Й раздел: Обучение элементам грамоты

o Разрезные азбуки.

o Русский алфавит (таблица).

o Наборы букв и слогов, касса для них (демонстрационные).

o Кассы букв (индивидуальные).

o Рамки-абаки, линейки-абаки для обучения слоговому чтению.

o Слоговые таблицы (демонстрационная и раздаточные).

o Настольные игры с буквами типа «Азбука», «Кубики» и др.

o Таблицы с материалом для чтения (слоги, слова, предло­жения, тексты).

o Книжки-самоделки с короткими текстами для чтения.

o Карточки — слова с пропущенными буквами, слогами.

o Карточки для буквенного анализа слов. ,

o «Азбука» (книга для обучения чтению дошкольников).

o Букварь для вспомогательной школы (В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина).

o Образцы букв из наждачной бумаги и другого материала.

o Магнитная азбука.

o Карточки — названия различных предметов в групповой комнате.

o Тетради и простые карандаши для «печатания» букв, слогов, слов, предложений.

o Занимательные материалы по обучению чтению (ребусы, кроссворды и др.).

o Картотека физкультминуток, веселых стихов, пословиц и поговорок, связанных с «Веселой грамматикой» и «Занимательным азбуковедением».

Й раздел: Словарная работа

o Тематические экскурсии, целевые прогулки (знакомство с предметами ближайшего окружения).

o Коллекция предметов для ознакомления и обследования (цвет, форма, размер, составные части, фактура на ощупь).

o Муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико-тематическим циклам.

o Картинки с изображением действий (один субъект совершает различные действия, разные субъекты совершают одно и то же действие).

o Картинки-иллюстрации:

-различных признаков предметов (цвет, форма, величина, протяженность);

-слов-антонимов.

o Речевые задания для формирования навыков словообра­зования (суффиксального и префиксального):

-с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов (гриб — грибок, белый — беленький);

- с использованием, «увеличительного» суффикса (ноги — , ножищи);

-образование названий детенышей животных (котенок, котята);

-образование относительных прилагательных (стекло — стеклянный);

-образование притяжательных прилагательных (утка —утиный клюв, утиное яйцо, утиные лапки);

-сложные слова (игрушки, предметные картинки с соответствующими изображениями: самолет, паровоз, снегопад и т.д.);

-приставочные глаголы (картинки: птичка — клетка, медведь — елка, белка — два дерева и др.);

-образование названий профессий;

-многозначные слова;

-подбор однокоренных слов.

o Картотека игр и игровых упражнений на активиза­цию словаря и словообразование (игры типа «У кого какая мама?», «Малыши и великаны», «На одно смотрят, разное видят» и т. п.).

o Карточки — символы игровых словарных упражнений.

o Различные фигурные классификаторы: ваза (цветы), кор­зина (фрукты, овощи, грибы, ягоды, детеныши животных, игруш­ки), клумба (цветы), большая ветка (птицы, фрукты) и т. д.

Й раздел: Развитие грамматического строя речи

oНабор предметных картинок и игр для упражнений в изменении числа имен существительных и глаголов.

oНабор сюжетных картинок для упражнений в словоизме­нении (склонение существительных и прилагательных, спряже­ние глаголов).

oНабор сюжетных картинок для упражнений в употреблении предлогов. Карточки — символы предлогов.

oПодборка игрового, картинного материала для упражнений в согласовании:

-имен прилагательных с именами существительными;

-имен существительных с именами числительными;

-притяжательных местоимений с именами существительными (мой, моя, мое, мои).

oНаборы сюжетных картинок для составления простых предложений.

oРазличные настольно-печатные игры, в которых требуется использовать разные конструкции предложений.

Й раздел: Связная речь

o Подборка диалогов, игр с диалогами для выразительного чтения наизусть, инсценирования (типа «Гуси-гуси...»).

o Подборка диалогов для сюжетно-ролевых игр. Короткие рассказы с иллюстрациями для заучивания. Наборы сюжетных картинок с вопросами к ним для составления коротких рассказов.

o Фланелеграф с комплектами картинок для одновременно­го рассказывания и демонстрации героев и их действий.

o Серии сюжетных картинок для составления рассказов.

o Карточки-символы для выделения частей рассказа (нача­ло, середина, конец).

o Опорные таблицы-схемы для описательных рассказов.

o Игровой материал для драматизации.

o Различные виды театров.

o Подбор коротких сказок, рассказов для инсценирования.

o Книжки-малютки с текстами для пересказов.

o Детская художественная литература.

o Различные настольные игры, требующие объяснительной речи («Кто чем питается? Почему?», «Что лишнее? Почему?»).

o Речевые логические задачи.

o Таблица знаков препинания для знакомства и работы над интонацией вопросительного, восклицательного, побудитель­ного и повествовательного предложения.

Наши рекомендации