации обусловлены различными факторами. Особое место, принадлежит личностным, средовым и воспитательным факторам.
Личностные факторы характеризуются потенциалами и состоянием человека, сдерживающими проявление его активности в естественной для него среде, самоограничениями либо сменой характера привычной для него деятельности, способствующей приобретению иного
циального опыта. Состояние организма создает настроение, жела-| и способность проявлять себя в определенной деятельности. Не-Гивное (нездоровое) состояние сказывается на желаниях, интересах Способности проявлять естественную для человека активность. Сре-ие факторы характеризуют нетипичные для данного человека ус-Р®ия, влияющие на его способность проявлять естественную актив-К таким факторам относятся преимущественно: новизна гановки; давление со стороны коллектива, группы, отдельной лич-1. Воспитательные факторы характеризуют результат или осо-эюсти воспитательной деятельности, негативно сказывающиеся на Р^опроявлении человека. Такая воспитательная деятельность может рмировать определенную активность, не соответствующую воз-кностям ребенка и сдерживающую его проявление в какой-либо гановке, в присутствии определенных лиц. I';; Десоциализация может играть положительную или отрицатель-|Йо роль в жизни и социальном развитии ребенка. Положительная заключается в том, что она помогает человеку избавиться от не-ВГйвного социального опыта; способствует приобретению нового Э(Ыта, расширению его социальных возможностей. Данный фактор Ктивно используется в воспитании человека, в исправительной и евоспитательной работе с ним. Отрицательная (негативная) роль эциализации заключается в том, что человек теряет накопленный >;Эитивный социальный опыт, необходимый ему для естественной р^ореализации. Она негативно сказывается на профессиональной де-чьности человека, на его самопроявлении в естественных для него «ювиях.
I' Ресоциализация (от лат. ге... — приставка, обозначающая повтор-|*е, возобновляемое действие; противоположное, обратное действие противодействие и социализация) — восстановление у человека аченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жиз-|йеятельности. На ресоциализацию и ее результаты также сущест-ю оказывают влияние различные факторы, в том числе личност-средовые и воспитательные. р Между социализацией, десоциализацией и ресоциализацией суще-ПЗует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Этот фактор зывает неоценимую помощь в воспитательной работе в процессе 1равления и перевоспитания человека.
I- Социализация человека начинается с рождения и продолжается на гяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный че-ечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельнос-!, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные сольные роли.
Роль — это жизнедеятельность человека в системе норм, определи ющих его поведение, общение и отношения в данной социальной пс зиции. Социальная роль — поддерживание человеком определенног социального статуса в соответствии с потребностями повседневно! жизни, профессиональной деятельностью, выполняемой функцие!) и пр. Социальная роль может быть усвоена им на уровне знакомств (знает суть деятельности), основ (умеет выполнять), совершенств (владеет умением на уровне специалиста, опытного человека).
Выделяют различные виды социализации, в процессе которых ус| ваиваются социальные роли. К основным из них относят: полороле вую, семейно-бытовую, профессионально-трудовую, субкультурнс групповую. Полоролевая социализация представляет собой освоений человеком опыта социального поведения в соответствии с его полово! принадлежностью и проявлением его в повседневной жизни в зависш| мости от возраста и изменяющихся вместе с ним социального поло-* жения и роли в обществе (мальчик или девочка, невеста или жених,| муж или жена, отец или мать и пр.). Семейно-бытовая роль — испол-; нение человеком социальной роли в соответствии с социальным по*; ложением в семье. Она проявляется в усвоении и проявлении опыта семейной жизни, укреплении семейных отношений, ведении хозяйств ва, воспитании детей. Профессионально-трудовая роль осуществляет*! ся на основе социального опыта выполнения человеком определенной! профессибнальной деятельности. Субкультурно-групповая роль — это| социальная роль, которую он усвоил и которая своеобразно проявля-1 ется с учетом культуры среды, где он жил, учился, общался, трудился.^ Каждый регион имеет социокультурные особенности поведения, об-| щения, речи, что способствует формированию своеобразия социума,! Суб культурно-групповая роль отличает людей различных регионов,] национальной и религиозной принадлежности, социального окруже-.!| ния, возраста, профессиональной деятельности и пр.
Овладение человеком той или иной социальной ролью происходит \ постепенно, в соответствии с его возрастом, средой жизнедеятельное-' ти. В процессе социализации он проходит определенные стадии \ (этапы) и ступени.
Существуют различные подходы к выделению этапов социализа-| ции, например, по характеру протекания: стихийный, относительно ! направляемый, социально контролируемый и самоуправляемый.
В 1920-е гг. выделяли этапы, ориентированные на анатомо-фи-1 зиологические изменения организма ребенка. В 1970-е гг. Д.Б. Эль-' конин (1904—1984) предложил возрастную периодизацию разви- • тия психики, основанную на смене ведущих деятельностей: дошкольники — игра; младшие школьники — обучение; подрост-
ни интимное личное общение; юноши — учебно-профессиональная 1>> чш/'лъностъ. В 1980-е гг. А.В. Петровский выдвинул концепцию ммфистной периодизации развития личности, определяемую типом леитгльностно-опосредованных отношений индивида с наиболее ре-фгрсмтными для него группами.
('у шествует подход выделения стадий социализации человека в затки мости от отношения его к трудовой деятельности: возрастные ( Чошшгер): 1) досоциальная (младенчество); 2) импульсивная (ран-игг детство); 3) самозащитная («дельта», раннее детство); 4) конформистская (позднее детство/отрочество); 5) сознательная (отрочест-||ц/юность); 6) автономная (юность/зрелость); 7) интеграционная (и фослость); (Кеган): 0) инкорпоративная (младенчество); 1) импульсивная (от 2 до 7 лет); 2) имперская (7—12 лет); 3) интерперсо-памьная (13—19 лет);'4) институциональная (ранняя взрослость); .'О интериндивидуальная (взрослость); по характеру отношения к 1н/>у<)овой деятельности: дотрудовая (ранняя социализация) — до школы, стадия обучения; трудовая — стадия высшей школы, стадия 11 >удового коллектива; послетрудовая — стадия выхода на пенсию, ( тадия самореализаии на пенсии?
Основные ступени социализации человека: идентификация, инди-11 идуализация, персонализация.
Каждый человек в отдельности — индивид — это особый мир со | моими возможностями и особенностями. Категория «индивид» (от пат. тйшёиит — неделимое) по отношению к человеку означает, что нот конкретный человек является единичным природным существом, представителем вида Ното зар1епз. Он — носитель индивидуального пюеобразия в сообществе других людей. Термин «индивид» иногда употребляется как синоним индивидуальности. Идентификация (от пат. 1о!епг.Шсаге — отождествлять) означает отождествление человека с кем-либо, чем-либо. 3. Фрейд (1856—1939) ввел это понятие и типы идентификации для характеристики процессов усвоения ребенком значимых для него образцов поведения:
а) первичная идентификация в младенчестве — примитивная
форма эмоциональной привязанности ребенка к матери;
б) вторичная идентификация — проявление защитного механиз
ма. По Фрейду, маленький ребенок старается отождествлять себя с
наиболее значимой для него личностью. Он копирует некоторые осо
бенности поведения таких лиц. Ребенок идентифицирует себя с лю
бимым человеком или с людьми, которых он ненавидит или которым
завидует;
в) идентификация применительно к взрослому человеку связана с
невротическим симптомом. Субъект из-за желания оказаться в поло-
жении объекта психологически вживается в его состояние, болезненно переживая его.
В процессе социализации происходит развитие особенностей конкретного человека, формируется индивидуальность. Это означает, что все то, что присуще этой личности, получает еще большее своеобразие, уникальность, обретает неповторимую самобытность. Индивидуальность означает особенное, самобытное, свойственное данному индивиду природное и социальное своеобразие проявлений человека в мире своих способностей и стремлений, личностных отношений и жизненных смыслов.
Наряду с индивидуализацией существует и деиндивидуализация — утрата самосознания и боязнь оценки со стороны социального окружения. Она возникает в групповых ситуациях, в которых обеспечивается анонимность и не концентрируется внимание на отдельном индивиде. Это имеет место при определенных условиях в общественных объединениях, в интернатных учреждениях, иногда в детсадовских и школьных группах. Подобное явление возникает при жесткой регламентации жизни и деятельности, администрировании, при активном и постоянном использовании авторитарной педагогики.
В процессе социализации происходит персонализация (от лат. рег-зопа — личность) — процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность (Петровский).
Имеет место и деперсонализация —- как следствие отчуждения продукта труда от его создателя или присвоения плодов чужого труда (например, отделение архитектора от результатов его деятельности). Деперсонализация возможна не только как следствие приписывания себе чужих заслуг, но и как «трансляция» своих недостатков и ошибок кому-нибудь другому.
Личность — это конкретный человек, наделенный сознанием, индивидуальностью, сложившийся в процессе социального развития. В широком традиционном смысле под ней понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В узком смысле личность, обладающая системным качеством, определяется включенностью в общественные отношения, формируемые в совместной деятельности и общении.
На социализацию человека значительное влияние оказывают наследственные и врожденные особенности, факторы среды, личная роль в саморазвитии, самосовершенствовании.
Человек выступает как объект и субъект социализации. Как объекту, ему принадлежит значительная роль в процессе усвоения социального опыта для развития и саморазвития. Она имеет осознаваемый
|, (человек сам принимает решение, чем и как заниматься и что делать ||В интересах самосовершенствования) и неосознаваемый (человек под [Воздействием различных факторов включается в деятельность, кото-|рая обусловливает его социальное развитие) характер. На начальном ^уровне развития человека (на ранних этапах его возраста) роль лич-1 ности в социализации выражается в естественной активности ребенка |в самопроявлении. В дальнейшем с развитием сознания возрастает ^значение направленной активности человека в деятельности, обще-|Нии, в работе над собой по самосовершенствованию. Факторы, обу-^словливающие самопроявление личности на различных возрастных эта-|пах, — это игра, учение, общение, профессиональная деятельность.
§ 3. Особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни
Каждый возрастной этап имеет свои возможности и особенности. Деятельность специалистов по наиболее полному обеспечению этих ^возможностей является самостоятельным предметом социальной пе-| дагогики. Специфика социально-педагогической работы с различны-[ми категориями людей по обеспечению их социального развития в | Зависимости от возраста нашла отражение и в специальных разделах: | Ювеногогике, андрогогике и геронтогогике.
Ювеногогика (от лат. ]ип!ог — младший и а§о§е — руководство, ^воспитание) — отрасль педагогической науки, охватывающая теоре-1'тические и практические проблемы обучения и воспитания юношества (молодых людей). Данная область изучает проблемы саморазвития Гребенка в ранние юношеские годы: особенности гражданского, умст-! венного, нравственного, духовного, трудового, сексуального и т.п. '/формирования молодых людей.
Характерная проблема социализации ребенка в дошкольном возрасте — это содействие ему в идентификации. Педагогическими аспектами социализации ребенка, подростка школьного возраста яв-! ляются: обучение, дальнейшее воспитание и развитие; профессиональная ориентация. Ее особенности на этапе профессионального обу-; чения (начального, среднего, вузовского) — это адаптация к среде; профессиональная подготовка; приобретение навыков трудовой деятельности, утверждение в перспективе профессиональной деятельности.
Андрогогика (от греч. апег, род. падеж — апйгоз — взрослый чело-| век и а§о§е — руководство, воспитание) — отрасль педагогической науки, охватывающая теоретические и практические проблемы обучения и воспитания взрослых. Педагогические аспекты социализации
человека на этапе трудовой деятельности включают: необходимость и особенности обучения и воспитания взрослого человека. Проблемы непрерывного образования взрослых, профессиональной, послепро-фессиональной подготовки, переподготовки взрослого человека — это адаптация взрослого человека в новых условиях (в системе обучения, трудовом коллективе, профессиональной деятельности); рост профессионального мастерства; общекультурное, духовно-нравственное развитие взрослого человек; а его самоутверждение; реализация семейной функции (формирование семьи, укрепление семейных отношений, воспитание детей, помощь и поддержка молодой семьи и пр.); подготовка к послетрудовой деятельности.
Особая роль в социализации взрослого человека принадлежит ему самому, его саморазвитию, самоутверждению и самоосуществлению.
Геронтогогика (от греч. §егоп1оз — старец и а§о§е — руководство, воспитание) — отрасль педагогической науки, охватывающая теоретические и практические проблемы взаимодействия с людьми преклонного возраста. Особенности социального развития человека в пожилом и престарелом возрастах: адаптация пенсионера к новым условиям; реализация его потенциала в обществе; сочетание семейно-домашних и общественных форм оказания помощи пожилым и престарелым для достойной жизни; социальная поддержка их на завершающем этапе жизни; использование опыта, знаний старшего поколения в социализации, воспитании и обучении молодежи.
Необходима дифференциация социально-педагогической работы с разными категориями пожилых людей.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Что понимается под социализацией?
Дайте характеристику социализации как процессу.
Дайте характеристику социализации как результату.
Дайте характеристику социализации как проявлению.
Каково влияние наследственных и врожденных особенностей человека на его
социализацию?
Назовите и дайте характеристику основных этапов социализации человека.
Каковы возможности управления процессом социализации человека?
Каковы педагогические аспекты социализации человека?
Каковы основные факторы среды, обусловливающие социализацию человека?
Что понимается под десоциализацией?
Каковы основные причины десоциализации?
Что понимается под ресоциализацисй?
Какова взаимосвязь социализации, десоциализации и ресоциализации в жизне
деятельности человека?
Каковы проблемы социализации человека на различных этапах его возрастного
развития?
Глава 5
Механизмы и движущие силы социального развития
ребенка
Человек, появившись на свет, развивается, формируется, становится личностью. Для социального развития он наделен значительным потенциалом и механизмами его реализации. Этот потенциал с рождения включает определенные для каждого человека биологические, физиологические, психические, энергетические и социальные возможности для развития и самореализации. Потенциальные возможности человека либо реализуются, либо нет. В первом случае они укрепляются, приобретают новое качественное содержание. Реализацию потенциала человека можно сравнить с бутоном красивого цветка. Он может созреть и раскрыться во всей своей красоте либо увянуть, так и не раскрывшись. Потенциальные возможности развития особенно велики в самом раннем возрасте, когда ребенок предрасположен к значительной динамике роста. Полная его реализация позволяет человеку достичь высокого уровня самосовершенства.
Для обеспечения наиболее целесообразных условий саморазвития ребенка воспитателю необходимо знать его индивидуальные возможности, динамику их изменения и факторы, от которых в большей или меньшей степени они зависят. Индивидуальные возможности ребенка определяются основными источниками и их движущими силами, которые обусловливают социальное развитие и воспитание человека.
Основные вопросы главы:
источники социального развития человека;
движущие силы социального развития человека;
роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании.
§ 1. Источники социального развития человека
Источники — это то, что питает и на основе чего имеет место социальное развитие человека. Они подразделяются на внутренние — присущие новорожденному и внешние, на основе которых происходит реализация его внутренней социальной обусловленности.
А. Внутренние источники социального развития человека. I» К основным, наиболее существенным внутренним источникам со-тьного развития относятся: Потенциал в виде задатков и возможностей, полученный человеком рождения и приобретенный им в процессе жизнедеятельности. ^Каждого ребенка индивидуальный потенциал социального развития ачителен. Развиваясь в соответствующих условиях, человек может гичь в личностном плане именно того уровня, к которому он был енциально предрасположен. Проблема заключается в том, до како-!уровня удается реализовать его в процессе социального развития у якретного ребенка в целом и в тех или иных условиях (дома, в дет-ЭМ саду, школе) в частности.
: Взаимосвязь и взаимообусловленность в развитии биологического, логического, психологического и социального факторов человека. держка человека в биологическом, физиологическом или психичес-развитии сказывается на социальном и наоборот. Известно, что угли долго не живут. Другими словами, жизненный цикл человека, имевшего возможностей для активного социального развития в эм раннем возрасте, ограничен по сравнению с циклом его сверст-|ков. Отставание в социальном плане особенно сказывается на пси-«еском развитии ребенка. Об этом свидетельствуют результаты рмирования детей, личностей, оставшихся без попечения родите-воспитываемых в доме ребенка, интернатах, детских домах. Ким образом, психическое и социальное развитие тесно взаимосвя-Кы.
Органы чувств, уровень их развития. С их помощью ребенок по-|ет среду жизнедеятельности. При этом он обогащается и формиру-I; Характерно, что своеобразие познания ребенком окружающего а определяется адекватностью его развития, действий и поступ-Недостатки в структуре формирования органов чувств создают ^ него значительные трудности при взаимодействии со средой жиз-гельности, изучении ее. При этом его восприятие среды имеет явидуальный характер, обусловленный уровнем и особенностями органов чувств. Например, слепому ребенку непонятны цвета, ски, свет. Для него значительно богаче гамма звуков, тепла и пр. яый фактор определяет отличное от сверстников социальное раз-|е ребенка с особыми нуждами и его проявление в среде жизнеде-ьности.
Органы чувств динамичны в своем развитии. Чем с более раннего аста они целенаправленно развиваются, тем большего уровня до-1ют, и наоборот, нереализация потенциала того или иного органа к затуханию его деятельности.
Врожденные рефлексы. Именно они позволяют ребенку поддерживать жизнедеятельность, проявлять себя, реализовывать свои индивидуальные возможности и потребности в процессе социального развития и воспитания.
Б. Внешние источники (факторы) социального развития ребенка.
К ним, стимулирующим социальное развитие и воспитание человека, относится все то, что его окружает и с чем он непосредственно и опосредованно взаимодействует. На микроуровне — это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта: семья, школьные трудовые коллективы, неформальные группы и объединения, отдельные личности. На этом уровне важное значение имеют все предметы, с которыми взаимодействует ребенок и с помощью которых происходит познание им среды: игрушки, игры, мебель, предметы и т.д.
На мезоуровне — это средства массовой коммуникации, печать, радио, телевидение, искусство, литература и пр. Они во многом определяют интересы ребенка, его нравственные ценности и идеалы, общее восприятие им мира и тех явлений, которые происходят вокруг него.
§ 2. Движущие силы социального развития человека
Движущие силы — один из важнейших факторов, которые обеспечивают реализацию потенциальных источников социального развития, воспитания и обучения человека. Они также подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние движущие силы, обеспечивающие реализацию личностного потенциала ребенка, — это те, которые присущи только человеку и способствуют реализации его индивидуального потенциала в процессе социализации. К основным из них относятся неосознаваемые и осознаваемые биопсихические механизмы.
Неосознаваемые механизмы развития человека. Они обусловлены теми физиологическими и психическими потенциями, которые человек получает от рождения. Их характерной особенностью является то, что они функционируют на уровне подсознания (почти рефлекторно), им присуща ранняя активность и стабильность. Наиболее существенное влияние они оказывают на психологическое и социальное развитие человека. Более всего важна их роль в раннем возрасте. Именно в этот период динамика его развития в различных сферах (психической и социальной) Особенно велика и перспективы их реализации значительны. С возрастом их значение меняется, но не исчезает на протяжении всей жизни человека.
К наиболее важным движущим силам, обеспечивающим функци-рование неосознаваемых механизмов человека, относятся: А. Устремленность в самом раннем возрасте преимущественно к лу, в ком ребенок чувствует наибольшую потребность и защищен-ть — к матери, которая уделяет ему большее внимание. Со време-,™ эта устремленность может усиливаться или ослабляться и даже, ри определенных условиях, превращаться в свою противополож-сть. Последнее может проявляться при получении устойчивого 1ко негативного результата от взаимодействия с предметом. Напри-р, ребенок тянется к утюгу и при недосмотре матери задевает его, кигается и пугается. В дальнейшем в подсознании у него сохраня-: болезненная реакция и боязнь утюга.
Б. Эмоциональная заразительность ребенка (эмпатия — греч. ... — приставка, означающая — находящийся внутри, в пределах сго-либо и райюз — чувство, переживание — ощущение понимания сопереживания психологического состояния другого человека.). на проявляется очень рано. Уже на первом месяце жизни ребенка ожно наблюдать, когда вид улыбающейся мамы (лица, ее заме-яющего), подходящей к нему, вызывает у него улыбку. Грустный д мамы вызывает слезы и у ребенка. Постепенно эмоциональная вствительность матери (лица, ее заменяющего) передается ее ре-
бнку.
В. Эмоциональная обусловленность активности и устремленнос-р! ребенка. Дитя нуждается во внимании и ласке, что способствует роддержанию и укреплению его эмоциональной обусловленности. Существует даже мнение, что ребенка переласкать нельзя. Это так, Ьгда любовь и ласка проявляются к месту, соизмеримы с поведени-[ ребенка. При неадекватности проявления изобилия любви и ски возникает очень существенная проблема. Неразумность в прошении любви нередко приводит к вседозволенности, «необуздан-сти Я». Такой ребенок считает, что все должны ему и все обязаны, он никому. Формируется эгоцентризм, настолько ярковыражен-и»1Й, что управлять, направлять воспитание обычными средствами Становится практически невозможным. В дальнейшем исключитель-сложно будут .строиться отношения с ним не только родителей, _ и других людей. С таким ребенком тяжело его социальному ок-ужению, воспитателям, учителям, детям, что создает трудности и у самому.
Г. Подражательность. Ребенку, как и многим живым существам н .вообще, присуща подражательность. Благодаря ей ребенок неосознан-|"1'|Ю усваивает первый (изначальный) социальный опыт: отношения к I чюму-либо, нормы поведения, действий и поступков. Повседневно ко-
(лицо, ее замещающее), сестра (брат), бабушка, ребенок усваивает их манеры, интонации, походку, своеобразие характера. Мальчики нередко в большей степени копируют своих отцов, девочки — мать. Наблюдения за детьми, особенно в условиях детского сада, начальной школы, — убедительное подтверждение этому. Часто учителя, встречая впервые родителей в школе, по их манерам, стилю поведения, речи безошибочно определяют, кого они представляют. Их дети достаточно полно (почти зеркально) напоминают внешними проявлениями своих родителей.
Подражательность выступает важным движителем механизма развития ребенка. Он часто включается в деятельность, которой занимается мама или папа: старается сам одеваться, есть, как другие, вместе с мамой подметать пол, мыть полы, посуду, убирать со стола и многое другое. Такая деятельность обладает значительным потенциалом в развитии ребенка. Нередко мама, стараясь чтобы ребенок не разбил что-то или не мешал ей, небрежно прекращает даже первые попытки проявления инициативы. Маме всегда не хватает времени, и она, чтобы сделать все побыстрее, не дает ребенку проявлять элементарную самостоятельность во время одевания, кормления, умывания и прочее. Тем самым мать невольно сдерживает развитие у него элементарной самостоятельности, навыков выполнения простых действий по самообслуживанию. При этом она забывает или не знает о том, что если ребенка лишать самостоятельности, то она не формируется. Если у ребенка и были элементарные навыки деятельности в чем-либо и потребность (желание) их проявлять, то с прекращением их применения они со временем утрачиваются и на смену им приходит неприятие и нежелание этой деятельности. Впоследствии, даже заставляя ребенка что-то сделать, в чем-то помочь по дому, что он когда-то делал, но от чего его отучили, достигнуть положительного результата очень сложно.
В повседневной жизни можно наблюдать, что один ребенок в два года самостоятельно одевается, другой и в семь многое не может; один имеет обязанности по дому и успешно их выполняет, другой не только их не имеет, но и когда его просят что-то сделать, то ему становится непонятно, почему именно он должен это делать. Подобных социальных аномалий Достаточно много, что обусловлено недостатками воспитания.
Д. Внушаемость в раннем возрасте выступает значительным движителем действий и поступков ребенка, его отношения к различным явлениям, реакции на что-либо и пр. Наибольшей внушающей силой отличаются те, кто являются для него неоспоримым авторитетом.
|,раннем возрасте — это мать (лицо, ее заменяющее), постоянно на-ицаяся с ним. С возрастом авторитет может изменяться и заме-гься. У мальчиков им становится отец или старший брат; у девр-— мать или старшая сестра. У первоклашек, которых активно эвили и настраивали на учебу, — учительница, особенно если она понравилась.
|; Внушаемость воздействует на подсознание. Влияние внушения гаточно сильно, если оно направлено на оценку, характеристику |Э|И перспективу безопасности человека, его здоровья, благополучия, ри наличии у человека негативного опыта, соответствующего вну-емому воздействию, его влияние значительно возрастает. Напри-|рр, «дети улицы», имеющие негативный опыт поведения, объедине-[ в «стаю». Для них лидер «стаи» является авторитетом. Его пример, ^йствия обладают внушающим воздействием и побуждают невольно цражать ему в отношениях и поведении, беспрекословно подчиня-
его указаниям.
Характерно, что внушаемость сохраняется у человека практически жизнь. Сила ее возрастает, если информация имеет жизненно яое значение для того, на кого она направлена. С возрастом она Цажет усиливаться или ослабляться в определенных пределах. Для цаемых людей это влияние приобретает особую значимость в их ^циальном развитии.
|;, Е. Потребность человека в социальном общении появляется с рож-и требует удовлетворения. Именно в семье она получает наи-ыпую возможность в реализации. Мать, общаясь со своим ребен-с первых дней, стимулирует развитие у него этой потребности, дучайно после рождения рекомендуют как можно раньше прино-> его к матери, чтобы она взяла его на руки и прижала к себе. Этим яивается взаимная физиологическая и социальная потребность |тери и ребенка в общении. Нереализация этой потребности суще-|енно сказывается на его социальном развитии. Данный фактор Мкно установить на примере формирования детей, оставшихся без Печения родителей. Их недостаток в социальном общении сущест-цщо сказывается на развитии. У таких детей формируется состоя-6, которое получило название «госпитализм»1.