Матрица для определения эталонноста общности
Фамилия, имя | Ответы | Сумма баллов | Кол-во ответов | ||||||
Итого: |
Показателем эталонности общности в восприятии ее членов (М) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов учащихся на количество ответов учащихся на данный вопросник.
Принято считать, если М составляет не менее 75% от максимально возможной оценки (в нашем случае М > 3), то можно констатировать высокий уровень эталонное™ общности; если
78,
же, М составляет 50—74% (2 < М < 3) или менее 50% (М< 2), то это соответственно свидетельствует о среднем и низком уровнях: эталонности общности в восприятии ее членов.
2.2.4. МЕТОДИКА «КАКОЙ У НАС КОЛЛЕКТИВ»
(разработана профессором А. Н. Лутошкиным)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.
Ход проведения. Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел» (Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М., 1986).
«Песчаная россыпь»
Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи»
Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того,, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы.
Группа эта существует формально, не принося радости, и удовлетворения всем, кто в нее входит.
«Мягкая глина»
Известно, что мягкая глина — материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.
В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все
получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.
Скрепляющим здесь звеном еще являются нормальная дисциплина и требования старших. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера — хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.
«Мерцающий маяк»
В штормовом море маяк приносит уверенность и опытному и начинающему мореходу: курс выбран правильно, «так держать!» Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».
Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, которые не дадут погаснуть огню, — организаторы, актив.
Эта группа заметно отличается от других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех. «Алый парус»
Алый парус — это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательно-
стью. Командный состав парусника — знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» появляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например, в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.
Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.
«Горящий факел»
Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.
Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя новые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив — тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим. '
Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.
Возможен и другой вариант использования этой методики. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше классное сообщество и почему; что нам мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива;
что поможет стать нам более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.
2.2.5. ИГРА «МОРСКИЕ КОМАНДНЫЕ УЧЕНИЯ»
(составлена на основе разработки игры «Потерпевшие кораблекрушение», изложенной в книге Кьелла Рудестама «Групповая психотерапия»)
Цель: выявить сформированность эмоционально-психологических отношений учащихся в коллективе класса, определить лидеров классного сообщества.
Оборудование и инвентарь:
столы экипажей и пункта управления учениями располагаются по кругу (за каждым столом будет сидеть от 3 до 5 человек), стулья расставляются вдоль стены;
на классной доске изображается табло с перечислением предметов, которые будут ранжированы в ходе игры;
30 листов бумаги для заметок и 10—15 стандартных листов чистой бумаги;
таблички для обозначения номеров или названий экипажей кораблей.
Ход проведения игры.
1. Учащимся класса предлагается разделиться на экипажи кораблей в составе от 3 до 5 человек в каждом и расположиться за расставленными в аудитории столами. Классный руководитель и его помощники (2—3 школьника из числа старшеклассников) занимают стол, который является пунктом управления учениками.
2. Члены экипажей в течение 2—3 минут придумывают названия своих кораблей и сообщают о своем решении участникам игры. На стандартном листе они записывают фамилии и имена членов своей команды.
3. Классный руководитель зачитывает следующую инструкцию: «В нашем классе проводятся морские командные учения. С этой целью сформированы экипажи кораблей. Корабли не имеют постоянной связи друг с другом и с пунктом управления учениями. Только руководитель учений может установить связь с любым кораблем и наладить ее между кораблями. Эки-
пажам необходимо выполнить сложное задание Генерального штаба. Представьте, что в результате пожара ваш корабль тонет летом в Тихом океане. Из-за поломки навигационных приборов вы не знаете, где находитесь, но примерно на расстоянии тысячи миль от ближайшей земли и на таком же расстоянии от водных путей других кораблей. Имущество оставшихся в живых составляет несколько коробок спичек и пять 10-рублевых купюр. Все спасшиеся члены экипажа могут воспользоваться прочным надувным плотом и взять с тонущего корабля 10 предметов. Запишите эти предметы в центре листка для заметок, располагая их друг под другом:
зеркало для бритья;
20-литровая канистра с водой;
одна коробка сухих пайков;
карта Тихого океана;
10-литровая канистра с нефтегазовой смесью;
транзисторный радиоприемник;
одна бутылка рома крепостью 80 градусов;
две коробки шоколада;
рыболовная снасть;
плавательная подушка.
Вам необходимо решить, какой из перечисленных предметов следует взять с тонущего корабля в первую, вторую..., десятую очередь».
4. Руководитель учений предлагает: «В течение пяти минут каждый из членов команды должен самостоятельно поставить цифровой ранг от 1 до 10 перед перечисленными предметами в зависимости от их важности в данной ситуации».
5. Пункт управления учениями приказывает: «В течение пяти минут каждый экипаж должен принять совместное решение о ранжировании предметов» (ранги предметов ставятся командиром экипажа на стандартном листе бумаги).
6. Поступает указание руководителя учений: «После выработки совместного решения каждому члену экипажа предлагается в течение двух минут принять свое окончательное решение по ранжированию предметов и поставить цифры рангов после наименования предметов».
7. Пункт управления учениями приказывает: «Между экипажами кораблей (называются номера или названия этих кораблей) будет установлена связь на две минуты. У экипажей есть возможность использовать эти минуты, чтобы избежать
ошибок и сомнений в своем групповом решении. Дается одна минута для подготовки выхода на связь... Связь между кораблями установлена, можно приступить к работе».
8. Руководитель учений приказывает: «В течение трех минут каждому экипажу принять свое окончательное решение по ранжированию предметов и доложить о нем руководителю учений».
9. Капитаны кораблей поочередно заносят решение своих экипажей на табло и обосновывают коллективную точку зрения своей команды.
10. Руководитель учений заносит на табло правильное ранжирование предметов, а его помощники высчитывают сумму отклонений решений экипажей от правильных рангов предметов:
Предметы | Правильный ранг | Решения экипажей | |||
1-й корабль | Отклонения | 2-й корабль | Отклонения | ||
Зеркало | |||||
Канистра с водой | |||||
Сухой паек | |||||
Карта Тихого океана | |||||
Канистра со смесью | |||||
Транзистор | |||||
Бутылка рома | |||||
Шоколад | |||||
Рыболовная снасть | |||||
Плавательная подушка |