Иностранный язык в сфере профессионального общения

Основная образовательная программа

По направлению подготовки 032700.62 Филология

профиль: Зарубежная филология (английский язык и литература)

Философия

Цель дисциплины:сформировать у студента способность самостоятельно мыслить, аргументировать собственную точку зрения; способствовать осознанию всеобщего характера философского знания и умению применять его для определения собственной гражданской позиции.

Требования к уровню освоения содержания курса:В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-7, ПК-8, ПК-10, ПК-16.

Место дисциплины в учебном плане:Дисциплина относится к циклу ГСЭ, к его базовой части – ГСЭ. Б. 01. Курс является обязательной дисциплиной, читается в третьем и четвертом семестрах для студентов специальности «Зарубежная филология (английская)».

Содержание дисциплины:

Философия как наука. Мировоззрение и его виды. Философское учение о бытии. Понятие материи в философии. Проблемы сознания в философии. Диалектика. Законы, принципы и категории диалектики. Познание и его структура. Проблема человека в философии. Проблема общества в философии. Этапы развития философии. Античная философия.

Философия Средневековой Европы. Философия эпохи Возрождения и Просвещения. Философия Нового времени. Немецкая классическая философия. Философия марксизма. Русская философия. Постклассическая философия. Западная философия 20 века.

Актуальные проблемы современного философского знания.

Иностранный язык

ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:

- Развивать навыки языка в его литературной форме и диалектном разнообразии;

- формировать навыки устной и письменной разновидности литературного языка, дальнейшее развитие устной и письменной речи в результате овладения речевыми образцами, содержащими новые лексические и грамматические явления.

- совершенствовать навыки устной диалогической и монологической речи и перевода, письменной речи, совершенствовать навыки практического овладения грамматикой.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть.

Дисциплина занимает важное место в общей системе подготовки студентов языкового вуза, т.к. предполагает подготовку специалистов в области английского языка, свободно владеющего грамматически правильной английской речью.

Место курса практики речи в системе подготовки специалиста: ознакомить студентов с основными категориями устной речи; формировать навыки построения правильной речи; формировать навыки аудирования, навыки построения устной монологической и диалогической речи; формировать умения излагать на английском языке содержание оригинального текста в устной форме; формировать навыки использования изученной лексики при составлении рассказов, при выполнении творческих заданий; формировать навыки беседы на английском языке, навыки дискуссионного характера в различных коммуникативных ситуациях. Иностранный язык тесно связан с другими аспектами курса английского языка: практикой письменной речи, практической и коммуникативной грамматикой, домашним чтением, интерпретацией текста и т.д.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций,

а) общекультурные (ОК):

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- владение нормами английского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи английского языка; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на английском языке (ОК-2);

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

- умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-7);

- умение использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

- владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации (ОК-13);

б) профессиональными (ПК)

- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории изучаемого языка, теории коммуникации, филологического анализа(ПК-1);- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

- свободное владение изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);

- владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на изучаемом языке (ПК-4);

- владение навыками выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) (ПК-8);

- способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования; (ПК-9);

- умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик (ПК-10);

- готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися (ПК-11).

- владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-12);

- владение базовыми навыками доработки и обработки (например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование) различных типов текстов (ПК-13);

- владение навыками перевода различных типов текстов (в основном научных и публицистических, а также документов) с иностранных языков и на иностранные языки; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках (ПК-14).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- активный словарь урока;

- речевые образцы, изучаемой лексики курса;

- материал основного текста урока;

- разговорные формулы;

- особенности употребления речевых образцов и лексического минимума по темам: «Family Relationships», «Home», «Daily Routine», «Weather», «Appearance and Character», «Jobs and Careers», «Health»;

Уметь:

- высказываться по изученным темам;

- использовать лексику и речевые образцы в спонтанной и подготовленной речи;

- составлять диалогические, монологические высказывания;

- писать сочинения;

- переводить, пересказывать читаемые тексты, высказывать свое мнение по прочитанному материалу;

- владеть лексикой по темам и свободно использовать речевые образцы в спонтанной диалогической и монологической речи по темам;

Владеть: навыками пересказа текста с элементом анализа, перевода текста, составления диалогических и монологических высказываний, высказывания, понимания англоязычной речи на слух, художественного перевода, пересказа с элементами анализа, дискуссионного характера, самостоятельной подготовки коммуникативных заданий, перевод грамматических моделей с учетом норм языков, правильного стилистического использования грамматических моделей.

Содержание разделов дисциплины

1. Family Life: relatives, marriages.

2. Appearance and Character: description of people’s appearances, character traits.

3. Daily Routine: daily routine, domestic chores, your day.

4. Home: types of houses, the house of your dream.

5. Weather: seasons, weather cataclysms.

6. Jobs and Careers: professions, resume, application letter.

7. Health and Fitness: diseases, medicines, diets, sport terms – sports, games.

История

ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:

Дать представление об основных направлениях исторического развития России с древнейших времен до современности, системы ее политических институтов и центров власти, общественно-политических сил и движений, экономического и культурного развития на основе анализа исторических источников и литературы. Научитьобучающихся овладевать методами исторического познания, соответствующими современным требованиям.

Требования к уровню освоения содержания курса:

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

использованием основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

Место дисциплины в учебном плане:

Дисциплина «История» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин.

Она логически и содержательно связана с базовыми дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла «Философия», «Экономика», «Политология».

Для освоения данной дисциплины обучающийся должен обладать базовыми знаниями по отечественной и всемирной истории, полученными в процессе освоения исторических дисциплин в школе. Поэтому «История» преподается на первом курсе.

Содержание дисциплины:

Разделы дисциплины
Введение. История как наука.
Истоки славянской государственности.
Этапы становления российской государственности. Особенности политического и социального строя российского государства в IX – XVIII вв.
Общая характеристика социально-экономического и культурного развития России в IX – XVIII вв.
Российская империя в XIX веке.
Россия в начале XX века.
Революция и Гражданская война в России.
СССР в 1920 -1930-е гг.
СССР в годы Великой Отечественной войны.
СССР в 1945 -1985 гг.
Распад СССР и становление новой России.

Экономика

Цель дисциплины:формирование у студентов экономического мышления и экономической культуры путем изучения основных категорий, законов, тенденций экономического развития страны, региона, практики реформирования экономики.

Требования к уровню освоения содержания курса:В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-7, ПК-8, ПК-10,ПК-16.

Место дисциплины в учебном плане:Дисциплина относится к циклу ГСЭ, к его базовой части – ГСЭ. Б. 04. Курс является обязательной дисциплиной, читается в пятом семестре для студентов специальности «Зарубежная филология (английская)».

Содержание дисциплины:

Экономика как наука. Экономические потребности, блага и ресурсы. Экономический выбор. Собственность в экономической системе. Экономические агенты. Типы и модели экономических систем. Теория общественного производства. Рынок и механизм его функционирования. Теория конкуренции и монополии. Теория спроса и предложения. Рынок факторов производства и распределения доходов. Предприятие (фирма) в сфере рыночных отношений. Издержки предприятия и его результаты.

Национальная экономика. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос в совокупное предложение. Инфляция и безработица.

Бюджет и налоги. Бюджетно-налоговая политика. Банковская система. Деньги и их функции. Денежно-кредитная политика. Доходы населения и социальная политика. Экономическое развитие Российской Федерации в современных условиях.

Правоведение

Цель дисциплины:Формирование у бакалавров знаний о правовой системе РФ, об отдельных отраслях права и механизме правового регулирования общественных отношений; формирование знания основных юридических понятий, правовой культуры поведения и стремления к повышению своей юридической грамотности; формирование умений и навыков по поиску, анализу нормативно-правовых актов и юридической информации, составлению юридических документов для их использованию в будущей профессиональной деятельности филолога.

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1; ОК-5; ОК-9; ПК-8;ПК-7, ПК-8.

Место дисциплины в учебном плане:дисциплина относитсяк циклу гуманитарному, социальному и экономическому циклу, его базовой части – ГСЭ.Б.05, дисциплина осваивается во втором семестре.

Содержание дисциплины:Правоведение как наука и учебная дисциплина. Возникновение и сущность государства и права. Их роль в жизни общества. Норма права и ее структура. Источники права. Правовая система. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Система законов и других нормативно-правовых актов. Система российского права. Отрасли и институты права. Правоотношение. Правонарушения и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе.

Правовое государство. Конституция РФ как основной закон государства. Конституционно - правовой статус человека и гражданина. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Сделки, недействительность сделок. Право собственности и ограниченные вещные права. Обязательства, их виды и способы обеспечения. Ответственность за нарушение обязательств. Гражданско-правой договор. Наследственное право. Наследование по закону и по завещанию. Защита гражданских прав.

Предмет метод, источники семейного права. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Устройство детей, ставшихся без попечения родителей. Трудовое право. Социальное партнерство в сфере труда Трудовой договор. Трудовая дисциплина и дисциплинарная ответственность. Административное право и его особенности. Административные правонарушения и административная ответственность физических и юридических лиц. Уголовное право как отрасль права. Понятие преступления, его состав. Уголовная ответственность, ее виды. Предмет, содержание и источники экологического права. Принципы и объекты охраны окружающей природной среды. Юридическая ответственность за экологические правонарушения и нарушения требований законодательства об охране окружающей среды. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

Иностранный язык в сфере профессионального общения

Целью дисциплины «Иностранный язык в сфере профессионального общения» для неязыковых специальностей является обучение практическому владению языком для активного применения иностранного языка в профессиональном общении.

Задачи дисциплины «Иностранный язык в сфере профессионального общения»: усвоение студентами фонетики, грамматики (морфологии и синтаксиса), наиболее употребительной обще-профессиональной лексики и фразеологии, а также совершенствование навыков коммуникации.

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения культуры формируются следующие компетенции: ОК-1, ПК-4, ПК-14 (для профилей «Отечественная филология», «Прикладная филология»); ОК-1, ПК-7, ОК-3.

Место дисциплины в учебном плане: Цикл ГСЭ, вариативная часть, дисциплина осваивается в 4 семестре.

Содержание дисциплины:

Раздел 1. Фонетика. Правила и техника чтения.

Раздел 2. Грамматика (морфология и синтаксис).

Части речи. Существительное: множественное число, артикль, притяжательный падеж. Местоимение: личные, притяжательные, возвратные, указательные. Числительное: порядковое, количественное, дробное. Прилагательное и наречие: степени сравнения. Оборот «есть, имеется». Глагол (личные и неличные формы): система времен активного и пассивного залогов, согласование времен, модальные глаголы и их эквиваленты, фразовые глаголы, причастия, герундий, инфинитив. Словообразование: аффиксация, конверсия. Структура простого предложения. Отрицание. Образование вопросов. Усложнение структуры (конструкции) в составе предложения. Структура сложного предложения.

Раздел 3. Лексика и фразеология. Базовая терминологическая лексика. Многозначность слов. Сочетаемость слов. Основные отраслевые словари и справочники.

Раздел 4. Основы деловой переписки. Деловые письма. Контракты. Резюме.

Раздел 5. Чтение литературы по специальности. Виды чтения литературы по специальности.

Раздел 6. Аудирование.

Восприятие на слух монологической и диалогической речи.

Раздел 7. Говорение.

Публичная монологическая и диалогическая речь.

Раздел 8. Перевод специальной литературы. Аннотирование, реферирование. Письменный перевод литературы по специальности. Виды аннотирования и реферирования.

Психология и педагогика

Цель дисциплины:ознакомить студентов с основными направлениями развития психологической и педагогической науки, сформировать представление о теоретических основах психологии и педагогики.

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения культуры формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-8, ПК-4, ПК-7, ПК-8

Место дисциплины в учебном плане: Цикл ГСЭ, вариативная часть, дисциплина осваивается во 2 семестре.

Содержание дисциплины:

Предмет, объект и методы психологии. История развития психологии. Научные школы в зарубежной и отечественной психологии. Отражение психологических концепций в педагогической практике. Психика, её структура. Соотношение сознательного и бессознательного. Основные психические процессы. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Память, её виды. Психология внимания. Основные свойства и виды внимания. Природа воображения. Воображение и личность. Психология личности. Основные теории личности. Понятие о свойствах личности. Научные подходы к определению структуры личности. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Индивидуально – психологические особенности личности. Темперамент, характер, способности. Эмоционально – волевая сфера личности. Личность в деятельности и общении. Механизмы и формы психологической защиты. Самосознание и самооценка. Межличностные отношения. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы. Педагогический процесс как целостное явление. Структура, принципы, законы и закономерности педпроцесса. Стратегии педагогического взаимодействия. Традиционные и современные формы организации педпроцесса. Педагогическая профессия и её роль в современном обществе. Общая характеристика учебной деятельности. Принципы, структура обучения. Развитие психических функций в обучении. Теории восстания. Основные методы, принципы воспитания. Семья как фактор воспитания личности. Педагогика межличностных отношений. Традиции и инновации в образовании. Развивающие педагогические технологии.

Политология

Цель дисциплины:политическая социализация студентов; обеспечение политического аспекта подготовки высококвалифицированного специалиста на основе современной мировой и отечественной политической мысли; овладение политическими знаниями как теоретической основой для анализа социально-политических процессов; приобретение умений и навыков, позволяющих ориентироваться и принимать решения в общественно-политической жизни; владение методами политологических исследований.

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-9, ОК-11, ПК-7, ПК-8.

Место дисциплины в учебном плане:дисциплина относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, к его вариативной части – ГСЭ.В о.03; осваивается в 5 семестре.

Содержание дисциплины:

1. Политология как наука и учебная дисциплина.

Политика как предмет политологии. Политическая власть. Политические интересы и отношения. Этапы становления и развития политической науки. Методы и функции политологии.

2. Политическая система и институты власти.

Политическая система как социальное явление. Государство. Законодательная власть.

Исполнительная власть. Судебная власть. Местная власть. Политические партии и общественные объединения. Политический режим.

3. Политические процессы.

Политический процесс: сущность и структура. Политическая деятельность и политическое участие. Принципы и методы взаимодействия субъектов политики. Политическое лидерство. Представительство и выборы. Средства массовой информации и коммуникации. Политическая трансформация.

4. Политическая культура и идеология.

Политическое сознание. Политическая культура. Политическое поведение. Политические идеологии. Консерватизм и неоконсерватизм. Либерализм и неолиберализм. Идеология социализма.

5. Международные отношения и внешняя политика.

Система современных международных отношений. Геополитика. Мировая политика и глобальные проблемы современности: проблема войны и мира, экологическая, демографическая, энергетическая. Международные союзы и организации. Внешняя политика государства.

Наши рекомендации